В объективе художника
Камал Толгуров:
"В любом деле нужна искра"
Фотожурналиста Камала Толгурова читатели республиканских газет давно знают и любят. Его снимки, этюды, фоторепортажи уже много лет радуют подписчиков искренностью и высоким профессионализмом. Добросовестное отношение к своей работе, конечно же, у коллег вызывает уважение. А его легкий юмор располагает, вызывает симпатию любого, с кем бы он ни работал.
Начинал путь в журналистику Толгуров в газете "Коммунизмге жол", сперва подчитчиком, корректором, а потом корреспондентом. С 1971 года его редко можно было встретить без фотоаппарата. Сейчас он работает в "Кабардино-Балкарской правде". В 2005 году Камалу Толгурову присвоено почетное звание "Заслуженный журналист Кабардино-Балкарии".
"В феврале этого года исполняется сорок лет его творческой деятельности. Он - первый балкарский фотожурналист".
- По-моему, самое интересное в работе журналиста - это каждодневные встречи с новыми людьми, далеко неведомыми. За тридцать с лишним лет, думаю, в Вашей картотеке хранятся кадры многих известных и интересных личностей. Кого из них хотели бы вспомнить?
- Есть неплохие снимки лауреата Сталинской премии Льва Ошанина во время его отдыха в Нальчике. Помнится вечер, устроенный незабвенным Кайсыном Кулиевым. Он познакомил писателей Кабардино-Балкарии с Давидом Кугультиновым. Вообще же, с Кайсыном Шуваевичем встречался много раз, и каждая встреча с ним - это незабываемые впечатления.
Был один раз и такой курьезный случай. Летним, ранним утром на берегу реки Нальчик встретил трех друзей - Кайсына Кулиева, Магомеда Кучукова и Аскера Аппаева. Они только что искупавшись, выходили из воды. Конечно, я не мог не запечатлеть эту трогательную картину.
Когда у нас открылся Северо-Кавказский институт искусств (СКРИИ), его первый ректор Анатолий Рахаев пригласил известного советского композитора Яна Френкеля. Он в Тырнаузе дал один единственный концерт. Сохранилось множество кадров этого вечера. Вспоминается юбилей Каншаубия Мизиева. Было много гостей, в том числе знаменитые писатели из Турции. Ездили по всей республике, выезжали в Пятигорск. А народный певец Омар Отаров…! Какой был добрейшей души человек, дарующий свет и тепло. В каждого из нас он вселял оптимизм…
- А как можно объяснить такой странный парадокс в фотографии - многие красивые, элегантные люди на бумаге выходят не всегда, как в жизни?
- Это верно подмечено. Не всегда красивый человек, будь то мужчина или женщина, может радоваться своему изображению на снимке. А бывает наоборот, кажется, в человеке нет ничего особенного, а на фотографии он получается колоритным. Мне кажется, тут секрет в обаянии. Не каждый обладает этим удивительным даром и это сразу видно невооруженным глазом. В жизни можно сыграть любую роль, а фотообъектив не обманешь. Наша работа заключена не только в нажатии на кнопку: нужно с разных ракурсов успеть посмотреть, разглядеть в человеке что-то привлекательное, индивидуальное, необычное. Если удалось увидеть это "что-то", чувствуешь, что кадр получился. К сожалению, не всегда удается сделать тот нужный единственный, необходимый кадр. Часто это связано с нехваткой времени. Фотожурналисту, к сожалению, какие-то ограничительные рамки всегда мешают сделать центральный кадр.
- Есть люди, которые по фотографии могут "читать" характер человека. Вы по чужим работам сможете проделать то же самое?
- Действительно, на снимках удивительным образом прочитывается характер изображаемого. В этом мне помогут интуиция и опыт. Бывало, что я ошибался. Опять же только качественное фото, где чувствуется внутренний мир человека, позволит "прочитать" его характер.
- Мне кажется, любой профессионал спустя много лет узнает выполненную им работу, как хороший портной признает платье или костюм, сшитый им давно. А вы сможете не узнавать свои фотоснимки, отснятые два или три десятка лет назад?
