Расширенный поиск
25 Ноября  2020 года
Логин: Регистрация
Пароль: Забыли пароль?
  • Хата – гитчеден.
  • Юре билмеген ит, къонакъ келтирир.
  • Тура эдим джата, къайдан чыкъды хата?
  • Ханнга да келеди хариблик.
  • Адеб базарда сатылмаз.
  • Къызбайны юйюне дери сюрсенг, батыр болур.
  • Тойгъан антын унутур.
  • Сёз – кюмюш, джыр – алтын.
  • Чалманны аллы къалай башланса, арты да алай барады.
  • Сакъ юйюне сау барыр.
  • Таукел адам тау тешер.
  • Ишин билген, аны сыйын чыгъарады.
  • Сабийликде юретмесенг, уллу болса – тюзелмез.
  • Акъыл неден да кючлюдю.
  • Ач къалгъандан, кеч къалгъан къолай.
  • Акъыллы – эл иеси, тели – эл баласы.
  • Къулакъдан эсе, кёзге ышан.
  • Борчунг бар эсе, хурджунунга ойлаб узал.
  • Джыгъылгъанны сырты джерден тоймаз.
  • Эки къатын алгъанны къулагъы тынгнгаймаз.
  • Аджалсыз ёлюм болмаз.
  • Аман къатын алгъан, арыр, иги къатын алгъан джарыр.
  • Халкъны джырын джырласанг, халкъ санга эжиу этер.
  • Баш болса, бёрк табылыр.
  • Аманны тукъумуна къарама, игини тукъумун сорма.
  • Аллахха ийнаннган кишини, Аллах онгдурур ишин.
  • Хар ишни да аллы къыйынды.
  • Чабакъ башындан чирийди.
  • Джырчы ёлсе, джыры къалыр.
  • Акъыл бла адеб эгизледиле.
  • Татлы тилде – сёз ариу, чемер къолда – иш ариу.
  • Тойгъанлыкъ къойгъа джарашады.
  • Рысхысына кёре, джаш ёсер, къышлыгъына кёре, мал ёсер.
  • Ата Джуртча джер болмаз, туугъан элча эл болмаз.
  • Джауумдан сора, кюн кюйдюрюр, ётюрюкден сора, айыб кюйдюрюр.
  • Байлыкъдан саулукъ ашхыды.
  • Ойнаб айтсанг да, эслеб айт.
  • Къазанчы аман болса, къазаны къайнамаз.
  • Чомартха хар кюн да байрамды.
  • Адам къаллай бир ишленмесе, аллай бир кесин уллу кёреди.
  • Ариу – кёзге, акъыл – джюрекге.
  • Къонакъ кёб келюучю юйню, къазаны отдан тюшмез.
  • Уллу сёлешме да, уллу къаб.
  • Биреуню эскиси биреуге джангы болмайды.
  • Хаухну атма, ёнгкючню сатма.
  • Ашлыкъны арба юйге келтирир, чана базаргъа элтир.
  • Айтхан сёзюне табылгъан.
  • Хазыр ашха – терен къашыкъ.
  • Ёлген ийнек сютлю болур.
  • Юйлю уругъа ит чабмаз.

Кипчаки, которым не под силу исполнить приказ... академиков

10.06.2003 0 1896

Наспех скроенная учеными история балкарского народа оказалась практически непригодной, как лоскутное пестрое одеяльце, сшитое для младенца и подаренное взрослому мужчине: прикроешь грудь - руки и ноги в холоде, прикроешь ноги - тело остается неприкрытым. К примеру, в двухтомной истории Кабардино-Балкарской Республики говорится о том, что балкарский народ образовался не позже XII века на Кавказе в результате того, что на земли, где жили аланы, пришли тюркоязычные то ли кипчаки, то ли булгары и ассимилировали аланов.

Хорошо, согласимся на время с этой гипотезой и попытаемся, согласно ей, провести в горы Центрального Кавказа, где сейчас живут балкарцы и карачаевцы, этих самых кипчаков или булгар. Допустим, что со всем своим житейским скарбом, с детьми и женщинами пришли-таки сюда эти тюрки с юга, перевалив хребет. Да вот только одна неувязка - к югу за горами, по соседству с балкарцами и карачаевцами издревле живут не тюркские народы, отсюда просто некого приводить. Значит, с юга ни кипчаки, ни булгары прийти не могут. А с юго-востока, скажем, со стороны современного Азербайджана? Совсем нелогично получается - как же они, не ассимилировав соседний горный Дагестан, Чечню, Ингушетию и Осетию, оказались в Балкарии и Карачае? По макушкам снежных гор, что ли, проскакали? Навряд ли, так не только простые смертные, но, как известно, даже сказочные нарты не бегали. С запада мы тоже не можем привести сюда кого-нибудь из тюрков. Остается для этих несчастных тюрков, которых ученые во что бы то ни стало хотят привести на земли аланов в горы Центрального Кавказа только один путь - северный, со стороны степи.

