Расширенный поиск
9 Декабря  2019 года
Логин: Регистрация
Пароль: Забыли пароль?
  • Айтылгъан буйрукъ, сёгюлмез
  • Термилгенинги табмазса, кюлгенинге тюберсе.
  • Босагъагъа джууукъ орун болса, ашыгъыб тёрге озма.
  • Къартха ушагъан джаш – акъыллы, джашха ушагъан къарт – тели.
  • Сакъламагъан затынга джолукъсанг, не бек къууанаса, не бек ачыйса.
  • Онгсузну – джакъла, тенгликни – сакъла.
  • Акъыл сабырлыкъ берир.
  • Суу кетер, таш къалыр.
  • Ашлыкъ – бюртюкден, джюн – тюкден.
  • Арпа, будай – ащды, алтын, кюмюш а – ташды.
  • Билгенни къолу къарны джандырыр.
  • Ач отунчуну ачыуу – бурнунда.
  • Мураты болгъанны джюрек тебюую башхады.
  • Зар адам ашынгы ашар, кесинги сатар.
  • Аллахха ийнаннган кишини, Аллах онгдурур ишин.
  • Адамгъа аман кюн соруб келмейди.
  • Окъугъан – асыу, окъумагъан – джарсыу.
  • Тюзлюк тас болмайды.
  • Джюз элде джюз ёгюзюм болгъандан эсе, джюз джууугъум болсун.
  • Ойнаб айтсанг да, эслеб айт.
  • Арбаз къынгырды да, ийнек сауалмайма.
  • Джумушакъ сёз къаты таякъны сындырыр.
  • Тойгъандан сора, ашны сёкме.
  • Кёзюнде тереги болгъан, чёбю болгъаннга кюле эди.
  • Дженгил джетерикме деб, узун джолну къоюб, къысхасын барма.
  • Шекер бла туз – бир болмаз, ушамагъан – юй болмаз.
  • Тау башында, тау болмаз, джангыз терек, бау болмаз.
  • Ёксюзню тилеги къабыл болур.
  • Джюрек кёзден алгъа кёрюр.
  • Тёрде – темир таякълы, къаяда – чыпчыкъ аякълы.
  • Джаз бир кюнню джатсанг, къыш талай кюнню абынырса.
  • Бичгенде ашыкъма, тикгенде ашыкъ.
  • Къарт айтханны этмеген, къартаймаз.
  • Ата – баланы уясы.
  • Башы ишлегенни, ауузу да ишлер.
  • Кёлсюзден сёзсюз тууар.
  • Аман эсирсе, юйюн ояр.
  • Атадан ёксюз – бир ёксюз, анадан ёксюз – эки ёксюз.
  • Сескекли кесин билдирир.
  • Къарт болгъан джерде, берекет болур, сабий болгъан джерде, оюн болур.
  • Тюкюрюк баш джармаз, налат кёз чыгъармаз!
  • Акъыллы – эл иеси, тели – эл баласы.
  • Мал кёб болса, джууукъ кёб болур.
  • Окъдан джара эртде-кеч болса да бителир, сёз джара, ёмюрге къалыр.
  • Къатын байлыкъны сюер, эр саулукъну сюер.
  • Баланы адам этген анады.
  • Акъыллы башны – тили къысха.
  • Ашыкъгъанны этеги бутуна чырмалыр.
  • Кечеси – аяз, кюню – къыш, джарлы къаргъагъа бир аш тюш!
  • Тойгъанлыкъ къойгъа джарашады.

Кямары — лучшие друзья девушек

25.11.2019 0 149  Карабашева Н.
Фото: Павел Денисов

Кавказская свадьба — это масштабное и довольно затратное мероприятие. Иногда за один-два праздничных дня люди потом годами выплачивают кредиты. Тренд последних лет — свадьба в национальных традициях. Причем их стараются соблюдать не только в обрядах и церемониях, но и в нарядах жениха и невесты. Как следствие появился спрос на традиционные свадебные украшения. 

Карачаевские невесты обращаются за ними к Мурату Салпагарову — единственному в республике ювелиру, который изготавливают этнические украшения «как в старину». 

Мурат Салпагаров
Фото: Павел Денисов


«Пояс всегда стоил как хорошая корова» 

С Муратом мы встречаемся в его небольшом ювелирном ателье в центре крупного карачаевского села Учкекен. Мастерская занимает небольшое, но хорошо обустроенное помещение в двухэтажном здании. Внутри — несколько рабочих столов со станками и лампами. По центру — окошко, через которое Мурат общается с заказчиками. К мастеру часто приходят заказы на починку украшений. Правда, сам он, по его же словам, увлечен только «высокой ювелиркой». И особенно — с этническими мотивами. За ней-то к нему и обращаются невесты со всей республики. 

