Расширенный поиск
25 Ноября  2020 года
Логин: Регистрация
Пароль: Забыли пароль?
  • Кёбден умут этиб, аздан къуру къалма.
  • Джырчы джырчыгъа – къарнаш.
  • Байлыкъ тауусулур, билим тауусулмаз.
  • Биреуню къыйынлыгъы бла кесинге джол ишлеме.
  • Сангырау къулакъ эл бузар.
  • Хар сёзню орну барды.
  • Билим ат болуб да чабар, къуш болуб да учар.
  • Тилчиден кери бол.
  • Къазанчы аман болса, къазаны къайнамаз.
  • Джахил болса анасы, не билликди баласы?
  • Къонакъ кёб келюучю юйню, къазаны отдан тюшмез.
  • Эм ашхы къайын ана мамукъ бла башынгы тешер.
  • Ким бла джюрюсенг, аны кёзю бла кёрюнюрсе.
  • Ёнгкюч къууана барыр, джылай келир.
  • Миллетни бойну – базыкъ, аны бла кюрешген – джазыкъ.
  • Ишлемеген – тишлемез.
  • Кёзден кетген, кёлден да кетеди.
  • Битмегеннге сакъал – танг.
  • Джангыз терек къынгыр ёсер.
  • Эл бла кёргенинг эрелей.
  • Иги адамны бир сёзю эки болмаз.
  • Таугъа чыгъаллыкъ эсенг, тюзде къалма.
  • Къумурсхала джыйылсала, пилни да джыгъадыла.
  • Элде адам къалмаса, ит тахтагъа минер.
  • Болджал ишни бёрю ашар.
  • Таукел тауну аудурур.
  • Эли джокъну – кёлю джокъ.
  • Кийимни бичсенг, кенг бич, тар этген къыйын тюлдю.
  • Билимден уллу байлыкъ джокъду.
  • Дженгил джетерикме деб, узун джолну къоюб, къысхасын барма.
  • Къан бла кирген, джан бла чыгъар.
  • Сакъ юйюне сау барыр.
  • Уллу суу бла уллу ауруудан башынгы сакъла.
  • Баш – акъыл ючюн, акъылман – халкъ ючюн.
  • Берекет берсин деген джерде, берекет болур.
  • Айныгъанлы алты кюн, тогъайгъанлы тогъуз кюн.
  • Эл тойса, тоймагъан, эл къойса, къоймагъан.
  • Ашхылыкъ джерде джатмайды, аманлыкъ суугъа батмайды.
  • Тюзлюк тас болмайды.
  • Къууут – джелге, берне – бошха.
  • Джетген къыз джерли эшекни танымаз.
  • Хазыр ашха – терен къашыкъ.
  • Кюн – узун, ёмюр – къысха.
  • Иги болса, тамадама – махтау, аман болса, меннге – айыб.
  • Башда акъыл болмаса, эки аякъгъа кюч джетер.
  • Къулакъдан эсе, кёзге ышан.
  • Къызбайны юйюне дери сюрсенг, батыр болур.
  • Ат да турмайды бир териде.
  • Тура эдим джата, къайдан чыкъды хата?
  • Джигер – джаннга къыйынлыкъ.

Скажи, Аттила, как тебя звали?

10.06.2003 0 1568

Факты, могущие пролить свет на историю народа, не обязательно искать только глубоко под землей, в древних курганах и развалинах. Их можно найти, и не меньше, так же и на земле - в названиях рек и гор, долин и местечек, а также в... обыденных словах.

Язык, как мы и отмечали,- это живая история народа. Я простой человек, невооруженный биноклем академических знаний, и то замечаю, как иногда сверкнет то или иное слово таинственным историческим блеском, на миг озаряя целую эпоху. Одно единственное слово, а высвечивает, словно прожектором, целую трагическую эпоху в жизни народа или льет свой ровный свет на быт и нравы народа, существовавшие, Бог знает, сколько веков тому назад!..

Вот поссорились два балкарца. Один из них, чувствуя себя всемогущим, уверенным в своих силах, может сказать: "Кесинги, юйюнгю да гунч этерме, жашы, тынч турмасанг!" Перевожу слова этого спесивого, самоуверенного балкарца: "Коль не будешь вести себя тише воды, ниже травы, парень, и тебя самого, и дом твой (и семью твою) сделаю гунч!" Сделаю гунч - значит испепелю, растопчу, уничтожу, пущу по ветру. Короче, и тебя самого, мол, и дома твоего на свете не будет.

Что это за слово "гунч" и откуда у него столь богатый набор смысловых оттенков, сводящихся к одному понятию - уничтожу? Пусть ищут все тюркологи мира, но я уверен - такого словосочетания - "гунч этерме!"- они не встретят ни в одном тюркском языке, кроме как в карачаево-балкарском! Просто потому, что в этом словосочетании спрессована великая трагедия, случившаяся только с аланами в начале IV века нашей эры. Это словосочетание одновременно является и живым свидетельством того, что мы жили на Кавказе еще задолго до того, как в этом регионе появились кипчаки. Кажется невероятным, но это так. Давайте попытаемся разобраться, что к чему.

