Расширенный поиск
30 Марта  2017 года
Логин: Регистрация
Пароль: Забыли пароль?
  • Хар ишни да аллы къыйынды.
  • Таш ата билмеген, башына урур.
  • Ёлген ийнек сютлю болур.
  • Эм уллу байлыкъ – джан саулукъ.
  • Чакъырылмай келген къонакъ сыйланмай кетер.
  • Ашлыкъны арба юйге келтирир, чана базаргъа элтир.
  • Кийимни бир кюнню аясанг, минг кюннге джарар.
  • Тилчи бир сагъатха айлыкъ хата этер.
  • Байлыкъ келсе, акъыл кетер.
  • Байлыкъдан саулукъ ашхыды.
  • Акъыллы айтыр эди, акъылсыз къоймайды.
  • Къайтырыкъ эшигинги, къаты уруб чыкъма.
  • Сёз садакъдан кючлюдю.
  • Билмезни кёзю кёрмез, этмезни къулагъы эшитмез.
  • Акъыл бла адеб эгизледиле.
  • Таш бла ургъанны, аш бла ур.
  • Таукел адам тау тешер.
  • Къыйынлы джети элге оноу этер.
  • Юреннген ауруу къалмаз.
  • Атлыны кёрсе, джаяуну буту талыр.
  • Сабий кёргенин унутмаз.
  • Тёзген – тёш ашар!
  • Къызбайны юйюне дери сюрсенг, батыр болур.
  • Билмейме деген – бир сёз
  • Ана – юйню кюн джарыгъы.
  • Эринчекге кюн узун.
  • Татлы тилде – сёз ариу, чемер къолда – иш ариу.
  • Ишленмеген джаш – джюгенсиз ат, ишленмеген къыз – тузсуз хант.
  • Баргъанынга кёре болур келгенинг.
  • Акъыллы – эл иеси, тели – эл баласы.
  • Тил джюрекге джол ишлейди.
  • Эл ауузу – элек, анга ийнаннган – халек.
  • Кёб джашагъан – кёб билир.
  • Адамны аты башхача, акъылы да башхады.
  • Этни да ашады, бетни да ашады.
  • Тёрдеги кюлсе, эшикдеги ышарыр.
  • Ач да бол, токъ да бол – намысынга бек бол.
  • Къыз тиширыу кеси юйюнде да къонакъды.
  • Тюзлюк тас болмайды.
  • Джумушакъ сёз къаты таякъны сындырыр.
  • Къызны минг тилер, бир алыр.
  • Къонакъны къачан кетерин сорма, къачан келлигин сор.
  • Джырчы джырчыгъа – къарнаш.
  • Бал – татлы, балдан да бала – татлы.
  • Кесинг сынамагъан затны, адамгъа буюрма.
  • Чомарт джарлы болмаз.
  • Булут кёкге джарашыу, уят бетге джарашыу.
  • Эки итни арасына сюек атма, эки адамны арасында сёз чыгъарма.
  • Алтыда кюлмеген, алтмышда кюлмез.
  • Ашатыргъа иш – ашхы, ишлетирге аш – ашхы.

Основные признаки культуры и принципы диалога культур

07.10.2011 0 6189

 

Основные признаки культуры, ее элементы 

Усвоение культуры осуществляется с помощью научения. Культура создается, культуре обучаются. Поскольку она не приобретаемая биологическим путем, каждое поколение воспроизводит её и передает следующему поколению. Этот процесс является основой социализации. В результате усвоения ценностей, верований, норм, правил и идеалов происходят формирование личности ребенка и регулирование его поведения. Если бы процесс социализации прекратился в массовом масштабе, это привело бы к гибели культуры. Культура формирует личности членов общества, тем самым она в значительной степени регулирует их поведение.

Факторы окружающей среды могут препятствовать формированию некоторых моделей культуры. Согласно обычаям людей, живущих в тропических джунглях с влажным климатом, не принято в течение длительного времени возделывать определенные участки земли, поскольку на них нельзя долго получать высокие урожаи зерновых.

Поддержание устойчивого общественного порядка также ограничивает влияние культуры. Само выживание общества диктует необходимость осуждения таких поступков, как убийство, воровство и поджог. Если бы эти поступки получили широкое распространение, стало бы невозможным сотрудничество между людьми, необходимое для собирания или производства продуктов питания, обеспечения жильем и осуществления других важных видов деятельности.

