Расширенный поиск
3 Декабря  2020 года
Логин: Регистрация
Пароль: Забыли пароль?
  • Илму – джашауну джолу.
  • Ана къолу ачытмаз.
  • Чабакъсыз кёлге къармакъ салгъанлыкъгъа, чабакъ тутмазса.
  • Хунаны тюбюн къазсанг, юсюнге ауар.
  • Къарын къуру болса, джюрек уру болур.
  • Танг атмайма десе да, кюн къоярыкъ тюйюлдю.
  • Ариу – кёзге, акъыл – джюрекге.
  • Биреу ашаб къутулур, биреу джалаб тутулур.
  • Джан саулукъ бермей, сан саулукъ бермезсе.
  • Ариу сёзде ауруу джокъ.
  • Айтылгъан сёз ызына къайтмаз.
  • Тил джюрекге джол ишлейди.
  • Татлы тилде – сёз ариу, чемер къолда – иш ариу.
  • Ашлыкъны арба юйге келтирир, чана базаргъа элтир.
  • Бермеген къол, алмайды.
  • Чакъырылгъанны аты, чакъырылмагъанны багъасы болур.
  • Кийимни бир кюнню аясанг, минг кюннге джарар.
  • Уллу къашыкъ эрин джыртар.
  • Алма терегинден кери кетмез.
  • Эл бла кёргенинг эрелей.
  • Ашаса, ашамаса да, бёрюню ауузу – къан.
  • Атлыны ашхысы, ат тизгининден билинир
  • Джети тилни билген джети кишиди.
  • Джарлы джети элни сёзюн этер.
  • Дуния малгъа сатылма, кесингден телиге къатылма.
  • Ханы къызы буюгъа-буюгъа киштик болду.
  • Тешик этген тынчды, аны джамагъан къыйынды.
  • Уллу атлама – абынырса, уллу къабма – къарылырса.
  • Чоюнну башы ачыкъ болса, итге уят керекди.
  • Уясында не кёрсе, учханында аны этер.
  • Тели турса – той бузар.
  • Хар сёзню орну барды.
  • Зар адамны насыбы болмаз.
  • Окъумагъан сокъурду, сокъур ташха абыныр!
  • Къуллукъчума, деб махтанма, къуллукъ – хаух джамчыды!
  • Кёб джашагъан – кёб билир.
  • Булут кёкге джарашыу, уят бетге джарашыу.
  • Джылар джаш, атасыны сакъалы бла ойнар.
  • Аманны тукъумуна къарама, игини тукъумун сорма.
  • Мени джылытмагъан кюн, меннге тиймесин!
  • Билимли ёлмез, билимсиз кёрмез.
  • Насыблыны баласы кюн кюнден да баш болур, насыбсызны баласы, кюн кюнден да джаш болур.
  • Нафысынгы айтханын этме, намысынгы айтханын эт.
  • Гугук кесини атын айтыб къычыргъанча, мен, мен деб нек тураса?
  • Керилген да, ургъан кибикди.
  • Башсыз урчукъ тюзюне айланмаз.
  • Берекет берсин деген джерде, берекет болур.
  • Ата – баланы уясы.
  • Кёбден умут этиб, аздан къуру къалма.
  • Чомартха Тейри да борчлуду.

Эй, балкарец. Ты откуда взялся и кто ты такой?

10.06.2003 0 1823

Итак, жалкие остатки бедных аланов, растерзанных и разбросанных по всему миру, оказались после нашествия Тамерлана запертыми в горных ущельях Центрального Кавказа. После ухода Темирлана (Тамерлан, Тимур, Хромой Тимур) на Северном Кавказе наступает относительное затишье. Надо учесть, что в это время письменность уже существовала у многих народов, живущих поблизости от Кавказа, т. е. Северного Кавказа, и что правители этих народов всегда внимательно следили за событиями у соседних народов, но тем не менее ни армянские, ни грузинские, ни персидские, ни византийские, ни русские источники не сообщают о каких-либо страшных событиях на Северном Кавказе, в результате которых аланы вдруг исчезли бы. Самое заметное явление на Северном Кавказе, связанное с этническими перемещениями после ухода Тамерлана - это миграция кабардинской ветви адыгов на восток. Еще раз подчеркнем - миграция, а не экспансия - агрессивный захват земли. Значит, и это событие, с так сказать, большой войной, истреблением местных жителей и тому подобными катастрофами связать невозможно, чем можно было бы объяснить исчезновение аланов. Вполне логично тогда предположить, что аланы никуда и не делись, не улетели в небеса, не провалились сквозь землю, а остались у себя в горах, где и живут по сей день.

