Расширенный поиск
19 Сентября  2018 года
Логин: Регистрация
Пароль: Забыли пароль?
  • Ач къарным, тынч къулагъым.
  • Тил – миллетни джаны.
  • Айныгъанлы алты кюн, тогъайгъанлы тогъуз кюн.
  • Кийимни бир кюнню аясанг, минг кюннге джарар.
  • Ётюрюкню къуйругъу – бир тутум.
  • Ишленмеген джаш – джюгенсиз ат, ишленмеген къыз – тузсуз хант.
  • Ариуну – ауруу кёб.
  • Эм уллу байлыкъ – джан саулукъ.
  • Ата Джуртуму башы болмасам да, босагъасында ташы болайым.
  • Aдам боллукъ, сыфатындан белгили.
  • Этни да ашады, бетни да ашады.
  • Ёлген эшек бёрюден къоркъмайды.
  • Тенгни тенглиги джашай барсанг билинир.
  • Эл тойса, тоймагъан, эл къойса, къоймагъан.
  • Къонакъ хазыр болгъанлыкъгъа, къонакъбай хазыр тюлдю.
  • Тёгюлген тюгел джыйылмайды.
  • Тёзгеннге, джабылгъан эшик ачылыр.
  • Къалгъан ишге къар джауар.
  • Къайгъы тюбю – тенгиз.
  • Ушамагъан – джукъмаз.
  • Ат да турмайды бир териде.
  • Ашхы атаны – джашы ашхы, ашхы ананы – къызы ашхы.
  • Оюмсуз атлагъан, аджалсыз ёлюр.
  • Тулпарлыкъ, билекден тюл – джюрекден.
  • Татлы тилде – сёз ариу, чемер къолда – иш ариу.
  • Уллу атлама – абынырса, уллу къабма – къарылырса.
  • Къуру гыбыт бек дыгъырдар.
  • Джангызны оту джарыкъ джанмаз!
  • Къонакъ кёб келюучю юйню, къазаны отдан тюшмез.
  • Атлыны кёрсе, джаяуну буту талыр.
  • Ата Джуртун танымагъан, атасын да танымаз.
  • Сакъламагъан затынга джолукъсанг, не бек къууанаса, не бек ачыйса.
  • Эл бла кёргенинг эрелей.
  • Аманны къуугъан, аманлыкъ табар.
  • Ашыкъгъан cуу, тенгизге джетмез.
  • Орну джокъну – сыйы джокъ.
  • Биреуге аманлыкъны тилеме да, кесинге ашхылыкъны тиле.
  • Абынмазлыкъ аякъ джокъ, джангылмазлыкъ джаякъ джокъ.
  • Къыйынлы джети элни къайгъысын этер.
  • Термилгенинги табмазса, кюлгенинге тюберсе.
  • Ашхы сёз таш тешер.
  • Терслик кетер, тюзлюк джетер.
  • Киштикге къанат битсе, чыпчыкъ къалмаз эди.
  • Къонакъ болсанг, ийнакъ бол.
  • Джылкъыдан – ат чыгъар, тукъумдан – джаш чыгъар.
  • Ач уят къоймаз.
  • Биреуню тёрюнден, кесинги эшик артынг игиди.
  • Окъугъан – асыу, окъумагъан – джарсыу.
  • Бети – къучакълар, джюреги – бычакълар.
  • Бермеген къол, алмайды.

"Алтын-Майдан - 2010"

01.04.2010 0 2874

Зарема Тилова,
Терскол

У каждого из нас в детстве был песенник с песнями, смысл которых мы не всегда понимали, а наклеенное рядом фото не всегда совпадало с реальным исполнителем этой песни; была анкета для друзей, где встречались вопросы, типа: "Любимый фильм?", "Любимый актер?"; был блокнот с цитатами и были летние лагеря, куда никто не хотел ехать, и откуда все уезжали со слезами на глазах. Сейчас альтернативу этому создают "Одноклассники" с личными фотографиями пользователей, социальная сеть "Вконтакте" с плей-листом… А на замену лагерям пришли фестивали.

