Расширенный поиск
28 Сентября  2020 года
Логин: Регистрация
Пароль: Забыли пароль?
  • Тойчу джашха къарама, къойчу джашха къара.
  • Ойнай билмеген, оюн бузар.
  • Тойгъан джерге джети къайт.
  • Чакъырылмагъан къонакъ тёрге атламаз.
  • Кёзю сокъурдан – къоркъма, кёлю сокъурдан – къоркъ.
  • Ишлемеген – тишлемез.
  • Аман къатын алгъан, арыр, иги къатын алгъан джарыр.
  • Aдам боллукъ, сыфатындан белгили.
  • Адамны аты башхача, акъылы да башхады.
  • Эки къатын алгъан – эки ташны ортасына башын салгъан.
  • Кирсизни – саны таза, халалны – къаны таза.
  • Ёлмесенг да, къарт дамы болмазса?
  • Халкъны юйю – туугъан джери.
  • Ишленмеклик адамлыкъды.
  • Магъанасыз сёз – тауушсуз сыбызгъы.
  • Ашарыкъда сайлагъаннга – чий гырджын.
  • Ашда уялгъан – мухар, ишде уялгъан – хомух.
  • Билгенни къолу къарны джандырыр.
  • Къыз келсе, джумуш эте келеди, къатын келсе, ушакъ эте келеди.
  • Ёмюрлюк шохлукъну джел элтмез.
  • Аш хазыр болса, иш харам болур.
  • Хата – гитчеден.
  • Джигер – джаннга къыйынлыкъ.
  • Эр абынмай, эл танымаз.
  • Юйлю уругъа ит чабмаз.
  • Татлы тилде – сёз ариу, чемер къолда – иш ариу.
  • Урама да – ёледи, сатама да – келеди.
  • Айтылгъан буйрукъ, сёгюлмез
  • Къайтырыкъ эшигинги, къаты уруб чыкъма.
  • Орну джокъну – сыйы джокъ.
  • Кюн – узун, ёмюр – къысха.
  • Адамны джюреги нени кёрюрге сюйсе, кёзю да аны кёрюрге ёч болады.
  • Ауругъан – джашаудан умутчу.
  • Аманны тукъумуна къарама, игини тукъумун сорма.
  • Биреу ашаб къутулур, биреу джалаб тутулур.
  • Зар адамны насыбы болмаз.
  • Сангырау къулакъ эл бузар.
  • Кимни – тили, тиши онглу, кимни – къолу, иши онглу.
  • Ишни ахырын ойламай, аллын башлама.
  • Зар адам ашынгы ашар, кесинги сатар.
  • Ёлген аслан – сау чычхан.
  • Берекет берсин деген джерде, берекет болур.
  • Тиширыусуз юй – отсуз от джагъа.
  • Къан бла кирген, джан бла чыгъар.
  • Кёлсюзден сёзсюз тууар.
  • Эркиши – от, тиширыу – суу.
  • Къатыны харакетли болса, эри къымсыз болур.
  • Бетинги сатма, малынгы сат.
  • Баргъанынга кёре болур келгенинг.
  • Къарнынг тойгъунчу аша да, белинг талгъынчы ишле.

Пик Визбора

16.06.2004 0 5590

Сафар Хапаев, Анатолий Азаров

 

Юрий Визбор не только известный российский бард, но и замечательный певец природы Карачая и Балкарии. В 70-е годы прошлого века нам посчастливилось встретиться на Домбае с прославленным бардом. Визбор был частым и любимым гостем величественных кавказских гор.

Судя по его автобиографической справке, Юрий родился в июне 1934 года в Москве в родильном доме им. Крупской, что на Миусах. Мать, двадцатилетняя Мария Шевченко, была привезена в Москву из Краснодара молодым вспыльчивым командиром, бывшим моряком Юзефом Визборасом (откуда происходит фамилия барда). Позже семья жила в Таджикистане, а после смерти отца мать с сыном вернулись в Москву.

Карачай и Балкарию Юрий увидел в восемнадцатилетнем возрасте. Красота гор настолько вдохновила его, что он посвятил благодатному краю десятки песен и стихов. Он - признанный певец мужской дружбы, товарищества. Никто другой из некавказских самодеятельных авторов так хорошо не был знаком с горами, никто не отдал столько сил, таланта, чтобы выразить свою любовь к горам. Через все творчество Юрия Визбора тянется поэтический горный хребет, где есть свои вершины, перевалы, долины, реки...

Вот первое очарование горами: "Теберда, Теберда, голубая вода", "В облаках стоят вершины", "Синей дымкою горы подернулись" (1952 г.). Горы для него - одухотворенные существа, без идеалистической мистики - просто таково его поэтическое видение. Он наделяет их многими качествами живого, человеческого.