И после Тамерлана, вплоть до Второй мировой войны, говорить о том, что аланы, жившие в центре Кавказа, вынуждены были вот по такой-то причине полностью покинуть родину, исчезнуть, а на их место пришли какие-то балкарцы и карачаевцы - нет никаких ни документальных данных, ни устных преданий. Лишь во время Второй мировой войны люди, жившие в тех самых горах, куда их запер Тамерлан, были выселены - это были балкарцы и карачаевцы. Но и они вернулись на свои места спустя тринадцать лет. Так куда же тогда подевались эти чертовы аланы? Да никуда они не подевались, и живут они сегодня там, в горных ущельях Центрального Кавказа, где и укрылись их жалкие остатки от беспощадной сабли Тамерлана,- это балкарцы и карачаевцы.

Почему же они не называются аланами, почему два народа, а не один? - можно спросить. Но точно так же можно спросить - почему русские, украинцы и белорусы называются так, а не общим именем русичи, как раньше, и почему они, бывшие единым народом до татаро-монгольского нашествия, теперь разделились на три? Почему черкесы, адыгейцы и кабардинцы стали черкесами, адыгейцами и кабардинцами, в то время как они не в таком уж далеком прошлом были одним народом - адыгами? И так далее.

Но чтобы никто не подумал, что я ухожу от ответа, отвечая на вопрос вопросом, отвечу. На сегодняшний день карачаевцы и балкарцы фактически являются одним народом, у нас и язык один - карачаево-балкарский, так, по крайней мере, он должен именоваться официально. А разными народами мы числимся просто потому, что так получилось: одну часть народа назвали балкарцами, а другую часть - карачаевцами. Точно так же, как русских и украинцев, черкесов и кабардинцев. Вот и все, если коротко.

Для ясности я расскажу, как балкарцы стали балкарцами. Тамерлан загнал остатки аланов в горные ущелья и ушел. Потрепанная Золотая Орда так и не смогла больше подняться на ноги после тамерлановского избиения. В 1480 году конница крымского хана рассеяла по степи последние остатки войск Золотой Орды (а не Русь, как нас учили), и он, крымский хан, посылает гонца к своему союзнику - великому князю Московскому, чтобы гордо заявить: "С радостью сообщаю тебе, брат мой: нашего заклятого врага - Золотой Орды - больше нет!"

Итак, распадается некогда могущественная Золотая Орда, которая на самом-то деле именовалась Кипчакским ханством, и на ее развалинах возникают несколько самостоятельных ханств. Русь официально становится независимой. Крым усиливается, как бы чувствуя себя наследником Золотой Орды, пытается сохранить власть и над народами Северо-Западного Кавказа. Здесь вновь нарастает напряжение, вновь начинаются насилие, угоны в плен, сборы дани и т. д. А Северо-Западный Кавказ, как известно,- это исконная земля адыгских племен с древнейших времен, которые в разные периоды именовались то местами, то синдами, то эихами, то касогами, а впоследствии - черкесами. Спасаясь от гнета крымских ханов, ища места для более спокойной жизни, часть черкесов мигрирует на восток - в степи и предгорья Центрального Кавказа, которые после тамерлановского урагана почти обезлюдели. После опустошительного нашествия Тамерлана, который к аланам относился особенно жестоко (на то были основания - аланы были цементирующим ядром тохтамышевского войска и оказывали Тамерлану наиболее яростное сопротивление), видимо их, аланов, уцелело так мало, что даже спустя примерно сто лет (время, для подрастания трех-четырех поколений) им достаточны были для жизнеобеспечения и горных долин в ущельях, так как они ко времени прихода кабардинцев еще не начали вновь спускаться в предгорные степи. Об этом свидетельствует и почти полное отсутствие в фольклоре балкарцев каких-либо известий о приходе кабардинцев, о каких-либо крупных столкновениях с ними в начальный период. Это говорит о том, что балкарцы и "не заметили" сперва, что у них появился новый сосед. Это говорит о том, что земли, занимаемые кабардинцами, если пользоваться современной терминологией, не входили в зону их важных, основополагающих жизненных интересов, ввиду их относительной отдаленности. Это потом, когда карательные экспедиции царских генералов начали теснить кабардинцев в сторону гор, и они начали занимать уже подступы к ущельям, чем ограничивались выпасы горцев-балкарцев, станут неизбежными трения и споры между ними...