Но ведь здесь с начала нашей эры жили аланы, жили до тех пор, пока их не рассеяли татаро-монголы, а затем полчища Тамерлана, жили аж до 1400 года, можно сказать! Значит, наши предки тюрки, которых нам упорно подыскивают со стороны ученые мужи, гораздые не изучать, а творить историю, должны были напасть на аланов, победить их, а аланы, терпящие поражение, не в горы должны были отступать, а перепрыгивать через наступающего врага или же пробиваться сквозь его ряды - иначе как же пропустить этих тюрков в горы? Несуразица какая-то! Вот именно! Несуразица здесь не только в том, как и куда побежали побежденные аланы, но и в другом - если эти наши предки - кипчаки ли, булгары ли, значения не имеет, - были так многочисленны и сильны, чтобы вот так, играючи, победить и ассимилировать аланов на таком большом пространстве - от Терека до Кубани, а ведь аланы как-никак до XIII века были доминирующим этносом на Северном Кавказе (если не брать степи, где, несомненно, хозяевами были кипчаки), то какого же черта они, спрашивается, полезли в практически непригодные для жизни тесные горные ущелья, а не осели в предгорных черноземных равнинах, где настоящий рай для привольной жизни? Они, наверное, были просто-напросто сумасшедшими, а то зачем же им надо было это делать - протискиваться в тесные ущелья вместо того, чтобы расположиться на черноземных привольных равнинах? На этот вопрос есть только один ответ - сумасшедших народов нет и не бывает, никто так и не делал, никаких массированных прорывов кипчаков или булгар в горы Центрального Кавказа с тем, чтобы они там и осели в историческое время, не было. Историческое время, то есть время, о котором у нас есть хоть какие-то достоверные факты, для Северного Кавказа начинается с началом нашей эры. А с началом нашей эры история знает лишь то, что в предгорьях и горах Центрального Кавказа доминирующим этносом вплоть до нашествия Тамерлана были аланы. Правда, некоторые ученые, чувствуя шаткость своей гипотезы в силу того, что ни до, ни после монгольского нашествия протащить в горы Центрального Кавказа целый массив кипчаков, которые смогли бы ассимилировать аланов, просто не представляется возможным, высказывают следующее предположение. Когда татаро-монголы заключили с кипчаками, выступившими против них вместе с аланами, сепаратный мир и уговорили их уйти в степи, они, татары, разгромили аланов, а затем погнались за кипчаками, настигая и громя их, вот тогда-то, мол, часть кипчаков могла укрыться в горах Кавказа, часть, которая впоследствии якобы и ассимилировала аланов в горах. Хорошо, рассмотрим всерьез и это предположение.

Итак, 1221 год. Татаро-монголы прорываются на Северный Кавказ через Дербентский проход. Аланы и жившие в степях к северу от них кипчаки совместно выступают против завоевателей, и где-то на берегах Терека происходит битва. Битва длится целый день, но никто не может победить. Тогда монголы предлагают аланам союз и говорят: "Оставьте нас с кипчаками одних, они были нашими слугами, мы хотим их вновь привести в покорность, а к вам мы вражды не питаем". Аланы ответили отказом. Тогда монголы отправляют послов к кипчакам с дарами и говорят им: "Мы с вами родственные народы, нам нечего враждовать, уходите к себе и оставьте нас с аланами одних". Кипчаки получают подарки и уходят в степи, расходятся по своим кочевьям. Говоря современной терминологией, предают своих союзников, покидают поле боя и расформировывают свою армию. Монголы же, разгромив аланов, вторгаются в кипчакскую степь, разоряют их кочевья, кипчаки не могут вновь быстро собрать войско, бегут в панике, спасаются кто как может. Источники говорят: кипчаки, жившие вдали, прослышав об этом, укрылись кто в болотах, кто в горах, кто в землях русичей. Как известно, это было время дружественных отношений между кипчаками-половцами и Русью, великий князь Киева был женат на дочери кипчакского хана.

Теперь посмотрим, куда это могли бежать эти самые "кипчаки, жившие вдали", могли ли они укрыться от монгольской сабли в горах Центрального Кавказа, где жили аланы.

