Расширенный поиск
25 Ноября  2020 года
Логин: Регистрация
Пароль: Забыли пароль?
  • Джюрекге ариу – кёзге да ариу.
  • Окъугъанны бети джарыкъ.
  • Керилген да, ургъан кибикди.
  • Аш берме да, къаш бер.
  • Абынмазлыкъ аякъ джокъ, джангылмазлыкъ джаякъ джокъ.
  • Босагъагъа джууукъ орун болса, ашыгъыб тёрге озма.
  • Билим насыб берир, билим джолну керир.
  • Ашхы адам – халкъ байлыгъы, ашхы джер – джашау байлыгъы.
  • Башланнган иш битер, къымылдагъан тиш тюшер.
  • Кёбню кёрген – кёб билир.
  • Ётюрюк хапар аякъ тюбю бла джюрюйдю.
  • Ишин билген, аны сыйын чыгъарады.
  • Зар адамны насыбы болмаз.
  • Тамырсыз терекге таянма – джыгъылырса.
  • Баргъанынга кёре болур келгенинг.
  • Ёгюзню мюйюзлери ауурлукъ этмейдиле.
  • Кютгени беш эчки, сызгъыргъаны уа, джерни джарады.
  • Тёрдеги кюлсе, эшикдеги ышарыр.
  • Мал ёлсе, сюек къалыр, адам ёлсе, иши къалыр.
  • Орундукъ тюбюнде атылсам да, орта джиликме, де да айлан.
  • Чабакъ башындан чирийди.
  • Алма терегинден кери кетмез.
  • Кесинг сынамагъан затны, адамгъа буюрма.
  • Ата Джуртуму башы болмасам да, босагъасында ташы болайым.
  • Джашлыкъ этмеген, башлыкъ этмез.
  • Ач – эснер, ат – кишнер.
  • Таукел тауну аудурур.
  • Нарт сёз – тилни бети.
  • Ана кёлю – балада, бала кёлю – талада.
  • Кесине оноу эте билмеген, халкъына да эте билмез.
  • Къартны сыйын кёрмеген, къартлыгъында сыйлы болмаз.
  • Баланы адам этген анады.
  • Арбаз сайлама да, хоншу сайла.
  • Ёлюр джаннга, ёкюл джокъ.
  • Дууулдаса – бал чибин, къонса – къара чибин.
  • Керти сёзге тёре джокъ.
  • Болджал ишни бёрю ашар.
  • Ашха уста, юйюнде болсун
  • Аз сёлешген, къайгъысыз турур.
  • Аш иеси бла татлыды.
  • Суугъа – таянма, джаугъа – ийнанма.
  • Ашда – бёрю, ишде – ёлю.
  • Сангырау къулакъ эл бузар.
  • Кёб джат да, бек чаб.
  • Бермеген къол, алмайды.
  • Бек анасы джыламаз.
  • Къонакъ аман болса, къонакъбай джунчур
  • Уруну арты – къуру.
  • Ашын ашагъанынгы, башын да сыйла.
  • Тамчы таш тешер.

Древние тюрки говорили... На скифском языке?

10.06.2003 0 2069

История человечества насчитывает около 3 миллионов лет, история хомо сапиенса - человека разумного, т. е. современного человека, - 50 тысяч лет. Это верхний палеолит. Но на самом деле историю человечества мы можем изучать лишь за последние 10 тысяч лет, так как о более раннем периоде конкретно говорить не о чем, кроме как о каменных орудиях и палках. И, наконец, надо признать, что по-настоящему-то история начинается лишь с того времени, с какого до нас начинают доходить слова живших в прошлом людей - со времени появления письменности. Это случилось более 5 тысяч лет назад в Шумере в эпоху Урукской культуры.

Итак, история, т. е. описание деяний людей, живших в прошлом, начинается лишь там и тогда, где, и когда люди изобретают письменность и начинают, конечно, сами того и не сознавая, летопись человечества. С этого времени и начинается, если можно так сказать, человек цивилизованный, начинается цивилизация - новая эпоха в развитии человечества.

Главный отличительный признак человека от его старших (а не младших, как мы, люди, привыкли считать) братьев - животных,- это его разум и, как следствие разумности,- речь, умение выразить мысль посредством звуков, а попроще - слов. Естественно предположить, что навыками разговорной речи первобытные люди начали овладевать еще на заре человечества - многие тысячи, а скорее всего даже и миллионы лет тому назад. Не знаю, что говорит по этому поводу филология, но я считаю до неприличия самонадеянностью утверждать, что тот язык появился на свет Божий вот в таком-то веке до нашей эры, а этот - в таком веке нашей эры.

