Расширенный поиск
14 Декабря  2024 года
Логин: Регистрация
Пароль: Забыли пароль?
  • Джарлы тюеге минсе да, ит къабар.
  • Джюрекден джюрекге джол барды.
  • Кёкдеги болмаса, джердегин кёрмейди.
  • Джол бла сёзню къыйыры джокъ.
  • Айырылгъанланы айю ашар, бёлюннгенлени бёрю ашар.
  • Иесиз малны бёрю ашар.
  • Адамны аманы адамны бети бла ойнар.
  • Бал – татлы, балдан да бала – татлы.
  • Орну джокъну – сыйы джокъ.
  • Ётюрюкню башын керти кесер.
  • Кирсизни – саны таза, халалны – къаны таза.
  • Ашына кёре табагъы, балына кёре къалагъы.
  • Джылар джаш, атасыны сакъалы бла ойнар.
  • Ариу сёзде ауруу джокъ.
  • Ёлген эшек бёрюден къоркъмайды.
  • Окъугъан – асыу, окъумагъан – джарсыу.
  • Аман къатын сабий табса, бий болур…
  • Къая джолда джортма, ачыкъ сёзден къоркъма.
  • Юй ишлеген балта эшикде къалыр.
  • Башы ишлегенни, ауузу да ишлер.
  • Шекер бла туз – бир болмаз, ушамагъан – юй болмаз.
  • Акъыллы – эл иеси, тели – эл баласы.
  • Ач – эснер, ат – кишнер.
  • Ойнаб айтсанг да, эслеб айт.
  • Тёрде – темир таякълы, къаяда – чыпчыкъ аякълы.
  • Алим болгъандан эсе, адам болгъан къыйынды.
  • Чакъырылмай келген къонакъ сыйланмай кетер.
  • Эртде тургъан джылкъычыны эркек аты тай табар.
  • Таукел тауну аудурур.
  • Эркиши – от, тиширыу – суу.
  • Къызын тута билмеген, тул этер, джашын тута билмеген, къул этер.
  • Бир онгсуз адам адет чыгъарды, деб эштирик тюлсе.
  • Джан саулукъ бермей, сан саулукъ бермезсе.
  • Махтаннган къыз, тойда джукълар.
  • Кёпюр салгъан кеси ётер, уру къазгъан кеси кетер.
  • Джаш къарыу бла кючлю, къарт акъыл бла кючлю.
  • Ёгюзню мюйюзюнден тутадыла, адамны сёзюнден тутадыла.
  • Аманны къуугъан, аманлыкъ табар.
  • Эки ойлашыб, бир сёлешген.
  • Чабакъсыз кёлге къармакъ салгъанлыкъгъа, чабакъ тутмазса.
  • Джыгъылгъанны сырты джерден тоймаз.
  • Билмезни кёзю кёрмез, этмезни къулагъы эшитмез.
  • Биреуге кёлтюрген таягъынг, кесинги башынга урур.
  • Билим ат болуб да чабар, къуш болуб да учар.
  • Кёл – къызбай, къол – батыр.
  • Тамырсыз терекге таянма – джыгъылырса.
  • Кёбню кёрген – кёб билир.
  • Мени джылытмагъан кюн, меннге тиймесин!
  • Сабийликде юретмесенг, уллу болса – тюзелмез.
  • Иги адамны бир сёзю эки болмаз.

Западная Алания и Хазарский каганат в VII-X вв.

27.06.2015 0 5080  Михайлов М.И.
В предлагаемой статье на основе анализа письменных источников автором рассмотрены внешнеполитические отношения Западной Алании и Хазарии с момента основания последнего в VII в. и до его уничтожения в 965 г. князем Святославом. В исследовании проанализирован сложный комплекс отношений западно-аланских племен и каганата в эпоху арабо-хазарских войн. Рассмотрены связи алан с Византией – одного из главных политических соперников Хазарии. Особое место в работе уделено вопросу проникновения иудаизма в правящую верхушку Западной Алании в конце IX в.

Отношения Западной Алании с Хазарским каганатом, на протяжении всего времени существования последнего, были сложными и неоднозначными. С одной стороны, Западная Алания придерживалась провизантийских взглядов, прочно сформировавшихся еще в эпоху ирано-византийских войн, с другой стороны, аланы не могли игнорировать могущественного соседа, выступавшего главной военно-политической силой региона. При этом восточно-аланские племена находились, как минимум, в союзных отношениях с хазарами, о чем говорит большое количество арабских источников.

