Расширенный поиск
23 Ноября  2017 года
Логин: Регистрация
Пароль: Забыли пароль?
  • Уясында не кёрсе, учханында аны этер.
  • Аууздан келген, къолдан келсе, ким да патчах болур эди.
  • Байлыкъ болгъан джерде, тынчлыкъ джокъду.
  • Иги адам абынса да, джангылмаз.
  • Къалгъан ишге къар джауар.
  • Ата Джуртча джер болмаз, туугъан элча эл болмаз.
  • Дуния аламаты сен эсенг да, игиме деб айтма.
  • Эки итни арасына сюек атма, эки адамны арасында сёз чыгъарма.
  • Джерни букъусу кёкге къонмаз.
  • Биреуню къыйынлыгъы бла кесинге джол ишлеме.
  • Къызны минг тилер, бир алыр.
  • Къонакъ хазыр болгъанлыкъгъа, къонакъбай хазыр тюлдю.
  • Къуллукъчума, деб махтанма, къуллукъ – хаух джамчыды!
  • Тёрдеги кюлсе, эшикдеги ышарыр.
  • Билмезни кёзю кёрмез, этмезни къулагъы эшитмез.
  • Эртде тургъан джылкъычыны эркек аты тай табар.
  • Чабакъсыз кёлге къармакъ салгъанлыкъгъа, чабакъ тутмазса.
  • Гыдай эчки суугъа къараб, мюйюзле кёрмесе, джашма алкъын, дегенди.
  • Ётген ёмюр – акъгъан суу.
  • Кюн кёрмеген, кюн кёрсе, кюндюз чыракъ джандырыр.
  • Къыз тиширыу кеси юйюнде да къонакъды.
  • Джеринден айырылгъан – джети джылар, джуртундан айырылгъан – ёлгюнчю джылар.
  • Телини эшигин, махтау джабар.
  • Ётюрюк хапар аякъ тюбю бла джюрюйдю.
  • Ариу джол аджал келтирмез.
  • Джаралыны джастыгъында сау ёлюр.
  • Ёпкелегенни ашы татлы болады.
  • Танг атмайма десе да, кюн къоярыкъ тюйюлдю.
  • Юйюнг бла джау болгъандан эсе, элинг бла джау бол.
  • Адам къаллай бир ишленмесе, аллай бир кесин уллу кёреди.
  • Булут кёкге джарашыу, уят бетге джарашыу.
  • Тюзню ётмеги тюзде къалса да, тас болмаз.
  • Босагъагъа джууукъ орун болса, ашыгъыб тёрге озма.
  • Ёксюзню тилеги къабыл болур.
  • Кёзню ачылгъаны – иги, ауузну джабылгъаны – иги.
  • Къарнынг къанлынга кийирир.
  • Джумушакъ сёз къаты таякъны сындырыр.
  • Ханы къызы буюгъа-буюгъа киштик болду.
  • Таукел тауну аудурур.
  • Сангырау къулакъ эл бузар.
  • Къыз чыгъаргъан – къызыл къымжа.
  • Къонакъ аман болса, къонакъбай джунчур
  • Бичгенде ашыкъма, тикгенде ашыкъ.
  • Джырчы джырчыгъа – къарнаш.
  • Ауурну тюбю бла, дженгилни башы бла джюрюген.
  • Кёбню кёрген – кёб билир.
  • Къулакъдан эсе, кёзге ышан.
  • Зар адам ашынгы ашар, кесинги сатар.
  • Алгъанда – джууукъ, бергенде – джау.
  • Сёз къанатсыз учар.

Отставание мусульманского сознания от времени

31.08.2016 0 650  Алпаут Р.
В одном из кумыкских селений недавно была построена очередная мечеть. Строительство мечетей в народе на Северном Кавказе воспринимается как одна из высших форм благодетели. Люди, которые сумели сколотить состояние, чаще предпочитают такую форму богоугодного дела. В силу социальной ориентированности модели функционирования общества здесь также всегда принято собирать на больных. Все это нужное проявление милосердия, с этим вряд ли кто-то поспорит. Однако на Северном Кавказе, в любом кумыкском селении, нехватки мечетей не наблюдается уже давно. Часто в каждом квартале имеется маленькая мечеть, помимо них обычно в любом населенном пункте наличествует и джума-мечеть, где прихожане собираются по праздникам, в том числе на пятничную молитву. Между тем религиозный голод, который образовался за время советской власти, все еще по инерции влияет на однобокое восприятие добродетели. Складывается ощущение, что люди так изголодались по мечетям, что они забыли, что ислам охватывает не только ритуальную часть жизни. 

