Расширенный поиск
19 Ноября  2017 года
Логин: Регистрация
Пароль: Забыли пароль?
  • Ким бла джюрюсенг, аны кёзю бла кёрюнюрсе.
  • Нарт сёз – тилни бети.
  • Аш иеси бла татлыды.
  • Тамырсыз терекге таянма – джыгъылырса.
  • Шекер бла туз – бир болмаз, ушамагъан – юй болмаз.
  • Байны къызы баймакъ болса да, юйде къалмаз!
  • Алма терегинден кери кетмез.
  • Ёзденликни джайгъан – джокълукъ.
  • Хар зат кесини орнуна иги.
  • Билмейме деген – бир сёз
  • Уллу суу бла уллу ауруудан башынгы сакъла.
  • Ашхы атаны – джашы ашхы, ашхы ананы – къызы ашхы.
  • Тюкюрюк баш джармаз, налат кёз чыгъармаз!
  • Ашда – бёрю, ишде – ёлю.
  • Ёгюзню мюйюзюнден тутадыла, адамны сёзюнден тутадыла.
  • Билмегенинги, билгеннге сор.
  • Чакъырылмагъан къонакъ къачан кетерин сормаз.
  • Акъыллы эркиши атын махтар, акъылсыз эркиши къатынын махтар.
  • Мадар болса, къадар болур.
  • Акъыл аздырмаз, билим тоздурмаз.
  • Кёрмегеннге кебек – танг, битмегеннге сакъал – танг.
  • Эки элинги тыйсанг, джети элде махталырса.
  • Джыгъылгъанны сырты джерден тоймаз.
  • Ашхы тенг джолгъа салыр, аман тенг джолдан тайдырыр.
  • Юйлю уругъа ит чабмаз.
  • Ёгюзню мюйюзлери ауурлукъ этмейдиле.
  • Джырчы джырчыгъа – къарнаш.
  • Узун джолну барсанг, бюгюн келирсе, къысха джолну барсанг, тамбла келирсе.
  • Башсыз урчукъ тюзюне айланмаз.
  • Тил джюрекге джол ишлейди.
  • Билимли ёлмез, билимсиз кёрмез.
  • Хунаны тюбюн къазсанг, юсюнге ауар.
  • Бети къызарыучу адамны, джюреги харам болмаз.
  • Кесинг сынамагъан затны, адамгъа буюрма.
  • «Ёгюз, джаргъа джууукъ барма, меннге джюк боллукъса», - дегенди эшек.
  • Чарсда алчыны эл кёреди.
  • Джаш къарыу бла кючлю, къарт акъыл бла кючлю.
  • Ашын ашагъанынгы, башын да сыйла.
  • Тойгъанлыкъ къойгъа джарашады.
  • Адеб базарда сатылмаз.
  • Нафысынгы айтханын этме, намысынгы айтханын эт.
  • Бетинги сатма, малынгы сат.
  • Тенги кёбню джау алмаз, акъылы кёбню дау алмаз.
  • Бети бедерден, намыс сакълама.
  • Урама да – ёледи, сатама да – келеди.
  • Дженгил джетерикме деб, узун джолну къоюб, къысхасын барма.
  • Ёнгкюч къууана барыр, джылай келир.
  • Сёз сёзню айтдырыр.
  • Тенгни тенглиги джашай барсанг билинир.
  • Эшекге миннген – биринчи айыб, андан джыгъылгъан – экинчи айыб.

"Скорбящий горец"

05.07.2010 1 3278

Жаухар Аппаева,
искусствовед

В ряду мемориалов, посвященных жертвам Великой Отечественной войны, один из лучших в стране "Скорбящий горец" (скульптор Х. Крымшамхалов, архитектор М. Каркаев), установленный у развилки дорог в Тырныауз и Кёнделен. Он легко обозреваем с любой из точек Баксанского ущелья. Продуманность и обоснованность концепции памятника с четким, выразительным силуэтом, мощными обобщенными формами делают его настоящим шедевром.Здесь мы видим на редкость удачный пример взаимосвязи скульптуры с постаментом и окружающей природой.

История его возникновения весьма интересна. Это тот случай, когда инициатива увековечения памяти кёнделенцев, погибших на полях сражений, исходила от самих жителей села. Ее поддержали известные общественные и политические деятели - выходцы из Кёнделена: Ханафи Хутуев, Жанакаит Залиханов, Максим Геттуев. В 1967 году при сельском совете ветеранов войны и труда была организована комиссия по созданию мемориала, которая занялась сбором средств на его осуществление. Одновременно решался и вопрос об исполнителях этого замысла. Выбор пал на известного скульптора Хамзата Крымшамхалова и молодого зодчего, выпускника Московского архитектурного института Мухарби Каркаева. Хотя предложение показалось Каркаеву заманчивым, некоторое время он колебался. У Крымшамхалова к тому времени уже сложился собственный стиль (он всегда работал в реалистическом ключе), а у зодчего к вопросу о сооружении памятника был современный архитектурный подход. Он мыслил скульптуру только в синтезе с архитектурой, потому не был уверен в том, сможет ли при столь разных творческих установках довести работу до конца. Сомнения архитектора были небеспочвенны. Действительно, первые рабочие модели, выполненные Крымшамхаловым, свидетельствовали о его намерении выполнить памятник в духе советского искусства 50-х годов, то есть вполне традиционным для того времени. Несколько позже инициативу удалось перехватить М. Каркаеву.

