Расширенный поиск
26 Апреля  2024 года
Логин: Регистрация
Пароль: Забыли пароль?
  • Билим къая тешер.
  • Ёгюзню мюйюзюнден тутадыла, адамны сёзюнден тутадыла.
  • Сакъламагъан затынга джолукъсанг, не бек къууанаса, не бек ачыйса.
  • Джеринден айырылгъан – джети джылар, джуртундан айырылгъан – ёлгюнчю джылар.
  • Адамны джюреги нени кёрюрге сюйсе, кёзю да аны кёрюрге ёч болады.
  • Ауругъан – джашаудан умутчу.
  • Къарт бла баш аша, джаш бла аякъ аша.
  • Ач отунчуну ачыуу – бурнунда.
  • Эки ойлашыб, бир сёлешген.
  • Къарнынг къанлынга кийирир.
  • Шапа кёб болса, аш татымсыз болур.
  • Къошда джокъгъа – юлюш джокъ.
  • Юй ишлеген балта эшикде къалыр.
  • Тил – миллетни джаны.
  • Гугук кесини атын айтыб къычыргъанча, мен, мен деб нек тураса?
  • Билген билмегенни юретген адетди.
  • Аман адам этегингден тутса, кес да къач.
  • Эли джокъну – кёлю джокъ.
  • Эринчекге кюн узун.
  • Мен да «сен», дейме, сен да «кесим», дейсе.
  • Ишни ахырын ойламай, аллын башлама.
  • Махтаннган къыз, тойда джукълар.
  • Мухар, кеси тойса да, кёзю тоймаз.
  • Ана – юйню кюн джарыгъы.
  • Тенгинг джокъ эсе – изле, бар эсе – сакъла!
  • Таш ата билмеген, башына урур.
  • Сабийни джумушха джибер да, ызындан бар.
  • Билим ат болуб да чабар, къуш болуб да учар.
  • Мени джылытмагъан кюн, меннге тиймесин!
  • Атлыны ашхысы, ат тизгининден билинир
  • Тёрдеги кюлсе, эшикдеги ышарыр.
  • Тулпарлыкъ, билекден тюл – джюрекден.
  • Сёлеш деб шай берген, тохта деб, сом берген.
  • Тынгылагъан тынгы бузар.
  • Булут кёкге джарашыу, уят бетге джарашыу.
  • Сютню башын джалагъан къутулур, тюбюн ичген тутулур.
  • Этим кетсе да, сюегим къалыр.
  • Байлыкъ тауусулур, билим тауусулмаз.
  • Юй кюйдю да, кюйюз чыкъды, ортасындан тюйюш чыкъды.
  • Ачыу алгъа келсе, акъыл артха къалады.
  • Джети тилни билген джети кишиди.
  • Бети – къучакълар, джюреги – бычакълар.
  • Аман къатын сабий табса, бий болур…
  • Окъумагъан сокъурду, сокъур ташха абыныр!
  • Бозаны арты дауур болур.
  • Эр абынмай, эл танымаз.
  • Билгенни къолу къарны джандырыр.
  • Келгинчи, къонакъ уялыр, келгенден сора, къонакъбай уялыр.
  • Ёлген ийнек сютлю болур.
  • Хансыз джомакъ болмаз.

Халкъыбызгъа берилген бюсюреўню бюгюнлюкде да кесибизге айтдырайыкъ

14.10.2016 0 6095
Окъугъуз, сюйюнюгюз, оюмланыгъыз, юлгю алыгъыз

Илму ишледен юзюкле, белгили джамагъат-политика къуллукъчуланы, джолоўчуланы, джазыўчуланы къарачай-малкъар халкъны юсюнден айтханлары халкъны ётген мингджыллыкъда тарих ызын ачыкълайдыла, аны миллет шартларын, социал эмда политика джашаўун билирге болушадыла. Джаш тёлюбюз (къалгъанла да) бу айтылгъанланы окъусала, терен билселе, патриотлукъ сезимлери бегир, халкъыбызны юсюнден бюгюнлюкде да, ата-бабаларыбызча, махтаў, бюсюреў сёзле айтдырыргъа тырмашырла деген иннетде, джазылганыча, орус тилде басмалайбыз.