Один колледж vs мусульманская умма

Как бы мы не кичились высокой рождаемостью, количеством переходящих в нашу религию людей, молодым и активным населением, нужно признать — мусульманская умма отстает от Запада почти по всем критериям. Технологическое отставание становится катострофическим. Один Тринити колледж может легко тягаться с полуторомиллиардной мусульманской уммой по количеству полученных Нобелевских премий за науки. В чем же причины такого отставания?

На мой взгляд, в мусульманском сообществе, прежде всего на Северном Кавказе, произошло смещение приоритетов в сторону ритуалов. Все почему-то забыли, что ислам охватывает не только ритуалы, но и всю остальную часть жизни. То есть вопрос технологического развития или отставания общества также должен регламентироваться исламом. Я не знаю ни одного кумыкского мецената, который бы учредил премию или стипендиальный фонд для одаренных детей, зато знаком со многими, кто строит мечети, даже в условиях отсутствия дефицита в них. Мне представляется, что это явное смещение или даже сужение видения религии. В конечном счете, мы все должны работать на усиление нашего общества, не спорю, что мечети в этом деле играют свою роль, но ими ограничиваться нельзя. Нельзя строить десятую мечеть в селе, если через щели стен школы легко пробиваются лучи солнца. Очевидно, что сила уммы в образованных людях. 

Сужение роли мечетей

Ограниченность религиозного охвата можно наблюдать еще и в другом. Например, в сужении роли мечетей как мест отправления ритуалов. Это привело к тому, что религия ассоциируется только с этими ритуалами. То есть борьба с коррумпированностью мышления, когда можно давать или получать взятки, подкупать избирателей и так далее уже в массовом сознании существует вне юрисдикции религии. Нечасто можно услышать проповеди имамов в мечетях, которые бы осуждали коррупцию, клановость и казнокрадство, которые по сути являются формой аморального поведения. Мы застряли на теме женского одеяния, хотя мораль и нравственность – это прежде всего вопрос мышления, одежда – это внешнее проявление положения дел в головах. А ведь развитие нашего общества зависит и от степени коррумпированности сознания его членов. 

Сужение роли мечетей до заведения для отправления ритуалов привело к тому, что в них не осталось места молодым одаренным детям. Им часто приходится выбирать между мечетью и походом на дополнительное занятие по физике, ведь в медресе при мечети даже и представить невозможно дополнительную подготовку по наукам.

Период становления после развала Советского Союза уже пройден, но мышление мусульман Северного Кавказа в массовом плане не хочет выходить из этого периода. В начале 1990-х, когда мечетей в наших селениях и вправду не хватало, их строительство в действительности представляло собой жизненную необходимость, но сейчас пришло время выходить за рамки такого узкого видения благодетели. Мы должны бороться за место под солнцем, иначе мы будем под кем-то, а не под солнцем. Чрезмерная зависимость от Запада делает нас слабыми. Мы должны использовать опыт Запада для борьбы за свое будущее. Это касается и всей России, не только Северного Кавказа. Лучшие практики, в том числе в вопросе стимулирования и поощрения одаренных детей, должны быть переняты и адаптированы под наш уклад. От большого количества мечетей просто не будет толку, если наша зависимость от других будет усиливаться. Мы должны построить фундамент для скачка общественного сознания на Северном Кавказе, а сделать это можно использовав потенциал того же Запада в части образования. Ведь смогла же Европа когда-то избавиться от зависимости от мусульманского мира, который и был светочем науки. 

Рамазан Алпаут,
(Голосов: 2, Рейтинг: 3)

  • Нравится

Комментариев нет