Так можно говорить о народах, но не о языках. Языки, по-моему, появились на определенной стадии развития того или иного изолированного рода или племени, когда люди только-только начинали обретать разум, т. е. язык развивался у людей по мере того, как они "умнели", а по-научному - по мере увеличения объема мозга. А раз так, то и первые слова зазвучали еще в нижнем палеолите, т. е. два-три миллиона лет тому назад! И корни любого языка тянутся в эту глубь. Потому что люди, уже говорившие на каком-то языке, могут, если того потребует жизнь, усвоить другой язык, но выдумывать совершенно новый язык ни при каких условиях уже не станут. Кто-нибудь может сказать: вот, мол, жил-жил этот народ, а потом взял да и сменил свой язык, притом не перешел на язык того или иного соседа, а выдумал совершенно новый, доселе никому не известный язык. Такого случая в истории человечества нет и быть не может. Образно говоря, каждый народ хранит свой хурджин с сокровищами-словами еще с пещерных, первобытных времен. Конечно же, как и с людьми, с народами тоже за время их жизни всякое случается: один, глядишь, уже имеет два хурджина слов-сокровищ (русский народ, к примеру) - свой берег, у соседей занимал, не брезговал, у заезжих купцов скупал; а у другого хурджин совсем тощим стал - словно пустые камешки растерял-разбросал свои сокровища-слова; а третий, бедный, и вовсе без хурджина остался - не уберег свое сокровище, свой язык, чужими словами пользуется.

Итак, думаю я, все языки - древние, они прошли "по пыльным дорогам" далеких веков с первобытных времен. А сегодняшний вид каждого из них - это полностью на совести его хранителей: людей, говоривших и говорящих на этом языке, - если люди не только сохранили, но и приумножили свой язык, холили-берегли его, и сегодня их речь красива и сильна - честь им и слава, и павшим и живым! А если народ по небрежности своей не уберег свой язык - свое сокровище, и сейчас нищенствует, живет лишь на подаяние - пользуется чужим языком - хоть и жалко его, но пусть будет ему стыдно!

Большие ученые-академики, профессора говорят: тюркский язык появился на свет Божий в VI веке нашей эры. Это когда возник Великий Тюркский каганат. Как будто речь идет не о языке, а о ребенке! Скажите тогда, пожалуйста, господа академики, на каком же языке до образования Тюркского каганата говорили тюрки и их предки и откуда они взяли этот язык или как они его придумали? И почему они мучились (это же не шутка!) выдумывали этот язык, да еще с наиболее прогрессивными законами развития, ясный и простой (нет родов, предлогов; агглютинация) вместо того, чтобы просто взять да и выучить язык одного из соседей - сяньбинцев, тайчжиутов, татар, кераитов, найманов (наиболее известные племена, которые впоследствии объединил хан Темуджин и всех вместе назвал монголами, а себя - Чингиз-ханом), китайцев или тангутов? А что - люди, которые в VI веке стали известны истории как тюркют, тюрк, до этого и они сами, и их предки вообще не разговаривали, что ли, у них не было языка?..

Все очень просто и... по-детски наивно - тюрки, если они раньше VI века нашей эры не жили молча, зажав рты, а говорили на своем языке, или же, скажем, на китайском, то должны были доложить об этом своевременно, так, мол, и так, господа ученые XX века, мы, люди, живущие вот здесь и здесь в такое вот время, уже давным-давно умеем говорить и впоследствии, мол, наш язык назовут тюркским. Только вот маленькая неувязочка получается - любой учитель требует ответа от ученика лишь после того, как научил его чему-нибудь или дал задание заранее. А давали ли наши академики и профессора первобытным предкам тюрков задание на дом (извините - на пещеру!)- как только, мол, начнете разговаривать, так сразу же зарегистрируйте-запатентуйте свой язык в ближайшей академии наук? Нет, это нам не задавали!..

А если не задавали, то и спрашивать не надо. А надо просто написать: "Народ под названием "тюрки" стал известен науке в VI веке нашей эры. Язык этого народа так и называется - тюркский язык, он родствен языку гуннов". Если скромно, без претензий на всезнайство. И скажите людям - носителям тюркского языка - если сможете, найдите какие-нибудь данные о том, что язык ваш был известен в более раннее время, и вполне возможно, что он в более древнее время назывался по-другому - по имени носителя-этноса. Тогда я, как человек, чьим родным языком является балкарский (заметьте - уже не тюркский!), являющийся ответвлением тюркского (так считает официальная наука, а я считаю что наоборот - тюркский является ответвлением более древнего - алано-асского (балкарского) языка, т. е. скифского), представляю на ваш суд такой факт.

