Расширенный поиск
29 Июня  2017 года
Логин: Регистрация
Пароль: Забыли пароль?
  • Намыс сатылыб алынмайды.
  • Ёлмесенг да, къарт дамы болмазса?
  • Адам къыйынлыгъын кёлтюрюр, зауукълугъун кёлтюрмез.
  • Татлы сёз – балдан татлы.
  • Тойну къарнашы – харс, джырны къарнашы – эжиу.
  • Кечеси – аяз, кюню – къыш, джарлы къаргъагъа бир аш тюш!
  • Джылар джаш, атасыны сакъалы бла ойнар.
  • Бетинги сатма, малынгы сат.
  • Ойнай билмеген, уруб къачар.
  • Ауругъанны сау билмез, ач къарынны токъ билмез.
  • Аджаллыгъа окъсуз шкок атылыр.
  • Элиб деген, элге болушур.
  • Берекет берсин деген джерде, берекет болур.
  • Хантына кёре тузу, юйюне кёре къызы.
  • Эшекни не къадар тюйсенг да, ат болмаз.
  • Бети бедерден, намыс сакълама.
  • Тёзгеннге, джабылгъан эшик ачылыр.
  • Ишленмеген джаш – джюгенсиз ат, ишленмеген къыз – тузсуз хант.
  • Кюн – узун, ёмюр – къысха.
  • Джашынгы кесинг юретмесенг, джашау юретир.
  • Тиширыусуз юй – отсуз от джагъа.
  • Туз, гырджын аша, тюзлюк бла джаша.
  • Ашда уялгъан – мухар, ишде уялгъан – хомух.
  • Аман къатын алгъан, арыр, иги къатын алгъан джарыр.
  • Халкъны юйю – туугъан джери.
  • Ауурну тюбю бла, дженгилни башы бла джюрюген.
  • Адамны артындан къара сабан сюрме.
  • Къонагъы джокъну – шоху джокъ.
  • Бюгюн дуния кибик, тамбла ахыратды.
  • Рысхы джалгъанды: келген да этер, кетген да этер.
  • Къонакъ кёб келюучю юйню, къазаны отдан тюшмез.
  • Айтылгъан сёз ызына къайтмаз.
  • Къарт болгъан джерде, берекет болур, сабий болгъан джерде, оюн болур.
  • Сескекли кесин билдирир.
  • Алтыннга тот къонмаз.
  • Ётюрюкден тюбю джокъ, кёлтюрюрге джиби джокъ.
  • Нёгер болсанг, тенг бол, тенг болмасанг, кенг бол.
  • Эте билген, этген этеди, эте билмеген, юретген этеди!
  • Арба аугъандан сора, джол кёргюзтюучю кёб болур.
  • Аурууну келиую тынч, кетиую – къыйын.
  • Аууздан келген, къолдан келсе, ким да патчах болур эди.
  • Акъыллы эркиши атын махтар, акъылсыз эркиши къатынын махтар.
  • Суу кетер, таш къалыр.
  • Окъугъан – асыу, окъумагъан – джарсыу.
  • Джырчы ёлсе, джыры къалыр.
  • Баш болса, бёрк табылыр.
  • Тамчы таш тешер.
  • Билими азны – ауузунда кирит.
  • Аш хазыр болса, иш харам болур.
  • Къарны аманнга къазан такъдырма, къолу аманнга от джакъдырма.

Сокровища «Черного сундука»

28.09.2004 0 4139

Азамат Суюнчев,
народный поэт Карачаево-Черкесии.
Июнь 2004 года г. Карачаевск

 

В карачаево-балкарской литературе ХХ-го века, по моему мнению, нет книги, по глубине содержания и художественным достоинствам равной роману Х.Аппаева. "Черный сундук" - это энциклопедия дореволюционной жизни Карачая. В этом сундуке не мало блистательных образов и мыслей, перед которыми не подвластно время, и никогда не оскудеют его сокровища, пока существуют горные жилы, хранящие свои несметные запасы, и существует народ, поселившийся в Приэльбрусье, говорящий на карачаево-балкарском языке.

Со дня выпуска романа "Черный сундук" прошло без малого семьдесят лет. Недаром говорят: "Далекое видится на расстоянии". Время позволяет нам сделать выводы о жизнестойкости произведения, о социально-эстетической функции этого уникального создания человеческого ума и о необыкновенном таланте его творца.

Хасан Аппаев родился 22 июля 1904 года в древнем карачаевском ауле Карт-Джурт в крестьянской семье. Этот аул был хранителем старинных горских традиций, центром мусульманской религии Карачая. Вблизи этого селения был открыт первый в России свинцово-серебряный рудник "Эльбрус", где в основном работали русские рабочие. Это имело немаловажное значение в общении горцев с представителями промышленного производства, в ознакомлении с передовыми идеями в общественной жизни страны. Хасан учился в русской начальной школе, овладевал светскими знаниями, знакомился с азами арабского языка. Он рано лишился матери, и его отец Алий старался дать единственному сыну всестороннее образование.

С приходом советской власти в Карачай, как и другие крестьянские дети, Хасан стал учиться, учился он успешно. В 1926 году он окончил годичную юридическую школу в городе Ростове- на-Дону. После этого работал в правоохранительных органах Карачаевской автономной области народным следователем, прокурором района, заместителем председателя облсуда, прокурором области, занимался совершенствованием знаний. Экстерном он сдал экзамены за курс педтехникума. Он учился на химико-технологическом факультете в Северо-Кавказском индустриальном институте в Новочеркасске. Некоторое время он жил в краевом центре - Ростове-на-Дону. Этот период у него был самым плодотворным, он посещал литературное объединение, где знакомился с произведениями видных писателей М.Горького, А.Серафимовича, М.Шолохова, которые оказали заметное влияние на литературные увлечения будущего инженера.

