Расширенный поиск
19 Апреля  2024 года
Логин: Регистрация
Пароль: Забыли пароль?
  • Джигер – джаннга къыйынлыкъ.
  • Иги болса, тамадама – махтау, аман болса, меннге – айыб.
  • Дженгил джетерикме деб, узун джолну къоюб, къысхасын барма.
  • Ойнай-ойнай кёз чыгъар.
  • Ишленмеклик адамлыкъды.
  • Бал чибинни ургъаны – ачы, балы – татлы.
  • Тил – миллетни джаны.
  • Тойгъа алгъа да барма, тойда артха да къалма.
  • Къарнынг ауруса, ауузунгу тый
  • Хазыр ашха – терен къашыкъ.
  • Байлыкъдан саулукъ ашхыды.
  • Къан бла кирген, джан бла чыгъар.
  • Къарт айтханны этмеген, къартаймаз.
  • Аман адам этегингден тутса, кес да къач.
  • Юре билмеген ит, къонакъ келтирир.
  • Кесинге джетмегенни, кёб сёлешме.
  • Къоркъакъны кёзю экили кёрюр.
  • Кюлме джашха – келир башха.
  • Чомарт къонакъ юй иесин сыйлар.
  • Ишленмеген джаш – джюгенсиз ат, ишленмеген къыз – тузсуз хант.
  • Тиширыусуз юй – отсуз от джагъа.
  • Кёпюр салгъан кеси ётер, уру къазгъан кеси кетер.
  • Ишин билген, аны сыйын чыгъарады.
  • Джыланны къуйругъундан басарынг келсе, аны башы болгъанын унутма.
  • Иги бла джюрюсенг, джетерсе муратынга, аман бла джюрюсенг, къалырса уятха.
  • Ёлмесенг да, къарт дамы болмазса?
  • Аманнга алтын чыдамаз.
  • Бозанг болмагъан джерге, къалагъынгы сукъма.
  • Айырылгъанланы айю ашар, бёлюннгенлени бёрю ашар.
  • Уллу къашыкъ эрин джыртар.
  • Таякъ этден ётер, тил сюекден ётер.
  • Таш ата билмеген, башына урур.
  • Берекет берсин деген джерде, берекет болур.
  • Ауузу аманнга «иги», деме.
  • Элни кючю – эмеген.
  • Нёгер болсанг, тенг бол, тенг болмасанг, кенг бол.
  • Бек ашыкъгъан меннге джетсин, дегенди аракъы.
  • Къызгъанчдан ычхыныр, мухардан ычхынмаз.
  • Ач да бол, токъ да бол – намысынга бек бол.
  • Бет бетге къараса, бет да джерге къарар.
  • Айтылгъан буйрукъ, сёгюлмез
  • Игилик игилик бла сингдирилиучю затды.
  • Ашыкъгъанны этеги бутуна чырмалыр.
  • Джауумдан сора, кюн кюйдюрюр, ётюрюкден сора, айыб кюйдюрюр.
  • Кёб къычыргъандан – къоркъма, тынч олтургъандан – къоркъ.
  • Тынгылагъан тынгы бузар.
  • Эртде тургъан джылкъычыны эркек аты тай табар.
  • Таукел тауну аудурур.
  • Сормай – алма, чакъырылмай – барма.
  • Ёзденликни кёбю ётюрюк.

Аланы, почему среди вас нет... Аланов?

10.06.2003 0 3051

"Почти все аланы высоки ростом и красивы, с умеренно белокурыми волосами, они страшны сдержанно-грозным взглядом своих очей, очень подвижны вследствие легкости вооружения и во всем похожи на гуннов, только с более мягким и культурным образом жизни" - эта яркая характеристика аланов, данная Аммианом Марцеллином, жившим в IV веке, известна всем ученым-историкам, интересующимся скифами, асами, аланами. Конечно, в устах Аммиана Марцеллина это "во всем похожи на гуннов" имеет значение: и по языку, и по образу жизни, и по верованиям, а что гунны - народ тюркоязычный, всем хорошо известно. Но все равно, хотя это высказывание Марцеллина говорит об этом прямо, но бесспорным доказательством тюркоязычности аланов служить не может. Однако если учесть, что другие современники уже четко и определенно говорят о том, что аланы - народ тюркоязычный, то и слова Марцеллина приобретают определенное значение. Арабский ученый XIII века Ибн-Саид аль-Магриби: "Из кавказских народов самым западным был народ каса, далее к востоку жили азкяши, абхазы и аланы. Все они были христианами, кроме абхазов, все считались тюрками". Известный историк Абу-ль-Фида, ХШ век: "Аланы - суть тюрки, которые приняли христианство... Поблизости живет народ тюркской расы по имени асы".