Другая важная часть культуры состоит в том, что культурные ценности формируются на основе отбора определенных видов поведения и опыта людей. Каждое общество осуществило свой отбор культурных форм. Каждое общество с точки зрения другого пренебрегает главным и занимается маловажными делами. В одной культуре материальные ценности едва признаются, в другой они оказывают решающее влияние на поведение людей. В одном обществе к технологии относятся с невероятным пренебрежением, даже в сферах, необходимых для выживания людей; в другом аналогичном обществе постоянно совершенствующаяся технология соответствует требованиям времени. Но каждое общество создает огромную культурную надстройку, которая охватывает всю жизнь человека - и юность, и смерть, и память о нем после смерти.

В результате такого отбора прошлые и нынешние культуры совершенно различны. В некоторых обществах считали войну самой благородной деятельностью человека. В других ее ненавидели ,а представители третьих не имели о ней представления. В соответствии с нормами одной культуры женщина имела право выходить замуж за своего родственника. Нормы другой культуры это решительно запрещают. В нашей культуре галлюцинации считаются симптомом психического заболевания. Другие общества расценивают "мистические видения" как высшую форму сознания. Короче говоря, существует великое множество различии между культурами.

Даже беглое соприкосновение с двумя или несколькими культурами убеждает, что различиям между ними нет числа. Мы и Они ездим по разным сторонам, Они говорят на ином языке. У нас разные мнения о том, какое поведение безумное, а какое нормальное, у нас разные понятия добродетельной жизни. Значительно труднее определить общие черты, свойственные всем культурам, - культурные универсалии.

Социологи выделяют более 60 культурных универсалий. К ним относятся спорт, украшение тела, совместный труд, танцы, образование, похоронные ритуалы, обычай дарить подарки, гостеприимство, запреты кровосмешения, шутки, язык религиозные обряды, изготовление орудий труда и попытки влиять на погоду.

Почему существуют культурные универсалии? Некоторые антропологи считают, что они формируются на основе биологических факторов. К ним относятся наличие двух полов; беспомощность младенцев; потребность в пище и тепле; возрастные различия между людьми; усвоение разных навыков. В связи с этим возникают проблемы, которые надо решать на основе данной культуры. Определенные ценности и образы мышления также являются универсальными. В каждом обществе запрещено убийство и осуждается ложь, ни в одном из них не одобряется страдание. Все культуры должны способствовать удовлетворению определенных физиологических, социальных и психологических потребностей, хотя в частности возможны разные варианты.

В обществе возникает тенденция судить о других культурах с позиции превосходства своей собственной. Эта тенденция называется - энтоцентризмом. Принципы этноцентризма находят отчетливое выражение в деятельности миссионеров, которые стремятся обратить, "варваров" в свою веру. Этноцентризм связан с ксенофобией - страхом и неприязнью к чужим взглядам и обычаям.

Этноцентризмом отмечена деятельность первых антропологов. Они были склонны сравнивать все культуры со своей, которую считали самой передовой . По мнению американского социолога Уильяма Грем Самнера культуру можно понять только на основе анализа ее собственных ценностей , в ее собственном контексте. Такая точка зрения называется культурным релятивизмом. Читатели книги Самнера были потрясены, прочитав, что людоедство и детоубийство имели смысл в тех обществах, где практиковались подобные обычаи. Культурный релятивизм способствует пониманию тонких различий между близкими культурами. Например, в Германии двери в учреждении всегда плотно закрыты, чтобы разъединить людей. Немцы считают, что иначе служащие отвлекаются от работы. Наоборот, в США двери кабинетов обычно открыты. Американцы, которые работают в Германии, часто жаловались, что закрытые двери вызывали у них ощущение неприветливости окружающих и чувство отчуждения. Закрытая дверь для американца имеет совсем не тот смысл, что для немца.

Культура - цемент здания общественной жизни. И не только потому, что она передается от одного человека к другому в процессе социализации и контактов с другими культурами, но также и потому, что формирует у людей чувство принадлежности к определенной группе. По всей видимости, члены одной культурной группы в большей мере испытывают взаимопонимание, доверяют и сочувствуют друг другу, чем посторонним. Их общие чувства отражены в сленге и жаргоне, в любимых блюдах, моде и других аспектах культуры. Культура не только укрепляет солидарность между людьми, но и является причиной конфликтов внутри групп и между ними. Это можно проиллюстрировать на примере языка, главного элемента культуры. С одной стороны, возможность общения способствует сплочению членов социальной группы. Общий язык объединяет людей. С другой - общий язык исключает тех, кто не говорит на этом языке или говорит на нем несколько иначе.

