Расширенный поиск
20 Февраля  2017 года
Логин: Регистрация
Пароль: Забыли пароль?
  • Илму – джашауну джолу.
  • Айырылмаз джууугъунга, унутмаз сёзню айтма.
  • Бозанг болмагъан джерге, къалагъынгы сукъма.
  • Къыйынлы джети элге оноу этер.
  • Тенги кёбню джау алмаз, акъылы кёбню дау алмаз.
  • Бал – татлы, балдан да бала – татлы.
  • Туз, гырджын аша, тюзлюк бла джаша.
  • Ичимден чыкъды хата, къайры барайым сата?
  • Сабийни джумушха джибер да, ызындан бар.
  • Керти сёзге тёре джокъ.
  • Айранын берсенг, челегин да къызгъанма.
  • Башынга джетмегенни сорма.
  • Къарыусузгъа кюлме, онгсузгъа тийме.
  • Тойгъандан сора, ашны сёкме.
  • Эркишини аманы тиширыуну джылатыр.
  • Нарт сёз – тилни бети.
  • Эки итни арасына сюек атма, эки адамны арасында сёз чыгъарма.
  • Кёб ант этген, кёб ётюрюк айтыр.
  • Чомартны къолу берекет.
  • Башсыз урчукъ тюзюне айланмаз.
  • Эшекге миннген – биринчи айыб, андан джыгъылгъан – экинчи айыб.
  • Эрни эр этерик да, къара джер этерик да, тиширыуду.
  • Бастасын ашагъан, хантусун да ичер.
  • Алгъанда – джууукъ, бергенде – джау.
  • Намыс болмагъан джерде, насыб болмаз.
  • Агъач халкъгъа алтынды, иссиликге салкъынды.
  • Ишни аллы бла къууанма да, арты бла къууан.
  • Уллу къазанда бишген эт, чий къалмаз.
  • Биреуню тёрюнден, кесинги эшик артынг игиди.
  • Джуртун къоругъан озар.
  • Адам бла мюлк юлешмеген эсенг, ол адамны билиб бошагъанма, деб кесинги алдама.
  • Эки ойлашыб, бир сёлешген.
  • Аш кетер да бет къалыр.
  • Джюрек кёзден алгъа кёрюр.
  • Танг атмайма десе да, кюн къоярыкъ тюйюлдю.
  • Къайгъыны сюйген, къайгъы табар.
  • Ач къалгъандан, кеч къалгъан къолай.
  • Экеу тутушса, биреу джыгъылыр.
  • Ишлегенден, къарагъан уста.
  • Шапа кёб болса, аш татымсыз болур.
  • Биреуге кёлтюрген таягъынг, кесинги башынга урур.
  • Эте билген, этген этеди, эте билмеген, юретген этеди!
  • Эллинг бла джау болсанг да, юйюнг бла джау болма.
  • Къатын къылыкъсыз, эр тынчлыкъсыз.
  • Аман къатын алгъан, арыр, иги къатын алгъан джарыр.
  • Ашхы – джыяр, аман – джояр.
  • Къыйынлы джети элни къайгъысын этер.
  • Уллу айтханны этмеген – уллаймаз.
  • Къонагъынгы артмагъын алма да, алгъышын ал.
  • Тюзлюк шохлукъну бегитир.

"Озарение души..."

24.10.2011 0 1457

Софья Акачиева

Трудно переоценить значение знакомства и изучения подрастающего поколения с литературой народов России. Мы полностью солидарны с авторами-составителями книги "Литература народов России: Учебник-хрестоматия для 9-11 классов национальных школ", которые так обращаются к своим читателям: "Полагаем, что эта книга углубит ваши знания о многообразии литератур России. Надеемся, что она поможет открыть духовный мир различных народов, их мироощущение, историю и традиции и почувствовать, что культура каждого народа, населяющего Россию, уникальна и неповторима".(1)

Рассматривая формирование жанра карачаевского романа в контексте развития северокавказской литературы, мы не можем не отметить его типологическое родство с романами писателей Северного Кавказа, в том числе и осетинских. Так, в частности, между романами Хасана Аппаева "Черный сундук" (первом романе в карачаевской литературе) и осетинского писателя Коста Фарниона "Шум бури" прослеживается сходство в сюжетах, образах главных героев.(2) Созданные в одни и те же годы, романы карачаевского и осетинского писателей во многом созвучны, в центре внимания обоих авторов тема пробуждения народа к борьбе за свободу и проникновения революционных идей в его среду. И в том и в другом романе общей является проблематика абречества (Канамат, Царай Сырхаев).

Главные герои и здесь, и там - абреки, предводители борьбы за идеалы добра и справедливости угнетенных горцев, живших под гнетом и собственных богатеев, и мусульманского духовенства, с помощью религии обезоруживающего народ в его борьбе за свои права, и царских чиновников.

По словам Ж. А. Глоовой, "герои романов 30-х годов - Царай, Канамат, Хасан, Хамид - бунтари-одиночки, которые впервые в истории подняли свой голос, восстали против врагов. В силу исторических обстоятельств они так и не стали сознательными борцами с социально-политическим строем. Эти герои только предвосхищают появление истинных революционеров".(3)

Героев характеризует нравственная чистота, например, их целомудренная любовь к женщине, которая приносит им не только радость, но иногда и горести.(4)

Одним из достоинств романов X. Аппаева и К. Фарниона является воссоздание ими пленительного по своей чистоте, гордости, скромности и трудолюбию образа горянки, причем сознанием ее психологии, с большим тактом. Это Байдымат ("Черный сундук") и Мисурат ("Шум бури"), с чьими именами связана "любовная, психологическая линия" произведений.(5)

Говоря словами критика З.М. Салагаевой, герой этих романов убежден: "человек рожден свободным, полон надежд и ожиданий, а потом его начинают коверкать".(6)

Итак, мы в своей монографии, названной выше, отмечая типологическое родство северокав-казского романа, опирались на изыскания представителей осетинского литературоведения З.М. Салагаевой, Ж.А. Глоовой и др., а также на труды А.И. Караевой, проф. Л.П. Егоровой по данной проблеме.