Прибавьте к окончанию слова "гунч" букву "а" и несколько раз быстро повторите это словосочетание, но не так, как балкарцы обычно произносят,- "гунч этдим" (я разбросал, раскидал, уничтожил, испепелил),- а так, как получилось,- "гунча этдим". В переводе: "я сделал как гунн". Видите, форма "гунча этдим" опять возвращается к той форме, которую мы сегодня и употребляем - к форме "гунч этдим". А ведь мы повторили всего-навсего пять-шесть раз. Есть такое правило в нашей грамматике - если из двух слов образуется сложное слово, и если первое слово оканчивается на гласный звук, а второе также начинается с гласного, то один звук, как правило, первый, исчезает, пропадает. Правда, выражение "гунча этди" (сделал как гунн), "гунча этдим" (я сделал как гунн) не есть одно, сложное слово, но эти два слова неразрывно употребляются вместе, произносятся вместе вот уже около 1600 лет, потому ничего удивительного в том нет, что они подчинились грамматическому правилу как одно сложное слово.

А теперь откуда ты взял, что они вместе употребляются уже 1600 лет?- готовы многие из вас спросить. Знать это не составляет большой трудности. Как только аланы подчинили себе всех своих соплеменников и, наверняка, многие другие племена тоже и расселились от Каспия до Дуная, как с той, восточной, стороны Эдиль-реки (Волги) появляется угроза. В 355 году гунны перешли Эдиль-реку и разгромили аланов Северного Кавказа и степей между Волгой И Доном. Огромные массы аланов были уничтожены, часть их гунны увлекли с собой на запад. Чтобы понять все бедствие этого нашествия гуннов для аланов, достаточно и того, если сказать, что аланы, ранее занимавшие пространство от Арала до Дуная, после гуннов на карте отмечаются лишь на небольшой территории центра Северного Кавказа, т. е. на территории современного расселения балкарцев и карачаевцев, а также на части предгорных степей современного Ставропольского края. Аланы, своими глазами видевшие этот ад и пережившие его, не должны были все это забыть. Хотя нашествия Чингиз-хана и Тамерлана по последствиям оказались для аланов не менее тяжкими и даже, может быть, и более трагичными, так как уже дело шло к самому уничтожению народа, но все равно даже и после Чингиз-хана и Тамерлана осталась печальная память у аланов о гуннах. И сегодня балкарец, далекий потомок аланов трагической судьбы, угрожая своему врагу, говорит: "Тейри, и его самого, и дом его гунч сделаю!" Испепелю, уничтожу, раскидаю так, что следов не останется, значит. То есть поступит так, как поступили гунны с аланами!

После того, как гунны поступили с нами "как гунны", прошло 500 с лишним лет и вновь Эдиль-реку перешли кочевники - это были кипчаки. Они к Кавказским горам подходили не очень близко - они были кочевым народом, а поэтому без особых осложнений занимали почти опустевшие степи после гуннского урагана и распада Хазарской державы. В то время широкие степи от Волги до Дуная были, в общем-то, мало населенными. Вот поэтому, на мой взгляд, карачаевцы и балкарцы, как народ, начали формироваться в самом начале нашей эры, когда аланы, покорив окрестные родственные племена, стали доминирующей силой на Северном Кавказе и в степях от Волги до Дуная. Таким образом, ко времени прихода кипчаков в степи Предкавказья мы уже были вполне "взрослыми", которые били многих и которых били многие. Чтобы претендовать на роль наших предков, им следовало прийти пораньше...

Кстати, раз в этой главе мы говорили о гуннах, то хотелось сказать несколько слов и об имени широко известного в истории гуннского царя (или короля, как иногда его именуют источники) Аттилы. Ученые никак не могут прийти к единому мнению - что это за имя, что оно значит? В книге И. Мизиева "Шаги к истокам этнической истории Центрального Кавказа" есть такие строки: "Имя Аттилы многие объясняли как происходящее от слова атта "отец" и придавали ему значение "батюшка". Другие выводили это имя от названия реки Итиль, которая с VI в. стала именоваться Волгой. Вполне допуская такое толкование, так как с балкаро-карачаевского "аталы" означает "имеющий батюшку", мы отмечаем, что болгаро-хазарское название Итиль (Адиль, Эдиль) сохраняется в гидронимах Балкарии - Адил-су, Адыр-су. Имя Аттилы в форме Адил широко бытует и как личное мужское имя у балкарцев и карачаевцев".

Может быть и так. Но хотелось бы обратить внимание ученых на то, как написано имя этого самого гуннского короля в скандинавской мифологии. В энциклопедии "Мифы народов мира" написано: "Атли - герой германо-скандинавского героического эпоса; исторический Аттила, гуннский король (434-453)".

По-моему, в греко-латинских алфавитах нет буквы "ы", а есть только "I", по-нашему - "и". По этой причине имя гуннского короля чуть-чуть исказилось, и вместо "Атлы" стало "Атли", но, в общем-то, эпос более точно сохранил звучание этого легендарного имени.

Атлы, что значит "верховой" (на коне), довольно распространенное мужское имя у тюрских народов. В это имя вкладывается следующий смысл - да будешь ты в этой жизни всегда на коне, то есть на голову выше остальных!

Имя свое Атлы (Аттила), конечно, оправдал - он всегда был "на коне", держал в страхе многие народы, даже великие державы того времени - Византия и Рим - платили ему дань. Только в смерти ему не удалось сохранить верность своему имени - не на поле брани с врагами, как и положено было воину-королю, нашел он свою смерть, а в постели, в первую же брачную ночь, когда он привел в свои покои в качестве новой жены прекрасную Идильго, плененную германскую принцессу. Вероятнее всего, он был отравлен...

(Нет голосов)

  • Нравится