(all.free-world.ru)

 

Принципы диалогического отношения культур


1. Принцип открытости, или принцип взаимозависимости:
требование выхода за пределы культур, их направленность на общение с другой культурой, с одной стороны, и открытость воздействию "другого", незамкнутость для "другого" - с другой, т.е. понимание необходимости взаимодействия. Замкнутость, охранительные тенденции, оправданные на стадии смысловой "концентрации" или "консервации" культуры, перестают быть ведущим мотивом в период "переоценки ценностей", ломки прежних смысловых ориентиров, когда использованы уже все способы само-рефлексии, само-развития, естественные для "спокойного" существования культуры. И тем более, когда речь идет о становлении культурного универсума, сближении культур, "размыкании" прежних границ между культурами.

2. Принцип процессуальности. Диалог культур - это процесс, который производит и сами эти культуры, и те условия, в которых они осознают себя, обретают способность к общению друг с другом и, наконец, "встречаются", открывая перспективу бесконечного взаимопорождения. Процессуальность позволяет ввести в разговор о диалоге контекст, почву, обсуждать условия для возникновения диалога, а также его предмет или тему, конкретных участников и форму их взаимодействия, учесть реальную динамику взаимодействия. С этих позиций диалог культур - это процесс их бесконечного взаимного со-знания, со-изменения, со-творчества. Диалог здесь не средство, а самоцель, не преддверие к действию, а само действие. "Быть - значит общаться диалогически. Когда диалог кончается, все кончается. Поэтому диалог не может и не должен кончиться" (Бахтин М.М. Проблемы поэтики Достоевского. М., 1979. С. 293-298).

При таком подходе к пониманию существа культурного взаимодействия утрачивает смысл поиск "универсальных принципов мышления", "общей системы координат", фактически резко сужающих возможности для взаимодействия, ограничивая их пределами, в которых позиции культур совпадают, а в тенденции и вообще сводящих "на нет" культурные различия. Такое понимание глубинной связи культур требует "выводить" общее, следуя индивидуальной логике культур, из конкретного взаимодействия, жизненных реалий, общений, диалога культур. В этом смысл их движения к всеобщности.

3. Принцип симметрии. Культуры "встречаются", пересекаются в общей точке, в качестве которой может выступать, например, проблема человека или проблема сохранения культурной самобытности и др. В решении этих проблем каждая из культур идет со своей стороны, используя свой потенциал и средства, сохраняя свою уникальность, специфические смысловые пласты, культурные традиции. Но, глядя, как в зеркало, в другую культуру, она корректирует себя, самоизменяется, наполняется новым содержанием, новыми смыслами. Происходит это за счет преодоления односторонности, узости видения проблемы.

"Само бытие человека (и внешнее и внутреннее) есть глубочайшее общение. Быть - значит общаться. ... Быть - значит быть для другого и через него - для себя. У человека нет внутренней суверенной территории, он весь и всегда на границе, смотря внутрь себя, он смотрит в глаза другому или глазами другого.

Раскрылась сложность простого феномена смотрения на себя в зеркало: своими и чужими глазами одновременно, встреча и взаимодействие чужих и своих глаз, пересечение кругозоров (своего и чужого), пересечение двух сознаний" (Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М., 1986. С.329-337).

Сегодня перед лицом новых, общечеловеческих проблем (глобальных, гуманитарных) значимость диалога неизмеримо возрастает. Общность бытия разных регионов, стран, культур, общее проблемное поле не означает их следования одним и тем же стандартам, социальным, экономическим, культурным. Современность полифонична, "многоголосна". Разные "голоса" (разноголосие не есть разногласие) пытаются обрести "созвучие", построить логику совместности, единства. Диалогика оборачивается полилогикой. Поиск и отработка новых форм взаимосвязи и их внедрение немыслимы без преодоления различного рода "центризмов" (европоцентризма, востокоцентризма и др.), существующей асимметрии, вызванной этими стереотипами, без встречного движения культур, порождающего новые формы и новые смыслы взаимодействия. Общность формируется из сочетания разных региональных, этнокультурных объединений. Форма этой общности вырабатывается в ходе и посредством диалога или полилога между ними.

(kulturoznanie.ru)

 

(Нет голосов)

  • Нравится

Комментариев нет