Начавшиеся в середине VII в. арабо-хазарские войны оказали большое влияние на внешнюю политику, проводимую в регионе Византией и Хазарией. Обе державы были заинтересованы в союзнических отношениях с аланами, обладавшими не только большим военным потенциалом, но и расселявшимися близ важнейших горных проходов Кавказа. Этими факторами и обуславливается высокая внешнеполитическая активность Хазарии и Византии по отношению к аланам.

В 642 г., согласно упоминанию Ал-Табари [1], а также персидского компендиума ал-Балами, мусульмане совершили поход на алан и, укрепив горные проходы, прошли дальше до Баланджара [2]. Укрепление прохода «алан и хазар», скорее всего, говорит об укреплении Дарьяльского прохода, который был стратегически важен обоим враждующим государствам и находился под контролем восточно-аланских племен. Представленные свидетельства позволяют предположить существование союзнических отношений между восточно-аланскими племенами и хазарами. Однако через 20 лет, в 662 г., по свидетельству Ибн-ал-Асира [3], аланы выступают уже на стороне Византии; «мусульмане совершили поход как против аланов, так и против румов, обратили их в страшное бегство и убили несколько их батриков». Видимо, союзнические отношения между Западной Аланией и Византией продолжались и в VII в. Поэтому, не удивительно, что «аланы и румы» фигурируют вместе. В то же время источники фиксируют «проход алан и хазар», что, скорее всего, объясняется наличием союзнических отношений между Восточной Аланией и Хазарией.

К первой половине VIII в. относится путешествие в страну аланов спафария Льва, освещенное Феофаном Исповедником в его «Хронографии» и Иоанном Зонарой в «Пособии по всеобщей истории», источником которого является Феофан [4]. Согласно тексту источника, Авасгия, Лазика и Иверия находились в руках сарацин, и дорога между Византией и Аланией была перекрыта. Однако аланы по-прежнему считали себя союзниками империи: «Не из-за денег мы послушались его, но ради нашей дружбы с василевсом» [5]. При этом текст источника позволяет предположить, что все решения аланский правитель Итаксий принимал самостоятельно, по всей видимости, лишь прислушиваясь к советам спафария Льва.

В тексте не упоминаются хазары, что очень важно для нашего исследования, так как в случае существования зависимости Западной Алании от Хазарии, военные мероприятия алан были бы немыслимы без согласования с хазарами. Таким образом, Западная Алания в начале VIII в. является полностью независимым политическим объединением, имеющим прочные отношения с Византией. В.А. Кузнецов утверждает, что союзнические отношения западных алан с империей не прерывались до середины VIII в. [6], однако, на наш взгляд, западные аланы попали под влияние Хазарского каганата уже в 720-х гг.

Согласно свидетельствам сразу двух арабских авторов Ал-Табари [7] и Ибн ал-Асира [8], в 721–722 тюрки (хазары) совершили вторжение в страну аланов. По нашему мнению, нападение произошло на территорию западноаланских племен, так как еще в конце VII в., по сообщениям того же Ал-Табари, восточные аланы находились в союзнических отношениях с хазарами. В то же время Западная Алания в начале VIII в. обладала не только независимостью, но и находилась в дружественных отношениях с Византией – потенциальным противником каганата.

Косвенным подтверждением гипотезы вторжения хазар именно к западно-аланским племенам являются события, развернувшиеся на Кавказе в 722–725 гг. По свидетельствам арабских авторов Ал-Дахаби, Якуби, Ал-Табари, Ибн ал-Асира, а также персидского компендиума Абу Али Мухаммада ал-Балами [9], в этот период арабы провели ряд антихазарских военных экспедиций, целью которых, по-видимому, являлся не только захват стратегически важных горных проходов, но и опустошение городов внутри хазарской территории. В результате походов арабы обложили данью восточно-аланские племена, тем самым, нанеся урон хазарскому войску, в состав которого входили восточные аланы. В свете этих событий маловероятным представляется нападение хазар на союзных им восточных алан в 721–722 гг. В то время как военная экспедиция против Западной Алании представляется вполне логичной, при успешном исходе хазары не только распространяли собственное влияние в верховьях Кубани и Терека, но и получали дополнительные военные соединения западно-аланских племен.

В период с 728–729 гг. по 758 г. между арабами и хазарами проходили ожесточенные столкновения за обладание «воротами алан». Арабские авторы, описывающие эти события, упоминают алан и хазар вместе, что говорит о союзнических отношениях между восточными аланами и хазарами. В то же время нам не известны сведения о событиях, происходивших в это время в Западной Алании.

В 820–823 гг., согласно сообщению Иосфа Гнесия, императору Михаилу II пришлось иметь дело с восстанием Фомы Славянина, в разноплеменное войско которого входили и аланы. Однако здесь под аланами следует понимать жителей Албании, что убедительно доказал С.Н. Малахов [10].