Аппаев в Карачае работал в 1927-37 годы. Этот время характеризуется большими преобразованиями в горном крае, как период НЭП, коллективизация сельского хозяйства, организация первых промышленных предприятий, строительство областного центра Микояншахара (ныне Карачаевск). Карачай за годы советской власти достиг значительных успехов в развитии сельского хозяйства и промышленности. Большие сдвиги были в развитии социальной сферы, функционируют учреждения культуры, создается Карачаевский национальный ансамбль песни и танца, открывается НИИ истории, языка и литературы, создается Союз карачаевских писателей, издается литературный альманах "Карачай". Впервые публикуются произведения народных поэтов К.Кочкарова, А.Джанибекова, И.Семенова. К этому времени относится становление и расцвет карачаевской художественной литературы. Здесь выпускают свои лучшие книги поэты и писатели первого письменного поколения, такие, как И.Каракетов, А.Уртенов, Д.Байкулов, А.Батчаев, Э.Эбзеев. Хасан Аппаев, наряду с большой занятостью по руководству областью, активно участвует в литературной жизни.

Публицистические выступления Аппаева послужили не только основой по своей тематике для создания крупного жанра, но и школой литературной учебы и развития мастерства писателя.

В родной литературе к 30-м годам получили довольно интенсивное развитие поэзия, драматургия, но отставал прозаический жанр. До Аппаева появились лишь несколько рассказов и маленькая лирическая повесть А.Блимготова "Махамет и карабин". В 1935 году Аппаев завершает первую книгу многопланового романа, над которой работал с 1931 года. Первая книга романа вызвала необычайный интерес у читателей и всеобщее восхищение. В 1936 году писатель издает продолжение - вторую книгу, а в 1937 году выходит роман, объединяющий обе части.

"Черный сундук" - первое многоплановое произведение крупного жанра - становится самой популярной книгой карачаевской литературы. В центре повествования поставлено изображение представителей всех слоев карачаевского общества дореволюционного периода. Перед нами проходят полнокровные образы богачей в лице хозяина черного сундука Кыямыта, представителей чиновничьей знати (старшина аула Биймырза, царский пристав в Карачае Апанас), служителей мусульманской мечети Мухаммат- Амин и Абдул-Кадыр, с одной стороны, и представителей трудового класса: бедняка Темурки, абрека Канамата и их сподвижника, русского рабочего Семена. Противоборствующие стороны отстаивают свои интересы. Кроме того, даны массовые сцены о жизни бедного крестьянства и русских рабочих рудника "Эльбрус". Подробно описаны не только борьба за землю и права бедных слоев, но показаны столкновения носителей добра и зла, гуманистические мотивы.

Роман украшают изображения народных обычаев и традиций, картины народной культуры. Хронологически действия охватывают период до 1917 года. В конце романа борьба не окончена, но правда на стороне большинства народных масс, которые ждут своего освобождения от нужды, нищенства и полны надежды на лучшее будущее.

Композиционная стройность и умелое сюжетостроение свидетельствуют о большом мастерстве автора. Исключительно богат текст романа художественно-выразительными средствами. Язык романа, как разноцветный ковер, распластавшийся широким полотном, усыпанный жемчугом и бриллиантами красок и мыслей, все это делает произведение необыкновенным творением художественной культуры народа. Образы, созданные мастером слова, по сей день восхищают карачаевского читателя. Удивительны фольклорные источники в тексте: песни, легенды, народные пословицы и поговорки.

Роман получил высокую оценку у современников писателя. Так, например, с прекрасными отзывами об этой книге выступили в 30-е годы критик И.Карачайлы, будущий профессор У.Алиев и другие. Завидная судьба выпала на это произведение. Роман переиздавался несколько раз большим тиражом. Он стало хрестоматийным, изучается в средней и высшей школе. Роман несколько раз инсценировался в драмтеатрах Карачаево-Черкесии и Кабардино-Балкарии. Текст романа используется учеными при составлении разных словарей, в том числе "Толкового словаря карачаево-балкарского языка".

Исследованию романа Х.Аппаева посвящены научные работы ученых республики А.Караевой, П.Балтина, С.Акачиевой, Т.Чанкаевой и других. Литературоведы, критики, языковеды и этнографы еще долго будут обращаться к сокровищам "Черного сундука". Подлинно гуманистические, патриотические и интернациональные мотивы произведения волнуют многие поколения карачаевских читателей, и нет сомнения, что к этому произведению, как живительному источнику, будут обращаться люди, кому дороги такие священные слова: родина, свобода, справедливость и вера.

Имя Аппаева вошло в историю народа, литературные энциклопедии и справочники страны. В кратком очерке невозможно передать все достоинства этого замечательного памятника карачаевской прозы ХХ-го века. И мои заметки являются лишь штрихами к литературному портрету замечательного земляка, политика, правоведа и писателя-гуманиста. К сожалению, до сих пор это великолепное произведение не переведено добротно на русский язык. Имеющийся перевод в издательстве "Современник" в 1977 году был поручен литературному халтурщику. По поводу "перевода" мною было составлена следующая эпиграмма:

Переводчику В.Архангельскому.
Далек от южных гор Полярный Круг.
Так перевод твой - от оригинала:
Ограбил ты аппаевский сундук,
Затем убил хозяина Хасана.

(Голосов: 1, Рейтинг: 5)

  • Нравится

Комментариев нет