А ныне объектом нашего исследования стал современный художественно-документальный роман "Озарение души..." карачаевской писательницы, ученого-искусствоведа 3. Хабичевой-Боташевой.(7)

Если в карачаевской литературе создан только один историко-биографический роман, посвященный одному человеку - Крымшамхалову и его друзьям - Коста Хетагурову и Н. Ярошенко, то в осетинской литературе трудом известных ученых и писателей созданы о Коста Хетагурове весомые, интересные как в художественном, так и фактическом плане книги (романы, повести, рассказы): "Вторая родина Коста" Б. Калоева, "Горная звезда" Т. Джатиева, "За Вас я отдам жизнь" Т. Джатиева и Л. Либединской и др.(8)

Повторимся, что главный герой романа "Озарение души..." - Ислам Крымшамхалов - и его ближайшее окружение, в т.ч. Коста Хетагуров и Николай Ярошенко. Подобно Данко, герою рассказа М. Горького, они - поэты, художники - всегда были готовы ценой своей жизни освещать путь людям к свободе и счастью, вывести их из тьмы к свету.

На страницах вышеназванной книги дана трогательная, пронесенная через всю жизнь дружба представителей трех народов - русского, карачаевского и осетинского (Н. Ярошенко, И. Крымшамхалова и К. Хетагурова).

Т.Ш. Биттирова, к.ф.н., с.н.с. КБНИИ. в 1986 году (через год после выхода книги) дала высокую оценку художественно-документальному роману "Озарение души. Картины жизни Ислама Крымшамхалова" молодого писателя 3. Хабичевой-Боташевой в своей статье "Хороший вклад - в духовную сокровищницу: Мнение ученой о книге" (9) сначала в областной газете "Коммунизмге жол" (Кабардино-Балкария), потом в областной газете "Ленинни байрагьы" (Карачаево-Черкесия) (ныне Т.Ш. Биттирова. д.ф.н., зав. сектором балкарской литературы в КБИГИ КБНЦ РАН).

Т. Биттирова была удивлена, что спустя много лет, автор романа обратилась к теме "Ислам Крымшамхалов" (1864-1910 гг.), в поисках фактического материала изъездила всю страну, побывала в музеях и центральных архивах, в городах и селах Карачаево-Черкесии, Кабардино-Балкарии и Ставропольского края, встречалась со многими людьми. И вот в результате неустанного труда была создана хорошая книга о карачаевском поэте, художнике и просветителе, а также о его друзьях и соратниках.

Это произведение дает обширный материал для изучения карачаевского романа и расширяет знания о выдающихся людях Северного Кавказа, оставивших след своей безупречной жизнью в народной памяти.

Нами также подготовлен фотоальбом по теме исследования - "Коста Хетагуров в периодической печати КЧР, КБР и г. Ставрополя"

Примечания:
1. Литература народов России: Учебник-хрестоматия для 9-11 кл. нац. шк. / Авт.-сост. Р.З. Хайруллин, С.К. Бирюкова. СПб.: Отд-ние изд-ва "Просвещение", 1995. С.8.
2. См. Акачиева С.М.. Карачаевский роман. Становление и развитие жанра. / С.М. Акачиева. Ставроп. кн. изд-во (Карачаево-Черкес. отд-ние), 1980. 160 с.
3. Глоова Ж.А. Становление и развитие жанра историко-революционного романа в литературах Северного Кавказа: Автореф. дис. канд. филол. наук. М., 1971.
4. Литература народов России: Учебник-хрестоматия для 9-11 кл. нац. шк. / Авт.-сост. Р.З. Хайруллин, С.К. Бирюкова. СПб.: Отд-ние изд-ва "Просвещение", 1995. С. 23.
5. Там же. С. 24.
6. Салагаева З.М. Четыре этюда об осетинской прозе / 3. Салагаева. Орджоникидзе: ИР, 1970.
7. Хабичева-Боташева З.М. Озарение души. Картины жизни Ислама Крымшамхалова / З.М. Хабичева-Боташева. Черкесск: Карачаево-Черкес. отд-ние Ставроп. кн. изд-ва, 1985. 295 с.
8. Джатиев Т.И. Горная звезда. Роман-хроника. Пер. с осет. А. Мусатова и Л. Либединской. / Т.И. Джатиев. М.: Современник, 1978. 384 е.; Джатиев. Т.. Либединская Л. За Вас отдам я жизнь. Повесть / Т. Джатиев, Л. Либединская М.: Политиздат. 1969; Джатиев Т.И. Кем ты будешь, лаппу?/ Т.И. Джатиев. М.: Дет. литература, 1980; Калоев. Б.А. Вторая родина Коста. Роман. / Б.А. Калоев Ставрополь: Ставроп. кн. изд-во, 1988. 319 е.; Наш Коста: Рассказы о народном поэте Осетии. М.: Детгиз, 1950.
9. Князева Н. "Весь мир - мой храм, любовь - моя святыня...": Имя на карте / Н. Князева // День республики. 2008. 20 марта.

(kvkz.ru)
Источник: Материалы международной юбилейной научной конференции "Россия и Кавказ" (Владикавказ, 6-7 октября 2009 г.). Стр. 185 - 187.

(Нет голосов)

  • Нравится

Комментариев нет