Здесь уместно отметить: ни один из современников ни словом не обмолвился о том, что скифы, асы или аланы находятся в каком-либо родстве и близости с персами (иранцами) или говорят на языке, похожем на персидский (иранский). А ведь если б было что-то подобное, на это не могли бы не обратить внимания древние греки, арабы средних веков, которые хорошо знали персов, тем более византийцы.

Язык - это живая история народа. Не может быть того, чтобы в языке не было слов, которые хранят в себе "вкус и запах" народа, следы тех или иных событий, ставших трагическими поворотами в судьбе народа. Есть такие слова и в балкарском языке. В данном случае нас интересуют слова, сохранившие в себе "асско-аланский" дух балкарского народа.

Это, конечно, в первую очередь само слово "алан". Сразу следует отметить - кроме балкарцев и карачаевцев, люди ни одного народа на свете, обращаясь друг к другу, не употребляют слово "алан" в смысле "мой соплеменник". Приведу лишь один типичный пример из обычного разговора в среде балкарцев или карачаевцев, скажем, на каком-то диспуте:

-  Аланы, дайте, ради Аллаха, сказать мне хоть слово - я ведь сам слышал!

-  Алан, что ты за человек? Ты только слышал, а я сам был там! Хотите - расскажу.

-  Ради Аллаха, успокойтесь, аланы! Вот Ахмат говорит, что он сам там был - давайте послушаем его!

-  Аланы, не верьте Ахмату! Его там не было!"

Это не такой уж незначительный факт, чтобы опровергнуть его смысл, просто махнув рукой. Если перед вами не аланы, то вы никогда к ним не будете обращаться так, как это делаем мы, балкарцы и карачаевцы: "Аланы, дайте мне слово сказать!"

Этот обычай обращения к соплеменникам был у многих народов, есть и сейчас. Как-то по телевидению показывали фильм о временах революции в Монголии. Там герой фильма, народный батыр, обращаясь к выстроившимся войскам, начинает свою речь так: "Монголы!.." Так он обращается к своим соплеменникам, к братьям, к товарищам, так как и он сам, и те, к кому он обращается, - сыны одного народа, одного племени. По крайней мере, именно этот смысл вкладывает он в слово "Монголы!".

Да и казаки, бежавшие от гнета царизма и помещиков на южные окраины России и Украины, и чуть было не ставшие отдельным народом, обращались друг к другу точно так же: "Казаки!" Так они отделяли себя от ленивых и покорных мужиков, по их разумению, которые безропотно несут свой холопский крест. Кроме самих казаков, разве кто-нибудь еще может обращаться друг к другу со словом "Казаки!"? Нет, конечно. По крайней мере, если даже тот, кто обращается, может казаком и не быть, но те, кому адресована речь, обязательно должны быть казаками. Если вы и сейчас будете проезжать какое-нибудь село и услышите сказанное с какой-то особой теплотой "Эй, казачки!", так и знайте - вы в казачьей станице.

Точно так же было и в домонгольской Руси, в период феодальной раздробленности, когда еще не сформировалась единая русская государственность. Тогда люди каждого княжества обращались друг к другу по-разному - "Люди стольного града Киева!", "Люди Новгорода!", "Рязанцы!" и т. д. Здесь названия княжеств или же центров одновременно несут и другую нагрузку - они используются как имя народа этого княжества, города. Лишь позднее, когда Россия становится централизованным государством, и в основном завершается формирование русского народа, повсеместно входят в силу слова-обращения: "Люди русские! Русичи!"

Таким образом, когда балкарцы и карачаевцы говорят: "Аланы!", "Алан, куда идешь?", "Алан, а не пора ли нам на работу?", то это неспроста. Они аланы - поэтому. Отрицать это - то же самое, что смотреть на солнце и говорить, что его не видно. Но что поделать, коль на солнце смотрит слепой?..