- У каждого из моих коллег свой стиль, свой почерк, по этим признакам я узнаю их снимки. Когда Гузеев Исхак только был назначен главным редактором газеты "Заман", устроил мне небольшой "экзамен". На стол положил несколько фоторабот, я безошибочно назвал авторов. Я не считаю себя большим профессионалом, но были случаи, когда не узнавал свои снимки, и удивлялся, чьи же они? А бывает и так, отснял несколько кадров, но остался недоволен. Проходит некоторое время, и ты уже на них смотришь по-другому. Чувствуешь, что за них не стыдно. Только время может дать настоящую цену нашей работе.
- А есть ли все же секрет, которым может воспользоваться любой, на кого направлен фотообъектив?
- Многое зависит от него самого. Если он настроен дружелюбно, работать с ним - удовольствие. Как говорится, сколько людей - столько характеров. Кому-то испортили настроение, у кого-то крутой нрав, кто-то комплексует перед фотообъективом… Тут помогут шутка, приятные слова, одним словом, его надо настроить на нужную волну. Еще можно использовать технические приемы и эффекты - подчеркнуть глаза, а лицо наоборот затемнить общий тон, или же осветить…
- Различные приемы используют в фотопавильонах. У Вас не было желания открыть свою студию?
- Это мечта всей моей жизни. Но газетная работа отнимает много времени, поэтому для души счастливых случаев выпадает мало. Фотоэтюд интересный жанр, один момент, одно мгновение, а сколько в нем жизни!
Несколько лет назад в Москве проходил семинар фотожурналистов. Я был там от нашей республики. Кто-то из выступающих с большой гордостью рассказал, как он неделю лежал на крыше шестнадцатиэтажного дома и сделал желанный кадр. Мой коллега из Дагестана ему ответил, что у них газета выходит пять раз в неделю, он один дает снимки на все четыре полосы. Если у него была бы свободная неделя лежать в обнимку с фотоаппаратом - и он сделал бы интересный снимок.
- Во время концертов и спектаклей Вы часто фотографируете зрителей, особенно детей. Эти кадры редко можно видеть на газетных полосах. Тогда зачем снимать?
- Если зритель сопереживает вместе с актером - у него бывает очень необычный взгляд. Моя задача - показать это, уловить неравнодушный взор человека в зале. Дети - народ непосредственный и они особенно ярко выражают свое отношение к происходящему. Они естественны. Их можно "поймать" с открытым ртом, удивленными глазами, хлопающими в ладошки, когда их родители сидят равнодушно… Как не запечатлеть их?! Мне нравятся такие кадры.
- Фотографировать людей без их согласия - это же противозаконно. Неужели ни разу не было претензии по этому поводу?
- Порой мы сознательно идем на это, потому что в этих снимках есть тайна, какой- то миг, который раскрывает человека, быть может, с неизвестной стороны. Им часто пользовались западные, фоторепортеры, а в последнее время не пренебрегают и наши российские коллеги. Что касается меня, я никогда не влезаю в личную жизнь человека.
- Известно, что черно-белые фотографии дальновечнее и качественнее цветных. Но последние больше обманывают и радуют глаз. А Вы каким отдаете предпочтение?
- Черно-белые более правдивы, жизненны, они более ближе к действительности. Цветные кажутся ярче, красивее, но часто в них превалирует какой-то один цвет или же лицо бывает красным, что тоже нежелательно. Таким образом, в них нарушается цветовая гармония. По-моему, с появлением цветной фотографии этот вид искусства превратился в ширпотреб, в дешевый бизнес.
В последнее время снова повысился интерес к черно-белому фото. Его художественная ценность и значимость выросли, как раньше.
- Плюс ко всему, что вы говорите, если я правильно оцениваю ситуацию, черно-белое фото далеко ушло вперед, чем ее смежные виды искусства. Фотография стала модной и востребованной, чем портреты и живописные полотна художников?
- Фотография, как вид искусства, развивается своим путем, довольно стремительно и далеко ушла вперед. Очень многие мои коллеги в своем деле достигли высоких успехов, а противопоставлять работу художника и фотографа нельзя. Живопись - это классика в искусстве и фотография заняла свое почетное место в нем.
Работы фотохудожника:
Комментариев нет