Арабский географ XIV в. Абульфеда говорит, что на восток от абхазов живут аланы и асы, которые являются турками и исповедуют христианскую религию... Я думаю, что свидетельство Абульфеды представляет результат точной осведомленности и имеет определенную ценность. Он знал карачаевцев и балкарцев под названием алан и асов и правильно называет их турками. До наших дней за территорией Карачая закреплено название Аланы (в устах менгрелов), за Балкарией название асы...

В. Абаев. 
«О происхождении карачаевцев и балкарцев». Нальчик, 1960, С. 131.


Аланией назван Карачай на карте итальянского автора XVII в. Ламберти. Грузинский историк и географ XVIII в. Вахушта поместил Аланию к западу от Сванетии. Там же помещена Алания на русской карте грузинских царств Кахетии и Карталинии. Название «аланы» сохранилось за карачаевцами еще дольше. Так, авторы конца XVIII в. и начала XIX в. Потоцкий и Клапрот, говоря об аланах, подразумевают карачаевцев. Некоторые авторы даже в XIX веке называли карачаевцев «аланами».

Е. Алексеева. 
«Очерки истории Карачаево-Черкесии». Ставрополь, 1967. Т.1, С. 116.


Вклад исторических алан и этногенез того или иного народа Северного Кавказа еще требует всесторонней научной оценки, но и для балкарца, и для карачаевца наших дней нет сомнений в том, что аланы – это их славные предки.

В. Ковалевская. 
«Кавказ и аланы». М., 1984, С. 7.


Карачай – нейтральный народ, живущий у подошвы Эльбруса, отличается своей верностью, красотой и храбростью.

Л. Толстой. 
ПСС. Юбилейное издание. Т. 46. С. 184


Карачаевцы представляют собой один из красивейших кавказских народов. Их обычную пищу составляют «кефир» или вареная баранина, или «тишлик» – мясо, поджаренное на палочках... Характер у карачаевцев вспыльчивый; малейшая причина может привести их в гнев, но они довольно быстро успокаиваются и всегда готовы признать свою ошибку. В целом можно сказать с полным основанием, что они относятся к числу наиболее цивилизованных народов Кавказа и что благодаря своему мягкому нраву они оказывают цивилизующее влияние на своих соседей.

И. Бларамберг. 
«Адыги, балкарцы и карачаевцы в известиях европейских авторов XII–XIX вв.». Нальчик, 1974.


Карачаевцы... народ свободный, храбрый, трудолюбивый, отличные стрелки из ружей... Сама природа своими красотами и ужасами возвышает силу духа горцев, любовь их к славе, презрение к жизни и порождает благороднейшие страсти.

А. Якубович. 
«Северная пчела». 1825, № 138.


Карачаевцы, живущие на высотах под Эльбрусом, хотя народ немногочисленный, но храбрый, имея врагами с правой стороны закубанцев, с левой Кабарду, никогда еще не был побежден, и самостоятельность его ещё более наводит страх на соседей. Вообще карачаевцы отличаются от прочих горцев опрятностью одежды, чистотой домашней жизни, любезностью в обращении и верностью данного слова. Мужчины среднего росту и стройны, белолицы и большей частью с голубыми, блестящими глазами, в особенности женский пол красив.

В. Шевцов. 
Жур. «Москвитянин», М., 1855, №23, 24, кн. 1 и 2 С.5


Карачаевцы добры и приветливы, готовы делиться с другими всем, что есть...
Карачаевцы после своего поражения русскими войсками 20 октября 1828 года, изъявили полную покорность русским и во всё последующее время были вполне верны данной присяге...
В крепостном праве у карачаевцев однако нельзя не отметить одной особенности, которой у других горских народов не существовало – это отсутствие высокомерия других сословий к сословию рабов.
Крестьяне не подвергались презрению и унижению, хотя несли тяжкие работы.