— Мода на этнические украшения появилась на Кавказе около двух-трех лет назад, — говорит мастер. — Прежде всего, это свадебные украшения, которые раньше передавались по женской линии из поколения в поколение. 

Традиционно в комплект свадебного наряда карачаевской невесты входили парные нагрудные застежки, пояса, которые карачаевцы называют «кямар», и иногда браслеты и серьги. 

— В основном у наших заказчиков сохраняются нагрудники, которые достались им от бабушек, и они приходят к нам за поясами, — рассказывает Мурат. — Кямары во все времена стоили не очень дешево. Всегда пояс был равен цене хорошей коровы. Считалось, что если в семье дочери, не дай Всевышний, наступят тяжелые времена, у нее всегда есть пояс, который можно продать. 







Национальные пояса, созданные Муратом 


Родом из Дагестана 

По словам ювелира, до сих пор в каждой семье есть хотя бы одна старинная вещь, которую передают по наследству. При этом, отмечает он, большинство сохранившихся старинных поясов сделаны умельцами из Дагестана: мастера начали селиться в местных аулах начиная с конца XIX века, и их услуги пользовались большим спросом. 

— Большая часть дошедших до нас поясов — это их работа, — продолжает Салпагаров. — Правда, исполнение не всегда было на высоте. Когда я стал детально изучать узоры традиционных кямаров, то увидел много непроработанных деталей. Поэтому принял решение делать не копии, а стилизацию под старинные украшения. Еще я заметил такую тенденцию: если раньше люди кидались на старинные вещи, то сейчас чаще предпочитают новодел, но под старину. От заказчиков я слышу про энергетику чужих вещей, не хотят брать чье-то. Но чаще всего люди просто вкладывают деньги в ювелирное изделие, чтобы передать потом его своим детям, как это делали когда-то, в старину. 

Сам Мурат во многом стремится подражать старым мастерам: в отличие от большинства своих коллег, он не заказывает готовые лекала в интернет-магазинах, а абсолютно все делает вручную. Начиная от эскиза до проработки каждой крошечной детали. 

— Мастера на Кавминводах говорят, что любят меня за мои работы, и не ненавидят за то, что я упорно не перехожу на упрощенный вариант — китайскую штамповку. Мне говорят: «Зачем ты мучаешься, сам сидишь и все делаешь? Ведь сейчас можно заказать любой узор». Но я так не хочу. Есть старинная технология, так работали ювелиры сто, двести лет назад. Мне она ближе всего. 

Рашид Хатуев 
канд. ист. наук, сотрудник Государственного Карачаево-Черкесского историко-культурного и природного музея-заповедника имени М.О. Байчоровой 

С конца XVIII века ремесленники из перенаселенного Дагестана стали селиться по всему Северному Кавказу, начиная от современной Адыгеи и заканчивая Карачаево-Черкесией. После этого стало трудно отличать кабардинское от карачаевского, осетинское от адыгейского. То есть национальное своеобразие было во многом утрачено. К примеру, до появления дагестанских мастеров у местного населения часто встречались реалистичные изображения птиц. В исламе изображения животных, как известно, запрещены, и дагестанские мастера часто маскировал птиц под всякого рода растительные завитки. Сегодня по-настоящему ценных старинных украшений здесь не найдешь. Очень много всего утекло за границу в 90-е годы. Если хочешь найти хороший старинный кавказский пояс, отправляйся в Стамбул. 


Медь, серебро и иранская бирюза 

Как правило, на производство одного пояса у мастера уходит 2−3 месяца, создание более сложной, затейливой модели может занять и до четырех. Все зависит от материала и обилия камней. В старину традиционные украшения изготавливались из сплавов, например меди с железом и других. Серебро почти не использовалось. 

— Сейчас я, наоборот, чаще работаю с серебром, — говорит ювелир. — А вот раньше серебряные пояса могли позволить себе только зажиточные семьи. В основном делали позолоту, изготавливали ее из ртутной амальгамы. До сих пор не придумано ничего долговечнее такого метода. Но сами мастера долго не жили: материал токсичный. Что касается камней, то в старинных украшениях использовали в основном китайское стекло. Сейчас я применяю исключительно натуральные отделочные камни: топазы, аквамарины, аметисты, рубины. 

Стоимость одного пояса или кямара колеблется от 70 до 200 тысяч рублей. Все зависит от сложности работы и используемых материалов. Полный же набор свадебных украшений — пояса, нагрудники, браслет и серьги — обойдется невесте в среднем в 400 тысяч. 

