Расширенный поиск
24 Октября  2017 года
Логин: Регистрация
Пароль: Забыли пароль?
  • Ёгюзню мюйюзюнден тутадыла, адамны сёзюнден тутадыла.
  • Сютню башын джалагъан къутулур, тюбюн ичген тутулур.
  • Ханнга да келеди хариблик.
  • Онгсузну – джакъла, тенгликни – сакъла.
  • Болджал ишни бёрю ашар.
  • Ёлген ийнек сютлю болур.
  • Чёбню кёлтюрсенг, тюбюнден сёз чыгъар.
  • Бал чибинни ургъаны – ачы, балы – татлы.
  • Къуру гыбыт бек дыгъырдар.
  • Ашын ашагъанынгы, башын да сыйла.
  • Джылыгъа джылан илешир.
  • Адам къаллай бир ишленмесе, аллай бир кесин уллу кёреди.
  • Акъдан къара болмаз.
  • Сабий болмагъан джерде, мёлек болмаз.
  • Джылкъыдан – ат чыгъар, тукъумдан – джаш чыгъар.
  • Экеу тутушса, биреу джыгъылыр.
  • Билим – акъылны чырагъы.
  • Тыш элде солтан болгъандан эсе, кесинги элде олтан болгъан игиди!
  • Чакъырылмагъан джерге барма, чакъырылгъан джерден къалма.
  • Аджал соруб келмез, келсе, къайтыб кетмез.
  • Айтхан – тынч, этген – къыйын.
  • Айыбны суу бла джууалмазса.
  • Кёб ашасанг, татыуу чыкъмаз, кёб сёлешсенг, магъанасы чыкъмаз.
  • Къарт бла баш аша, джаш бла аякъ аша.
  • Джылар джаш, атасыны сакъалы бла ойнар.
  • Хантына кёре тузу, юйюне кёре къызы.
  • Бетинги сатма, малынгы сат.
  • Байдан умут эте, джарлыдан ёгюз багъасы къорады.
  • Тойгъан джерге джети къайт.
  • Эте билген, этген этеди, эте билмеген, юретген этеди!
  • Кесинге джетмегенни, кёб сёлешме.
  • Аджашхан тёгерек айланыр.
  • Кесине гебен этелмеген, биреуге черен эте эди.
  • Акъыллы айтыр эди, акъылсыз къоймайды.
  • Дженгил джетерикме деб, узун джолну къоюб, къысхасын барма.
  • Аш берме да, къаш бер.
  • Аш хазыр болса, иш харам болур.
  • Джыланны къуйругъундан басарынг келсе, аны башы болгъанын унутма.
  • Керилген да, ургъан кибикди.
  • Атадан ёксюз – бир ёксюз, анадан ёксюз – эки ёксюз.
  • Уллу къашыкъ эрин джыртар.
  • Кёб къычыргъандан – къоркъма, тынч олтургъандан – къоркъ.
  • Ашхы адам – халкъ байлыгъы, ашхы джер – джашау байлыгъы.
  • Кёл – къызбай, къол – батыр.
  • Тил джюрекге джол ишлейди.
  • Алма терегинден кери кетмез.
  • Къартха ушагъан джаш – акъыллы, джашха ушагъан къарт – тели.
  • Иги джашны ышаны – аз сёлешиб, кёб тынгылар.
  • Ауругъанны сау билмез, ач къарынны токъ билмез.
  • Эки элинги тыйсанг, джети элде махталырса.

Карачаевский ансамбль танца «Горский дом»

21.05.2005 0 7921

Амина Кочкарова, 
Москва

 

В дни, когда по всей стране проходили торжества посвященные 60-летию Великой Победы, юные москвичи-карачаевцы говорили с Победителями на языке зажигательных кавказских танцев.