Следующим важным источником, освещающим алано-хазарские отношения, является Кембриджский документ: «…и заключил царь мир с нашим соседом, царем алан, так как царство алан сильнее и крепче всех народов… Поэтому он заключил с ним [царем алан] союз… Но во дни Вениамина царя поднялись все народы против Хазарии по наущению царя Македона. И пришли воевать царь Асии, и турок… и Пайнила, и Македона; только царь алан был подмогою для хазар, так как часть их тоже соблюдала иудейский закон.
…Также и в дни Аарона царя воевал аланский царь против хазар, потому что греческий царь подстрекнул его. Но Аарон нанял против него царя Турки, и царь аланский низвергся перед Аароном, и тот взял его живым в плен. И царь оказал ему большие почести и взял дочь его в жены сыну своему Иосифу. Тогда аланский царь обязался ему в верности, и царь Аарон отпустил его» [11].

В начале документа говорится о заключении перемирия между аланами и хазарами. Мы полагаем, что в данном случае речь идет именно о Западной Алании. Учитывая, что восточно-аланские племена, начиная с VII в., находились в союзнических отношениях с хазарами, маловероятно, что они принимали участие в нападении на каганат. В то же время Западная Алания, подстрекаемая, к примеру, Византией, вполне могла начать боевые действия, однако источники, подтверждающие или опровергающие это предположение, нам неизвестны. Установлено только то, что хазары заключили перемирие с аланами, сделав их своими союзниками.

Во время правления Вениамина Византия организовала антихазарскую военную коалицию, в состав которой вошли соседние с каганатом племена: «И пришли воевать царь Асии, и турок …. и Пайнила, и Македона». Однако аланы, в этой войне выступают на стороне каганата, «так как часть их тоже соблюдала иудейский закон». На наш взгляд, выступление западных алан на стороне каганата могло быть продиктовано религиозными соображениями, если допустить, что иудаизм исповедовала какая-то часть аланской правящей элиты. Точная датировка упомянутых событий могла бы пролить свет на этот вопрос, однако, исследователи к единому мнению не пришли. В.А. Мошин предположил, что Вениамин правил во второй половине IX в. [17], М.И. Артамонов перенес время его правления на 913 — 914 гг., О. Прицак отнес его к 880 — 900 гг. [12], А.П. Новосельцев, на наш взгляд, справедливо подвергая сомнению датировку М.И. Артамонова, отнес время правления Вениамина ко второй половине IX в.

Во второй половине 913 г. правитель Алании принимает христианство. Вопрос о распространении христианства и крещении правящей элиты Западной Алании требует отдельного рассмотрения. Однако, отмечая важность данного события для нашего исследования, следует оговориться, что среди исследователей не существует единого мнения относительно точной даты принятия правителем алан христианства. Не вдаваясь в полемику, важно отметить, что активное проникновение христианства в Западную Аланию начинается с сер. VII в. Однако распространение христианства в кругах правящей знати алан началось только лишь в первой половине X в., когда стараниями византийского патриарха Николая Мистика в регион были направлены две христианские миссии [13]. Основным и весьма достоверным источником, освещающим христианизацию правящей верхушки алан в первой половине X в., являются письма Николая Мистика. Благодаря его переписке с правителями Авасгии, архиепископом Алании Петром, болгарским царем Симеоном, а также первыми византийскими миссионерами в регионе, мы можем проследить основные этапы христианизации алан.

Период 914–918 гг. является временем наиболее активной переписки между Константинополем и аланскими миссионерами. С.Н. Малахов справедливо утверждает, что «в этот период, видимо, и была образована титулярная архиепископия, еще не занесенная в нотации патриаршей канцелярии»; а Петр прибыл в Аланию не ранее весны 914 г.[14].

В.А. Кузнецов, соглашаясь с выводами С.Н. Малахова и принимая датировку писем Николая Мистика, предложенную Л. Вестерником (письма 51, 52, 118, 133, 134 – написаны в 914–916 гг.; письмо 46 – написано 916–917 гг.; письмо 135 написано около 916-918 гг.), устанавливает дату крещения Алании, ссылаясь на письмо № 51, написанное Никалаем Мистиком правителю Авасгии [15].

Царь авасгов Константин III (899–915/6 гг.) в период своего правления приложил немало усилий для распространения христианства в Западной Алании. Вероятно, именно Константин III крестил аланского царя, о чем свидетельствует письмо, написанное ему Николаем Мистиком, в котором тот благодарит Константина III за проявленное «старание в просвещении князя Алании и всех тех, кто вместе с ним удостоились святого крещения» [16].

