Расширенный поиск
20 Апреля  2024 года
Логин: Регистрация
Пароль: Забыли пароль?
  • Адеб этмеген, адеб кёрмез.
  • Джукъу тёшек сайламайды.
  • Эли джокъну – кёлю джокъ.
  • Нёгерсизни джолу узун.
  • Мени джылытмагъан кюн, меннге тиймесин!
  • Сакъ юйюне сау барыр.
  • Бал – татлы, балдан да бала – татлы.
  • Тилчи тилден къаныкъмаз.
  • Бастасын ашагъан, хантусун да ичер.
  • Джаш болсун, къыз болсун, акъылы, саны тюз болсун.
  • Гырджын – тепсини тамадасы.
  • Иесиз малны бёрю ашар.
  • Аууздан келген, къолдан келсе, ким да патчах болур эди.
  • Адеб джокъда, намыс джокъ.
  • Азыгъы аз, алгъа къабар, аты аман, алгъа чабар.
  • Билимсиз иш бармаз.
  • Чакъырылмагъан къонакъ къачан кетерин сормаз.
  • Элиб деген, элге болушур.
  • Ашыкъгъан cуу, тенгизге джетмез.
  • Хантына кёре тузу, юйюне кёре къызы.
  • Аш иеси бла татлыды.
  • Адам сёзюнден белгили.
  • Тойчу джашха къарама, къойчу джашха къара.
  • Ёлюк кебинсиз къалмаз.
  • Кёкдеги болмаса, джердегин кёрмейди.
  • Ушамагъан – джукъмаз.
  • Суугъа – таянма, джаугъа – ийнанма.
  • Ач отунчуну ачыуу – бурнунда.
  • Билимден уллу байлыкъ джокъду.
  • Телиге акъыл салгъандан эсе, ёлгеннге джан салырса.
  • Рысхы – сют юсюнде кёмюк кибикди.
  • Тилде сюек болмаса да, сюек сындырыр.
  • Чомартха хар кюн да байрамды.
  • Ач къарным, тынч къулагъым.
  • Алтыннга тот къонмаз.
  • Ёпкелегенни ашы татлы болады.
  • Бёрю да ач къалмасын, эчки да ашалмасын.
  • Уясында не кёрсе, учханында аны этер.
  • Мал кёб болса, джууукъ кёб болур.
  • Ачны эсинде – аш.
  • Ашда – бёрю, ишде – ёлю.
  • Ашхы атаны – джашы ашхы, ашхы ананы – къызы ашхы.
  • Кёрмегеннге кебек – танг, битмегеннге сакъал – танг.
  • Къонагъы джокъну – шоху джокъ.
  • Мал тутхан – май джалар.
  • Тюз сёз баргъан сууну тыяр.
  • Биреу ашаб къутулур, биреу джалаб тутулур.
  • Къазанчы аман болса, къазаны къайнамаз.
  • Аман киши кеси юйюнде – къонакъ.
  • Кёзден кетген, кёлден да кетеди.

Как противостоять духовно-нравственной деградации?

17.05.2011 1 4048

Кантемир Хуртаев,
руководитель Молодёжного комитета общероссийского
общественного движения "Российский конгресс народов Кавказа".

Конец 20 века принёс России экономические, политические и культурные потрясения. Трагедией мирового масштаба назвал В.В. Путин распад великой некогда державы - СССР. Несомненно, эти необратимые исторические процессы отразились на народах России, особенно на молодёжи. С распадом СССР, прекратила свое существование и единственная идеология, господствовавшая на его территории в течение нескольких десятилетий - коммунизм. В период своего господства эта идеология предлагала молодежи хоть какие-то жизненные ориентиры, свои представления о добре и зле, в соответствии с которыми должны были выстраивать свою жизнь граждане Советского Союза. Таким образом, жизнь граждан в стране была в достаточной степени упорядоченной, регламентированной, с более-менее четким видением будущего, хоть и призрачного.