Направив творческие поиски в новое русло и таким образом избежав банального решения, соавторы создали уникальный образец монументальной скульптуры, ставший новым словом в этом виде искусства. Вскоре после начала совместной работы авторы перешли на современный язык монументального искусства. Впервые в Кабардино-Балкарии был использован новый материал - железобетон. Высота памятника должна была достигать 15 метров. Для облегчения его веса была создана не монолитная конструкция, а собранная из "граненых колец", которые насаживались один на другой. Так что скульптура оказалась внутри полой.

О работе авторского дуэта была наслышана вся республика. Заинтересовалось ею и руководство Кабардино-Балкарии. Им было предложено выполнить модель памятника, десятикратно уменьшенной по отношению к реальным масштабам, и показать на одном из заседаний бюро обкома КПСС. На членов бюро рабочая модель произвела сильное впечатление. Они отметили такие ее качества, как оригинальность и выразительность, и приняли решение присвоить памятнику статус общереспубликанского значения.

- Для нас это было большой моральной поддержкой, - вспоминает Мухарби Койчуевич. - Мы работали с огромным энтузиазмом. Когда дело дошло до сборки памятника, мы с Крымшамхаловым поселились в непосредственной близости от места его установки, чтобы вести авторский надзор за монтажными работами.

Традиционно в русской и советской монументальной скульптуре скорбь народа по погибшим в войне символизирует Родина-мать. Но авторы памятника отошли от подобной трактовки этого понятия, создав мужской образ, поскольку по-балкарски Родина звучит как Атажурт, то есть Отечество. И потому вполне в соответствии с менталитетом балкарского народа этот образ авторы воплотили в фигуре горца. Так родился на свет "Скорбящий горец".

Поиски новых путей в монументальном искусстве потребовали от авторов обновления языка пластики и расширения ее образных возможностей. Концепцию мемориала основательно продумали, что позволило создать произведение искусства, в котором скульптура и архитектура даны в синтезе, сливаются в единое, неразделимое целое, а не так, как случается иной раз, когда одно служит дополнением к другому. Чаще всего скульптура является как бы украшением постамента. В "Скорбящем горце" же усиление архитектурного начала, несомненно, обогатило памятник. Монумент, вознесшийся ввысь на пятнадцать метров, имеет мощные геометризованные объемы, которые, однако, не надуманны, не подогнаны под модные в то время скульптурные формы, напоминающие саласпилские, а взяты из жизни. Пластическое видение создателей "Скорбящего горца" помогло увидеть в силуэте бурки именно те формы, которые позволили решить поставленные перед ними творческие задачи. Авторы, прежде всего, учитывали уникальную функцию бурки. Она - не только род одежды, произведение декоративно-прикладного искусства, но и архитектуры, поскольку в походах кавказцы использовали ее в качестве палатки.

Мощная фигура "Скорбящего горца", расчлененная рустом, в какой-то степени напоминает и традиционную балкарскую каменную кладку. Благодаря этому поверхность скульптуры оказывается раздробленной на определенные фрагменты. Но поскольку это членение незначительно по сравнению со всей площадью памятника, то оно не мешает воспринимать его как монолит. "Скорбящий горец" одинаково выразителен с любой точки зрения. А видеть его можно как с большого расстояния, так и в непосредственной близости, подойдя к самому подножию.

Поза "горца" совершенно лишена внешнего пафоса, оттого главное внимание зрителя сосредотачивается на внутреннем состоянии героя. В лице и фигуре переданы чувства скорби и траура, которые одновременно уравновешиваются спокойствием, несломленностью духа, уверенностью в неотвратимости победы над злом. Авторам удалось запечатлеть в мемориале не только величие подвига защитников Отечества, но и саму идею гуманизма, что придает ему мощное общественное звучание. Именно благодаря своим художественным особенностям памятник создает вокруг себя поле духовного напряжения.

В нашей стране множество памятников, посвященных погибшим в войне, но среди них не так уж и много таких, которые бы имели столь значительную художественную ценность. Как это ни прискорбно, но замысел Х. Крымшамхалова и М. Каркаева до сих пор не реализован до конца. Осталось выполнить так называемую "архитектуру земли", предусмотренную в проекте памятника. Это покрытие площадки, окружающей монумент, камнем. Высокоплотное озеленение по ее периметру вечнозеленым горным стелющимся кустарником, возведение нескольких малых архитектурных форм: эмблемы Кёнделена, павильона на автобусной остановке, дорожного знака, обозначающего направление в Кёнделен, позволили бы завершить мемориальный комплекс.

Авторы "Скорбящего горца" получили признание не только в своей стране, но и за рубежом. Все, кто проезжал по Баксанскому ущелью, не могли не оценить его художественные достоинства. Глубину философских воззрений авторов в гармоническом сочетании с архитектурным мышлением не раз отмечали не только у нас, но и за пределами страны. Скульптуре посвящены специальные статьи, вышедшие в заграничных изданиях. Фотография "Скорбящего горца" украсила суперобложку солидного советского издания, посвященного монументальному искусству. Значительный резонанс имел он и в нашей республике.

Скульптор Хамзат Баксанукович Крымшамхалов за свои монументальные произведения и, в первую очередь, за "Скорбящего горца" был удостоен Государственной премии КБАССР. Непонятно, правда, отчего труд соавтора этого монумента, архитектора Мухарби Каркаева так и не получил должной оценки.

(Голосов: 2, Рейтинг: 3.5)

  • Нравится

Комментариев нет