Согласно В.А. Кузнецову, датой крещения правителя Алании и его окружения следует считать 916 г., поскольку именно в этом году умер абхазский правитель Константин III и на престол взошел его сын Георгий II, по просьбе Николая Мистика оказавший помощь аланскому архиепископу Петру. Если не выходить за рамки выбранной хронологии, то, скорее всего, эти события могли иметь место в 916 г. [17].

На наш взгляд, предложенная В.А. Кузнецовым дата крещения правителя Алании не верна. Очевидно, что решающую роль в принятии аланским царем христианства сыграл именно Константин III. Однако вызывает сомнение тот факт, что в других письмах Николая Мистика к архиепископу Алании Петру, также датируемых 914–916 гг., ничего не сказано о крещении аланского правителя и его свиты, что выглядит, по меньшей мере, странно. Если предположить, что Петр не присутствовал при крещении, что маловероятно, то патриарх не мог не поздравить его с таким знаковым событием. Во всех письмах они обсуждают текущие вопросы, связанные с распространением христианства среди знати и простого населения. Контекст писем позволяет предположить, что аланский правитель уже был крещен к моменту их написания. Следовательно, принятие христианства царем алан произошло до 916 г. На наш взгляд, крещение правителя Западной Алании состоялось во второй половине 913 г., так как известие об этом событии должно было сначала дойти до Николая Мистика, после чего он уже написал хвалебное письмо Константину III, которое отправил уже в 914 г. Учитывая, что архиепископ Петр прибыл в Аланию не ранее весны 914 г., становится понятно, почему Николай Мистик не поздравил его с этим событием. По всей видимости, Петр ехал в Аланию, уже зная о крещении ее правителя. Косвенным подтверждением нашей гипотезы является и свидетельство Ибн Русте: «Царь аланов – христианин в сердце, но все люди, населяющие его царство – язычники, поклоняющиеся идолам» [18], написанное около 903–913 гг. Такая ситуация в государстве, на наш взгляд, могла быть накануне крещения правящей элиты аланского общества. Следует также обратить внимание на тот факт, что в своем письме к первой группе христианских миссионеров, датируемом 912г., Николай Мистик не упоминает о принятии князем алан христианства. Таким образом, христианизация правящей верхушки аланского общества могла произойти не ранее 913 г. и не позднее весны 914 г. На наш взгляд, наиболее оптимальной датой является вторая половина 913 г.

Возвращаясь к отношениям с каганатом, следует отметить, что партнерство алан и хазар в это время представляется маловероятным. Таким образом, алано-хазарский союз, упомянутый в кембриджском документе, мог быть заключен только во второй половине IX в., и религиозные воззрения правящей элиты Западной Алании могли сыграть в этом вопросе не последнюю роль.

Во время правления хазарского царя Аарона Западная Алания, подстрекаемая Византией, начинает войну против своих недавних союзников. Осознавая сложность ситуации, Аарон нанимает царя Туркии, который со своей армией разбивает аланских воинов [19]. Время этой войны устанавливается при помощи Ал-Масуди, который свидетельствует об изгнании аланами после 932 г. епископов и священников, присланных к ним византийским императором [27]. Внутренняя связь этих событий очевидна – проигранная аланами война стала причиной изгнания всех христианских церковнослужителей, что уже отмечалось в литературе [28; 29]. Таким образом, слабеющий Хазарский каганат пытался вернуть свое влияние в регионе.

Несмотря на победу, хазары должны были считаться с могуществом Алании. Когда царь алан был пленен, Аарон оказал ему положенные почести. Более того, для упрочнения отношений царь Хазарии взял дочь аланского правителя в жены своему сыну Иосифу.

Однако хазарское влияние в регионе было недолгим, так как уже в середине X в. царь Алании получает от византийского императора титул эксусиократа, который мог быть пожалован только христианину, о чем свидетельствует «De ceremoniis aulae byzantaie»: «Эксусиократору Алании [следует посылать] золотую печать в два солида [с эпиграфом]: «Во имя Отца и Сына и Святого Духа, одного и единственного истинного Бога нашего. Константин и Роман, верные в боге императоры ромеев, к имярек, эксусиасту Алании и духовному нашему сыну» [20]. Документ позволяет утверждать, что правитель Алании был не только христианином по вероисповеданию, но и единственным правителем на Кавказе, к которому император обращается как к независимому государю.

Хазарский каганат не смог вернуть былое влияние в регионе. В 965 г. окончательно ослабевшая Хазария была разгромлена дружиной русского князя Святослава. Это событие оказало огромное влияние на развитие Западной Алании и подъем ее внешнеполитического авторитета в последующие два столетия.