В. Сысоев. 
«Сборник материалов для описания местностей и племен Кавказа». В. 43. Тифлис, 1913. С. 50, 95.


Во время разъездов я часто ночевал на кошах карачаевцев и лакомился шашлыком, которым пастухи угощали нас с патриархальным радушием. Карачаевская баранина вкуснее лучшей нашей телятины и имеет какой-то особенный аромат, вероятно, от горных трав, между которыми много пахучих цветов. Мне удалось познакомиться со многими карачаевцами, и я с любопытством изучал этот добрый и смирный народ...
Карачаевцы воинственны и хорошо вооружены, но едва ли когда отличались особенным хищничеством, подобно кубанцам. Между ними много русых с голубыми глазами, обильной бородой и чертами лица, очень сходными с типами мужиков средней России. Итальянским писателям средних веков они известны под именем карачиоли, а туркам – карачеркес.

Г. Филипсом. 
Жур. «Русский архив», 1883. Т. 3, С. 167.


Красноречие и умение говорить ценятся среди населения очень высоко и весьма поистине нельзя отказать в этом достоинстве, да и вообще, за весьма немногими исключениями, карачаевцы любят поговорить, – это их страсть и, кроме того, они больше охотники до новостей...
Ни в одном из соседних, как у русских, так и горских обществ, интересы общественные не ставятся на такую высокую степень уважения и так ревниво охраняются, как здесь...
Все установленные русскими порядки карачаевцы охотно принимали и с необычайною искренностью привязывались к новым русским властям.

Гр. Петров. 
«Памятная книжка Кубанской области». Екатеринодар, 1880. С. 128.


Они (карачаевцы) отличные пастухи, доильщики, знают в каком месте, как и когда откормить барана, коня и прочее. Я разновременно изучал молочное дело в Англии, Голландии, Дании и Гольштинии и могу сказать, что только у фермеров Сомерсет-шайра на юге Англии – этой родины прелестных английских чеддаров – мне также понравилось молоко своею сладостью и ароматичностью, но это было далеко до вкуса карачаевского молока.

А. Кириш.
Газета «Кубанские областные ведомости», 1883, № 44.


Рассветает, молчаливо отправляемся мы в путь утомлённые и голодные, и достигаем только вечером деревни Учкулан (7 августа 1865 года). Живущие там карачаевцы принимают нас чрезвычайно радушно. Это сильные, нередко красивые татары.
Выходцы из Крыма, живут в ближайшем соседстве от Эльбруса и часто загоняют свои стада вплоть до снеговых полей. Из их среды вышел известный Киллар, который в 1829 году, во время экспедиции генерала Эммануэля с членами Академии Наук Ленцом, Купфером, Мейером и Ментрие, первым взошел на вершину Эльбруса.

Г. Радде. 
«Живописная Россия», т. 9, С-Пб, 1883. С. 33.


Карачаевские пастухи, редко вооруженные только кинжалами, и ныне производят впечатление людей тихих, добрых до бесконечности, прямых и честных. Вы смело доверяетесь этим румяным полным лицам с ласковой улыбкой на толстых губах.
Они не смотрят на вас зверем, напротив, рады вашему приходу и готовы угостить вас, чем только смогут...
Уважение старших это основной закон карачаевского нравственного кодекса... Положение женщин в Карачае гораздо лучше, чем у остальных горцев.

В. Тепцов. 
«Сборник материалов для описания местности и племён Кавказа». Тифлис, 1892. Т. XIV, С. 96, 107.


Карачаевцы по преимуществу перед всеми другими горцами обладают неоценимыми качествами для горных охот. Острое зрение, поразительная находчивость, способность ориентироваться в горах даже во время тумана… Ходоки или, точнее сказать лазуны, они все – и старые, и малые... Всем известна пресловутая ловкость и неустрашимость швейцарских охотников за сернами, но с карачаевцами их не сравнишь... карачаевец бьёт наверняка, не иначе как по месту, ни на авось, ни зря стрелять не станет.