Но, с распадом страны, прекратили существование и ее ценности. Народ оказался в идеологическом вакууме. Дезориентированное население этой большой страны, после того, как был развеян миф о коммунизме, кинулось на поиски новых ценностей. Уникальность ситуации состоит в том, что вследствие тотального слома укладов и социальных институтов, смены политического режима, стремительной накачки сознания населения западными ценностями, приватизации собственности без появления крупных публичных собственников - мы лишились и традиционного советского общества, и традиционного идеологически-бюрократического государства. Причем, может быть, впервые в России это было осуществлено ненасильственным путем, хотя и крайне бездарно.

Данные обстоятельства и уже наступающие последствия гипердеформированной политики экономизма, приведшей к разрушению социальности, императивно требует сделать одним из ведущих целевых фокусов новой стратегии социально-культурную область жизнедеятельности. Такое изменение отвечает практически оформившимся в настоящий период потребностям (чаяниям) людей объединиться, почувствовать солидарность, взаимную поддержку, чтобы противостоять уже далеко зашедшему процессу атомизации российского общества.

Прошедший период особенно негативно отразился на некоторых категориях молодежи. Активно насаждаемая философия утилитарного индивидуализма, относительно эффективная в частной жизни современных западных общественных систем, в исполнении акционированных средств массовой коммуникации стала одним из основных факторов, способствующих произрастанию в стране "дикого" капитализма, ультранациональзма, духовно-нравственной деградации.

Общество сейчас буквально задыхается в мутных волнах низкопробной массовой культуры. Вне традиционной культуры народов, проживающих в России, строительство нового общества - это строительство замков из песка, и первое же ненастье (экономическое и политическое) смоет все и вся. Культура - это тот стержень, вокруг которого должна нарастать и развиваться социальная ткань общества. Чтобы она не рассасывалась, не исчезала с течением времени и естественной сменой поколений, вокруг этого стержня должны формироваться социальные институты. Учитывая то состояние, в котором наше общество находится сейчас, ростки общественной (групповой) консолидации как протообщественных институтов должно активно выращивать именно управление. Но само управление, при этом, должно тоже меняться и переходить с уровня реагирования на текущие возмущения и конфликты на уровень долгосрочной перспективы. Это принципиально новый уровень прогнозирования, проектирования и программирования процессов, протекающих в различных сферах жизни.

Собственно, и под культурой в данном случае необходимо понимать приращение продуктов мышления и деятельности различных групп населения, рефлексию над прошлым и настоящим страны, организуемые средствами управления.

Кавказцы - противники колониальной вестернизации

Говоря о духовно-нравственном возрождении российского общества с точки зрения управления социально-культурной сферой жизнедеятельности, как важнейшего целевого фокуса государственной политики в новых условиях, следует сказать, что у России есть огромный потенциал решения этой задачи. Этот потенциал - богатство и уникальность культур народов проживающих в России. Именно здесь следует искать выход из нравственного кризиса, духовного и идеологического вакуума, именно здесь следует искать смыслообразующие принципы культуры, духовные цели и ценности, определяющие смысл жизни человека и стратегические ориентиры жизнедеятельности.

Только заимствуя лучшие черты всех народов, проживающих в России, мы сможем построить одну великую российскую нацию и возродить былое величие России.

И в этом отношении интересна культура народов Северного Кавказа. На Северном Кавказе мало кто ставит под сомнение свою этнокультурную или конфессиональную идентичность. Бережно относятся и берегут то, что составляет ядро идентичности, не допуская даже мысли об ассимиляции. Интеграции - "ДА", ассимиляции - "НЕТ". Кавказцы пережили много империй, начиная с Ассирии и древней Персии; сохранили себя, будучи в эпицентре больших и трагических событий.

Кавказцы чутки к вопросам идентичности, достоинства и прав человека, ясно осознают угрозы, которые несет агрессивная глобализация и практика культурной перевербовки, разрушения и растления (на отечественном ТВ) в обществе. Способность к РАЗЛИЧЕНИЮ и сравнительно успешному (не теряя идентичности) сопротивлению унифицирующей практике глобализации, осознание угрозы, которую несет глобализация среднему и мелкому бизнесу - естественной для очень многих наших соплеменников сферы приложения социальных амбиций - вот что "сообщает" кавказскому фактору в России позитивный, созидающий характер.

