Расширенный поиск
22 Апреля  2018 года
Логин: Регистрация
Пароль: Забыли пароль?
  • Махтаннган къыз, тойда джукълар.
  • Кенгеш болса, уруш болмаз.
  • Келинин тута билмеген, къул этер, къызын тута билмеген, тул этер.
  • Ишленмеген джаш – джюгенсиз ат, ишленмеген къыз – тузсуз хант.
  • Душманны тышы – акъ, ичи – къара.
  • Чёбню кёлтюрсенг, тюбюнден сёз чыгъар.
  • Ач къарынны, токъ билмез
  • Сыфатында болмагъаны, суратында болмаз.
  • Джети тилни билген джети кишиди.
  • «Ма», - дегенни билмесенг, «бер», - дегенни билмезсе.
  • Садакъачыны джаны – къапчыгъында.
  • Ким бла джюрюсенг, аны кёзю бла кёрюнюрсе.
  • Хар ишни да аллы къыйынды.
  • Булут кёкге джарашыу, уят бетге джарашыу.
  • Эл элде бирер малынг болгъандан эсе, бирер тенгинг болсун.
  • Арбаз къынгырды да, ийнек сауалмайма.
  • Бир абыннган – минг сюрюнюр.
  • Суугъа – чабакъ, къаягъа – ыргъакъ.
  • Тик ёргени, тик энгишгеси да болады.
  • Джарлы эскисин джамаса, къууаныр.
  • Ётюрюкню башын керти кесер.
  • Эрни эр этерик да, къара джер этерик да, тиширыуду.
  • Ушамагъан – джукъмаз.
  • Бал ашаргъа сюе эсенг, чибин ургъаннга тёз.
  • Эртде тургъан бла эртде юйленнген сокъуранмаз.
  • Кёл ашады да, кеси ашады.
  • Арпа, будай – ащды, алтын, кюмюш а – ташды.
  • Башда акъыл болмаса, эки аякъгъа кюч джетер.
  • Тёрде – темир таякълы, къаяда – чыпчыкъ аякълы.
  • Аман къатын сабий табса, бий болур…
  • Акъыллы – эл иеси, тели – эл баласы.
  • Эринчекни эр алмаз, эр алса да, кёл салмаз, кёл салса да, кёб бармаз!
  • Уллу къашыкъ эрин джыртар.
  • Накъырда – кертини келечиси.
  • Джангыз торгъай джырламаз.
  • Айырылгъанланы айю ашар, бёлюннгенлени бёрю ашар.
  • Иесиз малны бёрю ашар.
  • Бет бетге къараса, бет да джерге къарар.
  • Аман къатын алгъан, арыр, иги къатын алгъан джарыр.
  • Билим насыб берир, билим джолну керир.
  • Экиндини кеч къылсанг, чабыб джетер ашхам.
  • Кюл тюбюндеги от кёрюнмейди.
  • Къайтырыкъ эшигинги, къаты уруб чыкъма.
  • Оюмсуз атлагъан, аджалсыз ёлюр.
  • Ичимден чыкъды хата, къайры барайым сата?
  • Аман хансны – урлугъу кёб.
  • Аджашханны ызындагъы кёреди, джангылгъанны джанындагъы биледи.
  • Байма, деб да, къууанма, джарлыма, деб да, джылама.
  • Къазанда болса, чолпугъа чыгъар.
  • Эри аманны, къатыны – аман.

Печально я гляжу...

01.05.2003 0 4014

Руслан Батчаев,
Нальчик

КБР в плане внешнего, визуального взгляда на вещи - стандартно-"культурная" республика в силу своего положения. Национальная республика просто обязана иметь соответственно "Национальную культуру". У нас есть национальные ансамбли, национальные певцы и певицы, национальные театры и национальные музеи. Таким образом, необходимый формальный минимум в области культуры мы успешно выполняем и вроде как поддерживаем. Кроме фольклора существует еще и "фристайл" то есть, грубо говоря, все, что не входит в соответствующий объем нацкультуры. Долгое время вообще считалось, что массовая культура нашей молодежи не нужна совсем, хватит с избытком и национальных песен и танцев. Молодежь нашу обвиняли в "русификации", утрачивании национальных моральных идеалов и критериев и прочих смертных грехах. Это тоже уже в прошлом.