Три народа: карачаево-балкарцы, татары и болгары, изошедшие из одного корня, объединились под единой крышей проекта "АЛТЫН МАЙДАН". В рамках этого проекта планируется провести еще три международных фестиваля: "Алтын Майдан -Татарстан", "Алтын Майдан -Болгария", "Алтын Майдан -Турция".

Сегодня первый фестиваль проекта - Международный фестиваль этнического искусства "АЛТЫН МАЙДАН-Эльбрус" мы приняли здесь - у подножия Минги Тау. Учредителями и организаторами данного фестиваля стали: администрация сельского поселения Эльбрус во главе с Узеиром Курдановым, интернациональный проект "АЛТЫН МАЙДАН" газеты "Республика Татарстан", Общественный фонд содействия развитию карачаево-балкарской молодежи "Эльбрусоид". Непосредственное участие в организации этого фестиваля приняли предприниматели Приэльбрусья, обеспечив трансфер для гостей-участников фестиваля, размещение и питание.

На "Алтын Майдан-Эльбрус" съехались участники 16 делегаций, в том числе из Украины, Эстонии и других стран. Россию предствили делегации из Татарстана, Чувашии, Башкортостана, Удмуртии. Кроме того, приехали представители карачаево-балкарской диаспоры из Казахстана и Кыргызстана.

Изначально к каждой делегации был прикреплен куратор, в лице одного из учителей местных школ, который, в свою очередь, вместе со школьниками-волонтерами не расставался со своими подопечными уже до конца фестиваля. Практически круглосуточно работал штаб фестиваля, где каждый вечер собирался оргкомитет для того, чтобы обсудить прошедший фестивальный день, решить возникшие проблемы и запланировать следующий день. А дни были действительно интересными и насыщенными.

Все началось с нашего первого общего праздника - с праздника "Науруз". В тот день ребята дали первый концерт на сцене "Алтын Майдана", после которого все повалили на улицу, где для них был приготовлен "Ашюре жырна". Наша каша была, прямо скажем, нарасхват. В тот же вечер состоялся первый и ежедневный "Вечерний майдан"- дискотека, на которой ребята общались, пробовали себя в кавказских, украинских, чувашских танцах, каждый такой "Вечерний майдан" открывался "Таулу той", где карачаево-балкарцы, как хозяева фестиваля "задавали тон". Они тогда и предположить не могли, что татары, чуваши и якуты станцуют этот танец не хуже, потому что мастер-класс им преподавал никто иной, как наш великий этнохореограф Мухтар Кудаев! В течение нескольких дней Мухтар Чукаевич рассказывал ребятам об особенностях танцев народов Кавказа, о том, что означала тем или иным образом надетая папаха горца, о том, что символизировали движения рук девушки в карачаево-балкарских танцах. Все было настолько интересно, что хотелось, забросив все другие дела, встать рядом с ребятами и поучиться у Мухтара Кудаева еще какому-нибудь танцевальному движению.

Были и другие мастер-классы, в том числе мастер-класс Макарова Геннадия Михайловича- доцента кафедры татарской музыки Казанской консерватории на тему: "Общие этнические музыкальные инструменты народов Северного Кавказа и Поволжья: особенности исполнительства" (домбра, смычковый кубыз, сыбызгы, курай).

У ребят были экскурсии в национальный парк "Приэльбрусье", в том числе и на нарзанные источники, а так же подъем на канатных дорогах. Многие так впечатлились красотой наших гор, что поднимались по нескольку раз, словно не веря своим глазам.

Дальше ребята-участники фестиваля ездили с концертами в Тырныауз, Кенделен, Лашкута, Бедык и Верхний Баксан. Ну, когда бы еще старику- кенделенцу выдалось бы увидеть собственными глазами "живого чуваша" или якута? И снова ребят встречали с хычинами, лакумами и айраном.