Кавказский фактор в России - это потенциально опасный элемент для идеологов глобализации, способный показать пример сопротивления неоимперской западнизации (по-американски). И в этом контексте кавказский фактор в России - это ресурс возрождения и развития в стратегическом, политэкономическом и культурном отношении. И этому есть свое объяснение

Слагаемые "ядра" культуры Кавказа

Каковы же слагаемые "ядра" культуры Кавказа? Здесь речь идет об идеальном представлении и норме долженствования.
- В семье и в близком круге родственников: культ предков и уважение к старшим, принцип - все для детей, трепетное отношение в разных вариациях к родственным чувствам.
- В группе (общине): сильные групповые ориентации (партикуляризм), или культура выживания и общинная солидарность; достижительная мотивация и воспитание сильного характера.
- В межобщинных и межчеловеческих отношениях: а) сетевой принцип (наиболее ярко выражен среди вайнахов) построения социальной структуры и минимазация иерархии; б) чрезвычайная важность коммуникационного (чисто человеческого) аспекта в социальных отношениях; в) уважение к правам и достоинству человека.
- В отношениях с государством: отсутствие пиетета, священного трепета перед царем и государем.
- В экономике: самостоятельность, сочетание частной и общинной собственности с древнейших времен, культура малого и среднего бизнеса. Частнособственнические "инстинкты" кавказцев корнями уходят в далекое прошлое и с институтом частной собственности, кавказцы были знакомы с древнейших времен. Вот откуда столь раздражающие россиян успехи в коммерции и неумеренный меркантилизм "новых кавказцев".
- В политической сфере для кавказцев характерна ориентация на самоуправление. На Кавказе с древнейших времен была развитая система полисов - городов и независимых союзов сельских общин, или коалиций народностей.

Вот слагаемые кавказской культуры, что позволила народам выжить и развиваться на протяжении последних 3-4 тыс. лет; пережить Ассирию и эллинскую империю, Римскую, Византийскую, Османскую и Персидскую империи. При всех империях, на протяжение нескольких тысячелетий одна стратегическая установка (на сознательном и бессознательном уровнях) была и осталась доминирующей: сохранить преемственность культуры и ценностей народа; не только выжить физически, но и культурно, а в некоторых случаях и духовно, беря за основу надличностные, трансцендентные (религиозные) установки. В той или иной мере это и сейчас характерно для подавляющего большинства народов Кавказа.

Когда мы говорим о достоинствах культуры народов Кавказа справедливости ради, мы должны четко осознавать то, что в культуре Кавказцев есть и оборотная сторона, которая не дает нам возможности самоуспокаиваться. Оборотной стороной Кавказской культуры является, чрезвычайно высокий уровень конфликтности как следствие гордыни, амбиций, неадекватной самооценки и ситуации в которой находимся.

Таким образом, по-нашему мнению, проблема преемственности поколений является ключевым фактором духовно-нравственного возрождения российского общества.

Преемственность поколений - основа молодежной политики на Кавказе

Поэтому перспективность нашей молодежной политики должна быть понимаемой принципиально по-новому. Это не просто долгосрочность и перспективность отдельных направлений программ, это погруженность их содержания в национальную культурно-историческую проблематику. Речь идет о преемственности поколений. Преемственность рассматривается не как дословное и буквальное впитывание традиций и моделей поведения от старшего поколения, которое невозможно в динамических обществах, а для России просто неправдоподобно. Преемственность - это передача ценностей человеческой культуры и общежития, это понимание условий и обстоятельств жизни старшего поколения, его смыслов и устремлений. Отказ от перечеркивания жизни отцов, несмотря на всю ее возможную непродуктивность, противоречивость, и поиск (совместный) общих смыслов с учетом опыта достижений, драм и трагедий, когда в новых ценностях и смыслах, целях и способах их реализации находилось бы место и старшим, и молодым.

Соблюдение принципа преемственности позволит избежать утопических картин будущего, опора на прошлое позволит понять, откуда мы вышли и что мы есть теперь, создаст твердую почву для нового открытого диалога между отцами и детьми.

(Нет голосов)

  • Нравится

Комментарии (1)

    Джаратама0
    Бурханаддин
    03.05.2015 16:57:27
    Других правил нет, кроме библейских.