По традиции покупкой свадебного наряда и украшений к нему у карачаевцев занимается сторона невесты. Но бывает и так, что жених изъявляет желание сделать подарок будущей супруге и частично или полностью оплачивает расходы на ее наряд. Непосредственно выбором будущего изделия занимается невеста или ее близкие родственники — как правило, мама. 





Свадебные украшения: нагрудники 


Ханафий Хасанов 
этнограф, замдиректора музея-заповедника Карачаево-Черкесии, директор филиала фонда «Эльбрусоид» 

Народ сейчас переживает момент, когда мы заняты сами собой, изучением и осознанием себя. В 90-е всем было не до национальных традиций и обрядов. Когда в 2000-е жизнь устаканилась, старшее поколение стало понемногу передавать своим детям культурное наследие народа. Поэтому мое поколение выросло в любви ко всему национальному. Каждый из нас при первой возможности старается показать свою культуру, отметить свою национальную принадлежность. Именно молодежь, рожденная в 90-е и сформировавшаяся в 2000-е, стала первой надевать национальные костюмы на общественные мероприятия, в том числе на свадьбы. 

Кстати, сегодня свадьба для горянок — далеко не единственный повод надеть этноукрашения. Девушки используют элементы национальной одежды и в современных нарядах. 

— Несколько раз у меня заказывали украшения для свадьбы, но с таким расчетом, что потом будут носить с подходящей одеждой на всякие мероприятия, — говорит Мурат. 

Фото: Павел Денисов 


Рога, крылья и стразы 

Мурат родился и вырос в селе Учкекен. Интерес к камням, пусть и не драгоценным, он проявлял еще с детства. 

— В 90-е годы в одежде использовали много блесток, страз. Я выковыривал эти блестки с одежды, чтобы коллекционировать. Меня, конечно, ругали. Потом я стал коллекционировать натуральные поделочные камни. Еще я хорошо рисовал, и мама отдала меня в художественную школу, — рассказывает Мурат. 

По совету своей бывшей учительницы Мурат поступил в Ставропольское краевое училище дизайна по специальности «Художественная отделка металла» и закончил его в 2006 году. В этом же году он открыл свое ювелирное ателье, стал брать заказы. Сейчас у него строгое разделение: половину времени он занимается ремеслом (то есть работает на заказ), а половину времени посвящает творчеству (готовит персональную выставку). Первое приносит ему деньги, а без второго он просто жить не может. 

— Еще с первого курса училища я рисовал свои будущие коллекции. Когда для всех каникулы и выходные были радостью, для меня это катастрофа. Меня отлучали от процесса, я не мог заниматься. С каникул я всегда приезжал с кучей набросков. Я не мог остановиться. С годами еще сильнее затягивает. Даже поездки куда-то, которые должны стать отдыхом, для меня — пытка. Они отвлекают меня от моего любимого занятия. Головой всегда здесь. 




Фото: Павел Денисов 


«Браслеты „от Cartier“ я не делаю» 

Этноколлекцией Салпагаров занимается уже три года, планирует закончить ее к зиме и провести персональную выставку. Правда, этностиль — это только одно из направлений, которое интересно Мурату. 

 Ожерелье «Чупра-Капра» 
(фото из личного архива)

Первая авторская коллекция, которую Мурат делал пять лет, назвалась «Эльфийская» и была навеяна эпохальной трилогией Толкиена «Властелин колец». Поначалу кавказские коллеги отнеслись к ней скептически. Но в итоге она пользовалась огромным успехом — кольцо «Аурин» из этой серии Мурат повторил уже более 40 раз. И заказы продолжают идти. 

С 2013 года на смену нежным Эльфам пришли колючие, даже агрессивные «Слезы дракона». В новой коллекции сплошная мистика: сказочные олени, лебеди, змеи и даже черепа. Конечно, «Слезы дракона» не нашли массового покупателя, как эльфийская коллекция. Кажется, Мурат совершенно не расстроен по этому поводу. 

— Помню самый необычный заказ, — говорит Мурат. — Однажды ко мне приехали мама с дочкой и вместо того, чтобы выбрать что-то из традиционного к свадьбе, они остановились на ожерелье «Чупра-Капра» — с драконом, которого я придумал сам. Я предупреждал, что эта вещь не для всех, но девушка очень настойчиво требовала именно это украшение. 

Гораздо чаще к Мурату приходят с просьбой повторить кольцо или браслет известного ювелирного дома. Но в этом он всегда отказывает своим клиентам. 

— Что я никогда не буду делать, так это копировать, — качает головой мастер. — Иногда, к примеру, просят сделать известный браслет-гвоздь «от Cartier». Но я сразу отказываюсь — такие браслеты не по моей части. Я делаю только то, что сам придумал и нарисовал. 


Фото: Павел Денисов 

Нелля Карабашева,

(Нет голосов)

  • Нравится

Комментариев нет