"Что манит в горы? Наверное, прежде всего сами горы, прекрасные, неповторимые, разные. Каждый горный район - поток открытий... Горами можно любоваться бесконечно, смотреть на них, как на огонь или бегущую воду", - говорил Визбор. Но если бы он остановился только на этом, то остался бы просто пейзажистом, эстетом.

В разное время и в разных песнях Визбором воспеты альплагерь "Шхельда" - эта песня стала на десятилетия гимном альпинистов:

    "Кончилось лето жаркое,
    Шхельда белым бела.
    Осень, дождями шаркая,
    В гости ко мне пришла".

Алибековский ледник в песне на музыку Бориса Левина "Хижина":

    "Лучами солнечными выжжены,
    Красивые и беззаботные,
    Мы жили десять дней на хижине,
    Под Алибековским ледником...".

В популярной "Теберде" есть строки о вершине Белала-Кая:

    "Теберда, Теберда, голубая вода,
    Серебристый напев над водой.
    Теберда, Теберда,
      я хотел бы всегда
    Жить в горах над твоею волной.
    Серебрей серебра
      там бурунная рать
    По ущелью бурлит не смолкая,
    Там в туманной дали
      бастионом стоит
    Синеватая Белала-Кая...".

Сложные названия ущелий и вершин на языке местных народов (карачаевцев-балкарцев) хорошо ложатся в поэтическую строку Визбора:

    "Где небо состоит из тьмы
     и снега
    И не приходит радостью для глаз,
    Я вспоминаю острый
     скальный гребень,
    Нахарский лес,
      вечерний Учкулан.
    Бушующую пену Гондарая.
    Лазурь Вадук. Глухой Кичкинекол.
    Рассветы Теберды.
       Девчонку Раю.
    Вершин далеких
      снежный частокол.
    Забытый кош
     в туманной Гвандре где-то,
    На ледниках - пустые диски мин.
    Большую Марку
      в золоте рассвета.
    Большую дружбу сорока восьми!"

Все горные тропы, по которым проходил бард, все люди, с которыми ему приходилось встречаться в горах, нашли свое место в сердце и творчестве поэта:
    

    "Я помню Баксана просторы,
    Долины в снегу золотом,
    Ой, горы, вы синие горы,
    Вершины, покрытые льдом;
    Не бубни ты эту фразу:
    "Будь счастливым целый век".
    Нагадай мне лучше сразу
    Зимний лагерь "Алибек".
    Зимний лагерь, за которым
    Синих гор не сосчитать;
    Ты напиши мне, напиши мне,
    Не поленись и напиши:
    Какие новые вершины
    Тебе видны среди вершин,
    И что поделывают зори,
    Твой синий путь переходя,
    И как Домбай стоит в дозоре,
    Подставив грудь косым дождям...
    Мне лишь бы знать,
      что снегом белым
    Еще покрыта Софруджу.
    Мне лишь бы знать,
      что смерть не скоро
    И что прожитого не жаль…"

Если бы кроме "Домбайского вальса" Юрий Визбор не написал бы ни строчки, он остался бы кумиром всех альпинистов и туристов навеки.

    "Лыжи у печки стоят,
    Гаснет закат за горой;
    Месяц кончается март,
    Скоро нам ехать домой.
    Здравствуйте, хмурые дни,
    Горное солнце, прощай!
    Мы навсегда сохраним
    В сердце своем этот край"...

О чем эта песня? Разве о лыжах, о закате? (Отшучиваясь от разных критиков - дескать, автор не прав, лыжи у печки ставить нельзя, Визбор говорил, что писал не инструкцию по хранению лыж.) Как пик имеет несколько граней, так и гора для Визбора - понятие многоплановое. Зачастую для поэтического героя-альпиниста горы - это убежище, пристанище, врачеватель, но не попытка убежать от действительности, а возможность передышки:

    "Горы, мудры и туманны,
    Встанут выше облаков
    И залижут наши раны
    Языками ледников".

Нет, наверное, ни одного альпиниста, скалолаза, горнолыжника, кто бы не слышал песен Визбора. А сам он знал, пожалуй, всех известных наших альпинистов и многих неизвестных. В любом альплагере он был желанным гостем.

Кавказ - ещё один пик Визбора. Альпинисты чтят память своего товарища, своего певца.
Можно подумать, что Юрию Визбору везло в жизни. Так случилось, что он оказался у истоков самодеятельной песни и стал голосом поколения. По счастливой случайности он был в числе создателей радиостанции "Юность" и журнала "Кругозор", случайно снялся в кино… Визбор не плыл по воле обстоятельств: "Судьба меня качала, но и сам я не святой, я сам толкал ее на поворот". Он был незаурядным человеком, наделенным многими способностями, и умел приложить свой главный талант - быть Личностью там, где требовало Время.

         ("Вести гор", 3 - 10 июня 2004)

(Голосов: 2, Рейтинг: 5)

  • Нравится

Комментариев нет