Асият, Асият, Асият — ты жемчужина Иштар!
Прежде чем перейти к рассказу об Асият и о том, почему это имя я считаю жемчужиной в ожерелье богини Иштар, мне хотелось еще немного поговорить о скандинавской мифологии, дабы обратить ваше внимание на сходство в образе жизни асов-богов и асов-людей.
Об амазонках, наверное, слышали все. О них говорят и пишут разное. Но несомненно одно - мифы об амазонках порождены образами молодиц и девушек кочевнических племен, так как они, как мужчины и юноши, во время переездов, да и набегов, наверное, ездили на конях, носили с собой оружие. Амазонки греческих мифов - мир, в основном, знает только их, - это воинственное племя женщин, которые уже при рождении убивают мальчиков, оставляя только девочек. Амазонки занимают в греческой мифологии довольно серьезное место. Сам грозный бог войны Арес и богиня Артемида покровительствуют им. Геракл воевал с амазонками, чтобы добыть волшебный пояс их царицы Ипполиты. Он добыл ее пояс, пленил царицу и отдал ее в жены легендарному царю Афин Тесею. В ответ амазонки осадили Афины. Сыновьями амазонки являлись и титаны Прометей и Атлант, боровшиеся с самими богами, за что Атлант был приговорен поддерживать небесный свод на краю земли, а Прометей, как все знают, был прикован к скале самим братом Зевса Гефестом в далекой скифской земле, в Кавказских горах, и орел терзал его печень.
Ученые нисколько не сомневаются в том, что образы мифических амазонок порождены воинственными скифскими женщинами, ведь в скифской среде еще сильны были пережитки матриархата. А раз так, то в мифологии готов-скандинавов, живших среди скифов, их женщины тоже должны быть. И они есть. И даже больше - они более реальны и жизненны, чем амазонки греческих мифов. Если греческие мифы об амазонках отражают скифский мир в переходный период между матриархатом и патриархатом, то в скандинавской мифологии скифское общество - это уже общество, где окончательно победил патриархат. И это вполне естественно: время греческих мифов - VIII-VI века до нашей эры, а возможно, и более ранний период, то скандинавские мифы складываются спустя примерно тысячу лет - в III-IV веках нашей эры. Поэтому валькирии - эти амазонки скандинавских мифов - уже не являются такими независимыми, как амазонки, а полностью подчиняются богам-асам, главному богу-асу Одину. Они живут вместе с богами-асами в небесном городе Асгарде и исполняют поручения главного бога Одина - это они распределяют победы и поражения, выносят с поля битвы мертвых и раненых, присматривают за ними. Мертвых героев они поселяют в замке Вальхалла (между прочим, Балкала, по-балкарски - Сладкая крепость!) в Асгарде, поят и кормят их, развлекают всячески. Валькирии, как и амазонки, лихие наездницы. В героических песнях "Старшей Эдды" валькирии приобретают черты женщин-воительниц. А одна из них - Сигрдрива - даже ослушалась главного бога Одина и в борьбе между Хьялми-Гуннаром и Агнаром победу отдала не Хьялми-Гуннару, которому сам Один обещал победу, а Агнару. За что Один погружает ее в вечный сон. Лишь потом ее пробуждает великий герой Сигурд.
И еще. В скандинавской мифологии нашли отзвуки войны скифов с киммерийцами, как война высших богов-асов с низшими богами-ванами. Античные источники пестрят сообщениями о том, что тавры, потомки киммерийцев, дикари по сравнению со скифами, убивают любых чужеземцев, появляющихся на их земле, и отрубленные головы натыкают на длинные шесты, установленные возле своих жилищ, что они оборотни и могут, если хотят, стать лисами, волками и т. д. Ваны в скандинавской мифологии тоже стоят на более низком уровне, чем асы, они колдуны, оборотни, пророки и т. д.
Например, поводом для войны между асами и ванами послужил следующий инцидент. От ван к асам пришла злая колдунья Хейд. Асы забили ее копьями и трижды сжигали, но она снова и снова возрождалась. Войну начал Один, бросив копье в сторону войска ванов. Тогда ваны стали наступать, угрожая Асгарду, небесному городу асов. Война кончилась миром и обменом заложниками. И впоследствии ваны ассимилировались с асами и стали низшими богами.
И это вполне соответствует трагической судьбе киммерийцев, первых жителей этих земель, имя которых, конечно же, и в искаженном виде, но стало известно истории - они после долгой борьбы были побеждены скифами и попали в зависимое положение, а впоследствии вообще растворились среди скифов.
И еще одна деталь в скандинавской мифологии, которая как бы скопирована со скифской жизни,- это обряд захоронения. Когда умирает сын Одкна Бальдр, то на погребальный костер вместе с Бальдром отправляется и его конь, меч. Как тут не вспомнить скифский обычай захоронения вместе с мертвым его коня и всего его боевого снаряжения. Мертвый, по верованию скифов, как бы не умирал, а лишь переходил в мир предков!..
Итак, в скандинавской мифологии, хотя и в несколько причудливой форме, но все же почти что с документальной точностью изображается скифский мир начала нашей эры. К тому же в мифологии сохранилось подлинное имя скифов - это асы. Но если скифы - это асы, если истории хорошо известно, что асы и аланы это один и тот же народ (хотя наш замечательный историк Исмаил Мизиев в своей книге "Шаги к истокам этнической истории Центрального Кавказа" и пытается доказать, что асы и аланы - разные народы, но это у него получается совершенно неубедительно), и если, наконец, мы, балкарцы и карачаевцы, единственные на всем белом свете называющие сами себя аланами, являемся потомками ас, то не может быть того, чтобы в нашем языке не осталось и "веского запаха", как говорится в одном нартском сказании. Ведь это действительно так - не может этого быть!..
Я долго над этим думал, постоянно и везде стал прислушиваться к словам, "принюхиваться" к ним, выискивая "веский запах". Но не так уж трудно оказалось почувствовать этот запах, как я думал, стоило только хорошенько "принюхаться". Вот эмеген-чудовище в одном нартском сказании, зайдя к себе в жилище, где спрятался нарт, говорит: "Здесь пахнет асским-человеческим запахом!" Значит, этот нарт, говоря современным языком, по национальности ас. А так как это балкарское нартское сказание, то этот ас-нарт - наш предок!..
У нас есть одна лирическая песенка, современная, где девушку, возлюбленную героя, зовут Асият. "Асият, Асият, Асият - ты рана моей души!" - так примерно "плачет" наш герой. Насколько серьезно ранена душа этого парня из песни, я не знаю, но эта Асият в один прекрасный день ранила и мою душу. Но мне совсем не больно, а даже радостно. Если можно так сказать - радостно меня ранила: ведь от нее идет такой густой "асский запах", аж голова кружится. Ведь Асият - это лишь чуть-чуть измененная форма имени Ас-Уят, где Ас - имя народа, Уя - гнездовье (земля, страна), а "т" - суффикс принадлежности. Значит, Ас-Уят, если перевести на русский язык,- это Девушка Гнездовья Асов, а точнее по смыслу - Девушка Земли Асов!
Не менее пахнет "веским" духом и от имени Ас-лижан. Аслижан - это несколько "сжатое" временем имя девушки Ас-Уя-Жан. Где Ас - имя народа, Уя - гнездовье, Жан - душа. Значит - Душа Земли Асов! Вот как красиво!
Теперь, когда в передаче "Малкъар тангла" звучит эта песенка, где герой "плачет": "Асият, Асият, Асият-ты рана души моей!", я тоже пою, но чуть иначе: "Асият, Асият, Асият-ты жемчужина Иштар!"