В актовом зале московской школы №497 перед ветеранами Великой Отечественной войны выступила младшая группа ансамбля кавказского танца "Горский дом". Выступление юных артистов было встречено очень восторженно.
Своими впечатлениями о концерте с нами поделилась Елена Красоткина - блокадница, защитница Ленинграда:
- Выступление карачаевского ансамбля вижу в первый раз, хотя концерты для ветеранов устраиваются каждый год. Как это радует, когда дети с таким воодушевлением танцуют для нас. Мы все в таком восторге! Язык танца не требует перевода. Они так зажигательно танцевали, что мы, позабыв про возраст и болезни, хлопали в ладоши с большим азартом, и деточки, видя наш не стариковский темперамент, выкладывались еще больше. Такой вот диалог зрителя и артиста. Спасибо им! Они показали в танце истинное лицо горца. А то, к сожалению, идет процесс отчуждения, которого не было ни до войны, ни после. Все негативные процессы начались после распада СССР. Я ухожу с очень хорошим впечатлением и с радостью оттого, что мы возвращаемся к взаимному уважению.

После выступления мы поздравили коллектив с успешным выступлением и встретились с художественным руководителем и хореографом танцевальной студии "Горский дом" Олегом Вишневским. Он нам и рассказал, что с начала нынешнего года организована старшая группа. В ней занимаются уже около 40 человек, но набор продолжается. С новенькими проводятся отдельные, более интенсивные занятия. "Мы вошли в программу самого большого городского праздника столицы - "День города", который проходит каждую осень. Собираемся представить два коллективных номера, - делится своими планами Олег. - Уже сформирован ансамбль старшей группы из 12 пар, шьются новые костюмы. Столица увидит визитные карточки нашего народа - "Абезек" и "Тюз тепсеу.

В основе нашей хореографии карачаево-балкарские танцы, но мы стараемся приобщаться и к культуре других народов. Тем более разница в звучании музыки и исполнении танцев развивает и обостряет чувство ритма. К нам может приходить любой, желающий изучить кавказские танцы. Коллектив у нас дружный, здесь хороший микроклимат, которого так не хватает вдалеке от дома".

В мир пластики и хореографии Олега ввела мама. Елизавета Расуловна записала его на бальные танцы в класс известного в Карачаево-Черкесии педагога-хореографа Алексея Семеновича Балаенко. После школы он поступил в Черкесское училище культуры и искусств, на втором курсе прошел практику в ансамбле "Эльбрус". "Это и есть мой единственный опыт кавказских танцев, - признается Олег. - Пока учился, продолжал заниматься балетом. Потом поступил в Московский Государственный институт культуры и искусств на отделение бального танца. Три года занимался в "Русском клубе", у тренеров Виктора Никовского и Алексея Давыдова - руководителей танцевальной пары, которая стала чемпионами России в этом году. В клубе я дошел до класса "А". Параллельно я уже руководил ансамблем в "Горском доме". Я понял, что не хочу заниматься бальными танцами, что очень неравнодушно отношусь к национальной музыке, и легко сделал свой выбор в пользу кавказских танцев".

- Это зависит в большей степени от среды, в которой вырос, - продолжает Олег. - Если воспитываться в кавказской традиции и культуре, то музыка, пропитывает человека, попадает в кровь. Я родился и вырос в Черкесске. По-моему, у кавказца, выросшего в Центральной России, не будет такой тяги к традиционной культуре, как у того, который рос среди гор. До приезда в Москву я много слышал о нашей диаспоре, но даже не представлял себе, что здесь заняты возрождением национальных традиций больше, чем у нас на родине. Благодаря мероприятиям, где встречаются наши земляки, интерес к нашим танцам возрос. В старину для молодежи танец был единственным способом общения. Они знакомились, признавались в своих чувствах на языке танца. Возвращаясь к национальным танцам, молодежь возвращается в свою культуру, к своим истокам. Это и есть возрождение народа, его национального самосознания.


(Голосов: 1, Рейтинг: 1)

  • Нравится

Комментариев нет