Изучив все имеющиеся источники, можно сделать вывод, что отношения между Западной Аланией и Хазарским каганатом складывались неоднозначно. На протяжении рассматриваемого периода хазары стремились распространить сферу своего влияния на западно-аланские племена. Серьезный военный потенциал, которым обладали аланы, их размещение близ важнейших горных проходов должны были быть поставлены на службу интересам каганата, особенно в период арабо-хазарских войн. В свою очередь, аланы стремились к независимости, с одной стороны, и союзу с Византией, с другой. Хазарам удалось покорить Западную Аланию дважды: при помощи силы в первой половине VIII в. и посредством распространения иудаизма среди правящей элиты алан во второй половине IX в.. Однако влияние хазар в регионе оказалось сравнительно недолгим. В середине IХ в. аланы вступают с ними в открытое военное противоборство, а уже в X в. гегемония Хазарии в регионе носила номинальный характер. Война 932 г. оказалась последней попыткой каганата вернуть былое влияние, однако, закрепить успех хазары не смогли. В сеедине Х в. аланский правитель получает византийский титул эксусиократора, а вместе с ним и признание независимости Западной Алании. Точку в алано-хазарских отношениях поставил князь Святослав, уничтоживший каганат в 965 г.

ПРИМЕЧАНИЯ:

1. Алемань А. Аланы в древних и средневековых письменных источниках; пер. с англ., науч. ред. К.К. Кочиев, Д.Н. Медоев. – М.: Менеджер, 2003. – C. 355.

2. Алемань А. Указ соч. – С. 356.

3. Ибн ал – Асир, Тарих ал, Камиль, пер. с араб., П.К. Жузе. – Баку: АзФАН, 1940. – С. 22.

4. Алемань А. Указ соч. – С. 299.

5. Там же. – С. 270.

6. Кузнецов В.А. Очерки истории алан. – Владикавказ: Ир, 1992. – C. 108.

7. Алемань А. Указ соч. – С. 355.

8. Ибн ал — Асир. Указ соч. – С. 22–23.

9. Алемань А. Указ соч.; Кузнецов В.А. Указ соч. – С. 157; Алемань А. Указ соч.; Ибн ал — Асир. Указ соч. – С. 25; Алемань А. Указ соч.

10. Алемань А.- С. 248; Малахов С.Н. Малоизвестное свидетельство об аланах в житии Феодора Эдесского// Аланы: Западня Европа и Византия. – Владикавказ, 1992. – С. 138–139.

11. Коковцев П.К. Еврейско-хазарская переписка в X в. [Электронный ресурс]. Электрон. текстовые дан. – Л.: АН СССР, 1932. – режим доступа http://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/Russ/x.htm, свободный. — Электрон версия печ. публикации.

12. Новосельцев А.П. Хазарское государство и его роль в истории Восточной Европы и Кавказа [Электронный ресурс] // Электрон. текстовые дан. – М.: Наука, 1990. – режим доступа http://www.tuad.nsk.ru/~history/Author/Russ/N/NovoselcevAP/haz/51.html#1, свободный. — Электрон. версия печ. публикации; Артамонов М.И. История хазар.- СПб.: Лань, 2001 – C. 481; Голб Н., Прицак О. Хазарско-еврейские документы X в. [Электронный ресурс] // Электрон. текстовые дан. – М.: Мосты культуры, 2003. Режим доступа: http://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/Russ/X/Chaz_evr_dok_X/index.html, свободный. — Электрон версия печ. публикации.

13. Кузнецов В.А. Христианство на Северном Кавказе до XV в. Владикавказ: Ир, 2002. – С. 40.

14. Малахов С.Н. Христианизация Алании в 912-922 гг. (по письмам Николая Мистика) // Мир православия. Сборник научных статей. Вып. III. – Волгоград, 2000 – С. 30–31.

15. Кузнецов В.А. Христианство на Северном Кавказе… С. 42.

16. Алемань А. Указ соч. – С. 256.

17. Кузнецов В.А. Христианство на Северном Кавказе… С. 42.

18. Алемань А. Указ соч. – С. 343.

19. Там же. Указ соч. – С. 434; Там же – С. 347; Кузнецов В.А. Очерки истории алан… – С. 118; Артамонов М.И. Указ соч. – С. 249.

20. Алемань А. Указ соч. – С. 243.

Михайлов М.И.

Источник: http://ilmu.su/zapadnaya-alaniya-i-hazarskij-kaganat-v-vii-h-vv/

(Нет голосов)

  • Нравится

Комментариев нет