Менандр, повествуя о посольстве Земарха к тюркскому хану (568 г.), пишет: "Некоторые люди из этого племени, о которых уверяли, будто они имели способность отгонять несчастья, пришли к Земарху, взяли вещи, которые римляне везли с собой, склали их вместе, потом развели огонь сучьями дерева Ливана, шептали на скифском языке какие-то варварские слова и в то же время звонили в колокол и ударяли в тимпан над поклажею. Они несли вокруг ливановую ветвь, которая трещала от огня, между тем, приходя в исступление и произнося угрозы, казалось, они изгоняли лукавых духов. Им приписывали силу отгонять их и освобождать людей от зла. Отвратив, как они полагали, все несчастья, они провели самого Земарха через пламя, и этим, казалось, они сами себя очищали. Лишь после огненного очищения Земарх был допущен к хану (Гумилев Д.Н. "Древние тюрки". М., 1993. с. 88).

Прошу обратить внимание, господа академики, - древние тюрки, подданные и соплеменники Мугань-хана, к которому прибыл посланник Византии, говорят на скифском языке, а не на каком-нибудь другом: варварском или туземном языке! Уж кто-кто, но греки-то (коими являлись византийцы) уж точно могли отличить скифский от других языков, так как к этому времени, хотя бы по историческим данным, греки знали скифов и общались с ними уже не менее тысячи лет, со времен скифско-персидской войны 512 года до н. э.! И персидский хорошо знали греки. Но вот почему-то Менандр язык тюрков не назвал персидским, а назвал скифским. С чего бы? Все очень просто, если мыслить логично и непредвзято - скифы, саки, массагеты - это названия разных ветвей единого древнетюркского этноса, а может быть, даже и разные названия (данные разными народами или людьми) одного и того же этноса. Скорее всего, имя этому этносу было - ас. По-тюркски, вернее - по-асски - ас халкъы, т. е. ас-народ. Если, скажем, асов греки называли скифами, то имя саки, возможно, они получили через персов, так как и в слове "скифы", и в слове "саки" явно сохраняются основные звуки слова "ас халкъы"- звуки "а", "с", "к", "ы" ("и").

Если б, как говорит "академическая" наука, не так уж давно - еще в первые века нашей эры - всю Великую степь Евразии, начиная с Карпат и до Тянь-Шаня, населяли племена, говорившие на иранском языке, то навряд ли они бесследно исчезли бы с этих земель в столь короткое время - всего-навсего за два-три века! Ведь уже после гуннов (IV век нашей эры) на этой территории уже трудно найти клочок земли, где бы не жили тюрки - это и хазары, и половцы, и печенеги, и саки, и болгары, и гунны... Откуда вдруг столько тюркских народов? Неужели все они пришли вместе с гуннами? Нет, потому что истории хорошо известно, что это новый народ, сложившийся в южноуральских степях в результате смешения части хуннов, укрывавшихся здесь в конце II века нашей эры после тяжелого поражения от стремительной дружины сянь-бииского (одно из древнемонгольских племен) вождя - неукротимого Таншихая, с местными угорскими племенами. Так что, кроме собственно самих гуннов, все остальные тюркские племена, вдруг заполонившие всю Великую степь,- это не что иное, как остатки некогда единого древнетюркского этноса. Если б скифы, сарматы, аланы были бы ираноязычными народами, то только из-за гуннского нашествия они не исчезли бы, так как гуннов было по сравнению с ними ничтожно малое количество. Как не исчез, к примеру, народ Руси после татаро-монгольского нашествия, а просто распался на части - на московитов, или великороссов (впоследствии - русские), украинцев (малороссов) и белорусов...

Таким образом, в начале расцвета Тюркского каганата грек Менандр без всяких сомнений говорит, что они, тюрки, говорят на скифском языке. Он говорит так потому, что тюркский и скифский языки суть один и тот же язык, скифов же и их язык греки знали хорошо, вот поэтому и язык тюрков для греков скифский, а не какой-нибудь новый язык...

Это значит, что историю тюркских языков следует начинать со скифского. А это, по Геродоту, сперва, округленно 500 год до н. э.- время скифско-персидской войны, когда упоминаются черноморские скифы, и еще плюс 1000 лет в глубь веков - столько лет назад, говорят скифы Геродоту, они пришли в эти степи с гор Азии. А так как для тех времен 1000 лет по существу означает бесконечность, то и вывод - тюркский язык известен с незапамятных времен!

(Нет голосов)

  • Нравится