Проходит время, Россия крепнет, она уже у Кавказских гор, но еще не все горские племена покорены. 1600 год. Прошло ровно 200 лет после ухода Тамерлана, лишь только 120 лет после распада Золотой Орды. На Центральном Кавказе это были годы затишья, годы выживания народов после тамерлановского избиения, некому было воевать, не с кем было воевать - людей было мало, земли - много. И вот в 1629 году Астраханский воевода Дашков посылает людей в горы, в Черекское ущелье, якобы разведать, какие там есть полезные ископаемые. В своей отчетной записке в Посольский приказ, а по-современному - Министерство иностранных дел, он пишет, что в этих горах живут "болкары". Так впервые на бумаге появляется это слово. Для любителей старины попутно сообщу: Черекское ущелье, река Черек - современные названия ущелья и реки, новые названия, данные им по ошибке, из-за незнания пришлыми людьми настоящего названия этого ущелья, этой реки. Я не говорю, что это плохо, просто констатирую факт. Разве плохо, что по ошибке Америка называется Америкой, а не Колумбией, по имени ее первооткрывателя, как и мыслилось ее название? Нет, конечно, Америка - это очень красивое, крылатое имя!

Люди, живущие у реки, обычно не называют в повседневной жизни название реки, а просто говорят "река". Река по-балкарски "черек". Топограф ли, чиновник ли какой, видимо, спросил когда-то у жителей, как они называют свою реку, они и ответили - "че-рек", река. мол. Вот и пошло. А на самом деле - совсем в недавнем прошлом эта река называлась Зылгы, и ущелье соответственно - ущелье Зылгы. И первое селение у входа в ущелье называлось так - Зылгы-эль.

Но вернемся к "болкарам", ставшими потом балкарцами. Впоследствии выяснилось, что так называют себя только те люди этого горского народа, которые живут в Черекском ущелье. А люди этого же народа, живущие в Хуламском ущелье называют себя хуламцами, в Чегемском - чегемцами, в Баксанском - баксанцами и так далее. Так как все они говорили на одном и том же языке, очень похожем на татарский, хорошо известный русским чиновникам, то они и назвали этих людей "горскими татарами". Потом, когда все-таки поняли, что эти горцы вовсе и не татары, то назвали их всех балкарцами - по самоназванию людей самого многочисленного и влиятельного общества - Балкарского общества, как именовалось общество людей Черекского ущелья. Черекское ущелье как местожительство людей у балкарцев называется Малкъар, по-русски - Балкария. Так аланы, живущие в ущельях к юго-востоку от Эльбруса, стали балкарцами, а их земля - Балкарией.

А карачаевцы получили свое имя от реки Кубань - самой большой Кавказской реки. "Къара-сай" - большая река по-тюркски. Значит, карачаевцы - люди, живущие у большой реки.

Вот и все. И не надо ломать голову над тем, куда это, мол, подевались эти аланы. Никуда они не подевались - это две ветви аланского народа, которых сегодня называют балкарцами и карачаевцами. И не надо насильно, вопреки всякой логике протаскивать сюда в горы довольно солидное количество кипчаков, которые могли бы ассимилировать живших здесь аланов всего за 100-150 лет, что упорно пытаются сделать "ученые-иранисты", дабы отстоять устарелый миф о том, что вся Великая степь от Дуная до Алтая была якобы населена ираноязычными племенами. Точно также в свое время упорно стояла, на своем официальная наука в Европе в мрачные годы реакции, утверждая, что Солнце вертится вокруг Земли, а не наоборот, объявляя еретиками и сжигая на кострах инквизиции всех инакомыслящих.

(Нет голосов)

  • Нравится