А. Атр. 
Жур. «Охота». М., 1883. С. 34.


Карачаевцы издавна приобрели у своих соседей славу хороших ораторов и мастеров слагать песни... Удаль, отвага всегда считались у карачаевцев высшею доблестью человека, поэтому карачаевская песня с особенною любовью отмечает проявления этих качеств.

Г. Чурсин. 
Газета «Кавказ», 1901. № 270.


Под влиянием таких героев, как Карча и Камгут, карачаевцы прослыли честнейшими из всех горских племён. Основной закон их нравственного кодекса – уважение старших и подчинение им.
Несмотря на то, что карачаевцы – горячие поклонники ислама, многоженство у них почти отсутствует. Положение женщины лучше, чем у прочих горцев, и девушки пользуются свободою.
Трудолюбие всюду встречает себе почёт и уважение в обществе, а лень – порицание и презрение, которое выражается всенародно старшими. Это в своём роде наказание и клеймо позора для провинившихся. Ни одна девушка не выйдет за презираемого старцами. При господстве такого взгляда карачаевцы в высшей степени трезвый народ, чему много содействуют муллы, ведущие примерную жизнь. У этих горцев не проявляются в резких формах и тот воинственный пыл, те отчаянные разбойничьи подрывы, которые свойственны многим кавказским народностям.

Г. Рукавишников. 
Газета «Кавказ», 1901. № 109.


Карачаевцы, как особый народ, отличается некоторыми симпатичными качествами, например, добродушием и общительностью. Это их природные качества, и по ним народ этот ближе всего подходит к русским.

Н. Талицкий. 
СМОМПК, в. 42. Тифлис, 1908. С. 40.


Карачаевцы полны внутреннего благородства, сосредоточенной сдержанности... Это прекрасные, сильные люди, пасущие свои стада на склонах альпийских лугов, умеющие видеть и наблюдать, сравнивать и оценивать.

Н. Асеев. 
Газета «Красный Карачай», 1937, 24 июля.


А что карачаевцы никогда не обидят женщин, по народным традициям, это не подлежит никакому сомнению.

К. Хетагуров. 
СС, Т.З, М., изд-во «Художественная литература», 1974. С. 144.


В характере некоторых карачаевцев можно заметить даже известного рода робость, нерешимость противиться смелости и нахальству. Следует отметить значительную сплоченность карачаевцев и их интерес к общественным делам, каждое общественное дело всегда вызывает оживлённые толки и споры, и всегда в изобилии находятся люди, готовые принять на себя роль представителей и защитников общественных интересов.
В умственном отношении карачаевцы хорошо одарены и представляют собою народ, способный к культурному развитию, это видно уже из того, что карачаевцы уже давно пришли к заключению о необходимости русской школы.

Б. Городецкий. 
«Очерк по кубановедению». Екатеринодар, 1915, № 5. Т.2. С. 306–307.



Карачаевцы – красивый горский народ, обычно высокого роста, стройные, с хорошо развитой мускулатурой; тучные люди, особенно мужчины, встречаются редко; цвет кожи – смуглый, волосы тёмные, но среди них встречаются блондины с нежной светлой кожей.
Сравнительной чертой характера карачаевцев является их добродушие и приветливость, они гостеприимны, доверчивы.

В. Зюзин, Е. Трейлих. 
«Материалы карачаевском экспедиции Северокавказского туберкулёзного института», Микоян-Шахар, 1932. С. 44.


Мы останавливаемся: Курорт Теберда и аул Теберда. Живут карачаевцы – самое древнее племя на Кавказе.

А. Серафимович. 
«Откровение гор», 1971. С. 38.


Ю.Н. Либединскнй очень любил карачаевцев – народ бесхитростный, чертовский трудолюбивый. «С ними, у них легко дышится», – говорил Юрий Николаевич.