Во-первых, утверждения некоторых ученых о том, что часть кипчаков могла укрыться в горах, в землях своих союзников - аланов, не имеет под собой никакой логической опоры. Потому что к этому времени аланы уже не были союзниками кипчаков, так как те вероломно нарушили союз и предали их, оставив на поле битвы один на один со смертельным врагом, и аланы потерпели тяжкое поражение. Это раз. И еще потому, что непосредственно с того места, где проходит вражеское войско, массового побега мирным жителей ни в какие времена без ведома завоевателей практически организовать невозможно, жители могут бежать лишь с тех мест, куда еще не пришли враги. Это правило незыблемо по крайней мере для тех времен. Значит, как пишут источники, от монголов бежали кипчаки, "жившие вдали", то есть те кипчаки, что жили далеко от места трагических событий, то есть от тех мест, где жили аланы, А это Придонье и степи, граничащие с Русью. Это два.

И еще: если б даже и захотели кипчаки укрыться в горах Центрального Кавказа, и аланы готовы были бы их принять, даже и тогда они не могли бы попасть туда. Просто потому, что за ними-то татаро-монголы погнались после разгрома аланов, то есть с аланских земель. И тогда, чтобы попасть на земли аланов, бегущие от монгольской сабли кипчаки не от монголов должны были бы бежать, а через них, а это опять несуразица. Естественно предположить, что они бежали от татаро-монголов, а так как татаро-монголы шли на них со стороны гор и с востока, то и бежали кипчаки прямо в противоположную сторону, на запад и север. И история подтверждает это. Много беженцев-кипчаков оказалось на Руси, в Венгрии и даже в районах современного Полоцка (откуда и название этого города). Бежавшие на русские земли кипчаки в 1223 году вместе с русичами воевали возле речки Калки против завоевателей.

И не надо забывать о том, что кипчаки были народом многочисленным и бежавшие составляли лишь малую его часть, а народ в массе своей оставался на своей земле. Ведь неспроста спустя лишь 100 лет, хотя Золотая Орда считалась татаро-монгольским государством и управлялась потомками Чингизхана, на самом-то деле называлась Кипчакским ханством, и монголы почти полностью ассимилировались среди кипчаков и, как мы сегодня говорим, официальным языком Золотой Орды был кипчакский.

Как видим, никакой исторической и логической возможности провести большую массу кипчаков в горы Центрального Кавказа не было и во времена татаро-монгольских нашествий. И даже несмотря на это допустим мысленно, что это было - что часть кипчаков бежала в земли аланов. Даже и в этом случае не все логично получается: почему это они не остановились, не осели, как всегда в таких случаях бывает, компактно в одном месте, где-то с краю, а расселились "веревочкой" с низовьев Кубани до Терека? Или, быть может, они уже тогда чувствовали, что спустя века наши академики отдадут им приказ: "Ассимилировать аланов!"? Да и с чего это аланы должны были пропустить их в самое "почетное" - безопасное место для военного времени - в горные ущелья? Аланы решили, наверное, так: вы проходите в ущелья, а мы останемся здесь, в предгорьях, если опять придут эти проклятые монголы, вы будете в безопасности - костьми ляжем, но вас защитим! Что-то не очень в это верится, не правда ли? И я в это не верю. С чего бы это аланам проявлять такое благородство по отношению к вероломным кипчакам, по вине которых, с точки зрения аланов, и начались все их беды и несчастья?

Так что, как бы ни старались наши ученые протащить нам в предки кипчаков с момента их появления в Х веке на исторической арене до чингизовского нашествия в самом начале ХП века, - никак это сделать невозможно. А о более поздних веках вообще и заикаться не стоит - в эти времена бегавших от кого-либо кипчаков не было: они уже давно были как бы одним народом с татаро-монголами, были доминирующей силой в своем ханстве - в Золотой Орде, и не было у них никакой необходимости куда-либо бежать. Если же мы попытаемся все-таки провести в горы хоть толику кипчаков-татар (к этому времени их можно уже и так называть - ведь крымские, астраханские татары, ногаи по существу и есть потомки кипчаков) в послетамерлановское затишье, то это надо сделать хотя бы до начала XVI века, потому что после этого их обязательно "заметили" бы черкесы - кабардинцы. Не надо забывать о том, что Кабарда присоединилась к России в середине XVI века, и хотя бы с этого времени в горы никто не мог пройти без ведома адыгов, так как они уже располагались в предгорьях Центрального Кавказа.

(Нет голосов)

  • Нравится