Теперь поговорим об имени собственном - Алан. Людей с этим именем можно встретить везде, где только бывали аланы или были наслышаны о них. Это практически вся Западная Европа и территория расселения европейцев - Америка, Австралия, Новая Зеландия. С развитием исторических знаний, которые высветили из мрака веков легендарных алан, это имя стало входить в моду и в нашем ареале, в особенности в Северной Осетии, чьи ученые так усердно пытаются доказать тождественность аланов и осетин, а парламент этой республики с подачи ученых даже "приватизировал" это имя, присвоив этой республике новое название - Северная Осетия-Алания. Теперь в Северной Осетии это имя дают всем и всему - новорожденным мальчишкам и кафе, футбольной команде и танцевальному ансамблю, торговой фирме и просто магазину. Странный, конечно, способ доказательства спорной исторической истины, но что поделать, коль нет других, более весомых доказательств родства осетин и аланов?

Но и здесь, по-моему, осетинские ученые, заразившие многих политиков, парламентариев и простых людей своеобразным историко-патриотическим гриппом "Алан", попали впросак. Почему? Да просто потому, что русский никогда не назовет своего сына Русским, итальянец - Итальянцем, черкес - Черкесом, балкарец - Балкарцем и т. д. Имя одного народа во все времена и сегодня тоже становится именем собственным одного человека лишь в том случае, если родители хотят, чтобы их отпрыск имел такие же достоинства, которые они видят в сыновьях того или иного народа. Давайте попытаемся уяснить психологическую основу того, как в Европе "пошла мода" на мужское собственное имя Алан.

IV век. Гунны разгромили аланов. Часть аланов, не желая быть под пятой завоевателей, уходит на Запад. А в таких случаях, как известно, уходит наиболее активная, боеспособная, не желающая терять свои национальные достоинства часть населения. Значит, аланы, оказавшиеся в Западной Европе, - это аланы наиболее гордые, воинственные и способные защитить свою честь. Вспомним здесь и слова Марцеллина о том, что "почти все аланы высоки ростом и красивы... они страшны сдержанно-грозным взглядом своих очей". И тогда создается яркий образ, говоря сегодняшним языком, настоящего мужчины, воина, витязя, каковым, конечно же, хотел видеть каждый папаша того дикого времени своего сына. Тем более что аланы во время Каталаунской битвы, где против гуннов выступали в составе объединенных сил Европы, показали себя настоящими рыцарями. Эта битва, как известно, не только остановила дальнейшее продвижение гуннов на запад, но и отбросила их на восток. С тех пор и пошла в Западной Европе мода называть мальчиков Аланами. Будьте, мол, такими же высокими, сильными, мужественными и красивыми, как аланы. Точно так же, если вы услышите имя Черкес, то знайте - это имя дали своему сыну родители, хорошо знающие красоту, мужественность и честь черкесских джигитов, но сами они являются людьми другого народа, скорее всего соседа черкесов.

В Балкарии и Карачае довольно часто встречается имя Орусбий (или Урусбий), что значит - Русский Князь. Горец, впервые назвавший своего сына Орус-бием, несомненно, хорошо знал благородство, красоту и силу русских витязей-бояр. Встречается и имя Ингилиз, что значит - Англичанин. Кто-то видел, наверное, чопорных, величественных англичан-повелителей и, нарекая сына их именем, хотел, чтобы и он вырос вот таким же важным и могущим повелевать другими человеком.

Но такое модное имя как Алан (сегодня уже и многих кабардинских парней и мальчишек зовут Аланами) среди балкарцев и карачаевцев, по логике вещей, не должно быть: алан не может своего сына назвать Аланом, это было бы просто смешно. Конечно, вскорости или когда-то в будущем, когда в силу сложившихся исторических обстоятельств аланы (карачаевцы и балкарцы) начнут забывать свою родословную, а будут знать себя лишь как балкарцев и карачаевцев, то мода может взять свое - тогда Аланы могут появиться и у нас.

А пока что на вопрос: "Аланы, почему это среди вас нет Аланов?" мы отвечаем очень просто: "Потому что мы все аланы! Если одного из тигров назовешь Тигром, разве это будет его собственным именем, тем более среди тигров?"

(Нет голосов)

  • Нравится