И. Егоров (Чилим). 
Труды КЧНИИ, в. VI, Черкесск, 1970. С. 386.


На горизонте с двух боковых хребтов сверкали белые ледники Аманауза и Домбай-Ульгена... Тут я впервые увидел горцев, которыми любовался в детстве на картинках к Лермонтову и Пушкину. Это был красивый и статный народ... Они проезжали мимо нас рысью на маленьких лошадках и вежливо, хотя очень гордо, наклоняли свои головы в ответ на наши поклоны. Снимать шапку у них не в обычае. Купец Мартирос со многими разговаривал по-горски.

– Хороший народ – не надует и гостя любит, – сказал он мне с удовольствием.

М. Шагинян. 
«Откровение гор». Черкесск, 1974. С. 24.


В одежде, в быту карачаевцы имели много общего с другими кавказскими народами. В отличие от них карачаевцы строили жилища из брёвен, а внутренним украшением были ковры и кошмы. Карачаевцы сохранили лучшие черты своих предков, отличившихся гостеприимством, доброжелательностью, трудолюбием. Занимаясь исключительно скотоводством вывели породу курдючных овец, мясо которых отличается своеобразным ароматом и считается лучшим.

Г. Адамян, Н. Адамян. 
«Долина здоровья». Ставрополь, 1983. С. 8.


Из Учкулана за два дня можно дойти до Теберды – высокими живописными, но исключительно простыми перевалами. Здесь (как впрочем, и на любых других тропах Карачая) путешественники, проходя мимо высокогорных совхозных кошей, познакомятся с незабываемым гостеприимством карачаевцев, неизменно радушных, приветливых, благожелательных людей, всегда готовых предоставить кров и разделить с путником традиционный айран и сыр.

В. Тихомиров.
«Горное Закубанье». Краснодар, 1981, С. 14.


Вопреки многим известным обстоятельствам, русско-карачаевские отношения сохраняли последовательно мирный и дружелюбный характер, что формировало благоприятное восприятие в России этого народа.

В. Виноградов. 
«Средняя Кубань: земляки и соседи». Армавир, 1995. С. 64.


На самой вершине реки Кубани, близ самой большой горы, прозываемой Эльбрус... живёт народ, прозываемый карачаевцы, который добронравнее других горских народов.

Донесение генерала–аншефа Гудовича Екатерине II от 7 ноября 1791, 
«Кавказский сборник», т. XVIII, Тбилиси, 1897, С. 428.

Карачаевцы – одно из красивейших племён Кавказа. При высоком росте они плечисты и с очень развитой мускулатурой: черты лица мелки, но правильны; цвет кожи белый и румяный; волосы разных оттенков; прекрасные зубы; худощавость, гибкий и стройный стан, с присущею горцам грациозностью движений...

Г. Рукавишников.
«Живописная Россия». М.,1901, № 35, С. 463.


Старики в Карачае пользуются общим почётом...
Гость у карачаевцев, как и у других народов, считается священной и неприкосновенной особой, даже если он находился в неприязненных отношениях к хозяину.

В. Сысоев.
СМОМПК, в. 43, Тифлис, 1913, С. 50, 55.


Карачаевцы живут зажиточнее других, почти всех горских племен и потому дорожат миром, который им дарован нашим правительством, а отчасти недоступною местностью.

М. Венбков.
«Записки русского географического общества», СПб., 1863, кн. 2, С. 44.


Красоты и богатство карачаевской природы невозможно описать, это дело великих поэтов и учёных.

К. Хетагуров.
Жур. «Север», СПб., 1892, № 24, С. 15.


Карачаевцы мирный народ, поэтому кинжал у них служит не средством нападения, а украшением костюма.

М.Б.
Жур. «Русская мысль», М., 1904, № 5–7, С. 56.


Источник: газета «Къарачай», 
№6 (9867), 2006 дж. январны 26 

(Нет голосов)

  • Нравится

Комментариев нет