Увы, и теперь радоваться особо нечему. Есть певцы и певицы, исполняющие поп-музыку и копирующие при этом далеко не лучшие образцы отечественной и зарубежной эстрады - о весьма слабом качестве копий говорить даже не стоит. Есть доморощенные рок-группы из представителей так называемой "продвинутой молодежи", ревущие в прокуренных полутемных кафе и клубах под рев гитар и грохот барабанов, тамтамов и цимбал некие модернистские песни, весьма модные лет пятнадцать назад у столичной молодежи.

Вообще у нас в республике есть тенденция, копировать, вместе с тем все время отставать и притом изрядно, и это отставание от развития весьма пагубно сказывается на и без того не шибко сильных умах нашей молодежи. А в сухом остатке у нас лидерство держат по прежнему музыканты так называемого старшего поколения плюс два-три молодых певца, чей успех и популярность объясняются не только их необычайными вокальными и артистическими данными, а благожелательным отеческим отношением отцов города и республики к их творчеству. Что же касается обилия так называемых "молодых дарований" ежедневно поющих и отплясывающих на канале республиканского телевидения, то, думаю, всерьез об этом говорить не стоит.

За минувшие перестроечные и рыночные годы наши литераторы не создали ничего, достойного внимания. Первенство по-прежнему за стариками, поднявшимися на военно-патриотической тематике и лирических стихах. Если не считать пары-тройки патриотических опусов на темы кавказской войны и геноцида прошлых веков, республиканские писатели не сотворили ничего фундаментального. Балкарские литераторы за неимением лучших и оригинальных сюжетов продолжают нещадно эксплуатировать тему сталинского выселения, а также самоопределения народа.

Бедственное положение национальных театров уже давно стало одной из наболевших тем для интеллигенции нашей республики. Причины, на мой взгляд, в следующем. Национальный менталитет, видимо, не воспринимает театр самостоятельным и серьезным видом искусства. Отсюда - соответствующее отношение властей и потенциальных меценатов к актерам и в особенности к актрисам. А между тем интерес к Театру - это лакмусовая бумажка культурного уровня населения в целом. По крайней мере, именно по степени посещаемости театров можно судить об интеллигентности определенного общества. Этот культурный индикатор весьма на низком уровне. Конечно, определяющую роль в этом играет специфический, я бы сказал, репертуар наших театров. Только в последние годы он начал несколько оживляться. Что же до классики, то ее по-прежнему мало. Все упирается в вопросы финансирования. Поддерживать полуразвалившуюся футбольную команду республики, которая только чудом не падает ниже тринадцатого места в турнирной таблице, средства находятся и у властей республики, и у состоятельных спонсоров. Что же касается наших уникальных актеров, чей талант и самобытность были отмечены многими мастерами столичных театров, считается зазорным.

Зато у нас в Кабардино-Балкарии процветает так называемый шоу-бизнес. Есть и дискотеки, и кинотеатры, оборудованные по последнему слову техники, оформленные в стиле дорогого современного дизайна. Эти заведения находятся в руках частных лиц, заинтересованных в простейшем - получении прибыли. Это, может, и хорошо, что наши дети смотрят голливудские фильмы в просторных теплых помещениях на широких качественных экранах, а не посещают подвальные видео-салоны, пропахшие плесенью и сигаретным дымом и с заплеванными полами. По крайней мере, в этом мы добились успеха. Но, согласитесь, это не имеет отношения к культуре…

(Голосов: 1, Рейтинг: 3)

  • Нравится

Комментариев нет