На протяжении всего фестиваля у участников фестиваля были бесконечные репетиции, ибо им предстояло выступать перед строгим и авторитетным жюри. Председателем жюри являлся легенда эстрады - Бисер Киров, который, к слову сказать, так впечатлился красотой природы и той замечательной атмосферой праздника, которая царила на фестивале, что решил дать свой сольный концерт. Сопредседателем жюри был заслуженный деятель искусств КБР, этнохореограф, основатель государственного фольклорно-этнографического ансамбля "Балкария" - Мухтар Чукаевич Кудаев. Кроме того, выступления детей оценивал Михаил Калинкин- руководитель военной площадки Московского фестиваля бардовской песни и наконец, руководитель Интернационального фестивального проекта газеты "Республика Татарстан", заслуженный работник культуры Республики Татарстан - Гамира Гадельшина, которая была и идейным, и духовным вдохновителем фестиваля.

Так и проходила наша фестивальная жизнь. Прогулки, репетиции, выступления, "вечерние майданы" и общение, общение, общение… Ведь главной целью проведения этого фестиваля являлось укрепление взаимопонимания и дружеский связей между народами, развитие межнациональных, межрегиональных и международных связей в области художественного творчества детей и молодежи и, в конце концов, создание атмосферы яркого творческого праздника.

А между тем жюри подвело итоги, которые были обнародованы на одном из последних концертов. Дипломы и почетные грамоты были вручены по следующим направлениям: "Музыка", "Вокал" и "Хореография". Кроме того, были вручены специальные призы, в том числе:
1. Специальный приз им. Кязима Мечиева "За преданность традициям своего народа и их бережное сохранение" - ансамбль кабардинской диаспоры "Терек", Республика Эстония.
2. Специальный приз им. Кайсына Кулиева "За высокую поэзию в творчестве" - образцовый ансамбль танца "Гульдар", Республика Башкортостан.
3. Специальный приз им. Мухтара Кудаева "За бережное воплощение народного наследия в творчестве" - татарский фольклорный ансамбль "Жомга кон", Республика Татарстан.
4. Специальный приз учредителя фестиваля, главы сельского поселения Эльбрус Узеира Курданова "За верность народным истокам в творчестве" - образцовый ансамбль танца "Жаш кыял", Кыргызская Республика.
5. Специальный приз учредителя фестиваля газеты "Республика Татарстан" "За высокий профессионализм и мастерство" - народный хореографический ансамбль "Акварели", Украина.
6. Специальный приз имени Бисера Кирова "За великолепное воплощение этнического вокала" - солист татарского фольклорного ансамбля "Жомга кон" Ирек Фатихов.

По решению жюри Гран-при в этому году не присуждалось. А специальный приз "АЛТЫН МАЙДАН" увез в Татарстан вокальный ансамбль "Азаль".

Итоги были подведены, напряжение спало…а впереди был праздник - День возрождения балкарского народа, а, значит, теперь уже праздник всех участников фестиваля. "Эльбрусоиды" нальчикского и карачаевского филиалов, как водится в таких случаях, устроили настоящий "таулу той". На поляне Азау была установлена сцена, на которой было представлено дефиле "Букет дружбы". Это было невероятно трогательное зрелище- когда все участники фестиваля в своих национальных костюмах, с флагами в руках исполняли народный карачаево-балкарский танец "Гоккан", который разучивали специально для этого дня вместе с Мухтаром Чукаевичем Кудаевым.

Вечерний гала-концерт участников фестиваля был приурочен ко Дню возрождения балкарского народа и воистину был красивым и ярким завершением фестиваля. "Нам всем, чтобы выжить и жить, - надо дружить!",- пели ребята вместе с Бисером Кировым. А впереди была еще последняя дискотека, последний "Вечерний майдан", который по этому случаю был продлен еще на один час.

И вот, призы получены, дипломы вручены, чемоданы запакованы. Кто-то в спешке обменивается телефонами, кто-то записывает на клочке бумаги рецепт приготовления хычинов, кто-то снимает с себя цепочку и дарит на память…слезы расставания. Я вдруг поняла, что самое грустное в празднике - это расставание. Еще долго ребята будут перечитывать письма друг друга, отправленные "Фестивальной почтой", долго будут всматриваться в фотографии, ища взглядом друзей, долго будут напевать карачаево-балкарские мотивы… Самое главное это то, что праздник удался. И в этом сомневаться уже не приходится.


(Голосов: 2, Рейтинг: 5)

  • Нравится

Комментариев нет