Расширенный поиск
21 Июля  2018 года
Логин: Регистрация
Пароль: Забыли пароль?
  • Шайтан алдады, тюзлюк къаргъады.
  • Арбаз къынгырды да, ийнек сауалмайма.
  • Сёлеш деб шай берген, тохта деб, сом берген.
  • Гырджын – тепсини тамадасы.
  • Уллу къашыкъ эрин джыртар.
  • Джырчы джырчыгъа – къарнаш.
  • Ёлген эшек бёрюден къоркъмайды.
  • Биреуню къыйынлыгъы бла кесинге джол ишлеме.
  • Ишни аллы бла къууанма да, арты бла къууан.
  • Тенги кёбню джау алмаз, акъылы кёбню дау алмаз.
  • Бастасын ашагъан, хантусун да ичер.
  • Таугъа чыгъаллыкъ эсенг, тюзде къалма.
  • Аз айтсам, кёб ангылагъыз.
  • Акъдан къара болмаз.
  • Джылыгъа джылан илешир.
  • Ёпкелегенни ашы татлы болады.
  • Сабий болмагъан джерде, мёлек болмаз.
  • Ишлерге уял да, ашаргъа табма.
  • Хазыр ашха – терен къашыкъ.
  • Кесине оноу эте билмеген, халкъына да эте билмез.
  • Ёгюзню мюйюзлери ауурлукъ этмейдиле.
  • Джылкъыдан – ат чыгъар, тукъумдан – джаш чыгъар.
  • Тюз сёз баргъан сууну тыяр.
  • Къызын тута билмеген, тул этер, джашын тута билмеген, къул этер.
  • Ургъан суудан башынгы сакъла.
  • Ана кёлю – балада, бала кёлю – талада.
  • Элни кючю – эмеген.
  • Бюгюн дуния кибик, тамбла ахыратды.
  • Игилик игилик бла сингдирилиучю затды.
  • Джигер – джаннга къыйынлыкъ.
  • Тенгни тенглиги джашай барсанг билинир.
  • Бек ашыкъгъан меннге джетсин, дегенди аракъы.
  • Нафысынгы айтханын этме, намысынгы айтханын эт.
  • Иги сёз – джаннга азыкъ, аман сёз башха – къазыкъ.
  • Ауругъанны сау билмез, ач къарынны токъ билмез.
  • Къая джолда джортма, ачыкъ сёзден къоркъма.
  • Туз, гырджын аша, тюзлюк бла джаша.
  • Эркиши – от, тиширыу – суу.
  • Айранын берсенг, челегин да къызгъанма.
  • Тойгъан антын унутур.
  • Уллу айтханны этмеген – уллаймаз.
  • Ариу сёз джыланны орнундан чыгъарыр.
  • Ачны эсинде – аш.
  • Мал тутхан – май джалар.
  • Сагъышы джокъ – джукъучу, акъылы джокъ – къаугъачы.
  • Борчунг бар эсе, хурджунунга ойлаб узал.
  • Кюлме джашха – келир башха.
  • Сескекли кесин билдирир.
  • Чёбню кёлтюрсенг, тюбюнден сёз чыгъар.
  • Атлыны кёрсе, джаяуну буту талыр.

Чужих детей не бывает: как решают проблему сиротства на Северном Кавказе

07.07.2016 0 1474
По статистике, в Северо-Кавказском федеральном округе 91% детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нашли себе новую семью или опекунов. 

«На Северном Кавказе детей любят, здесь особое отношение к детям, оставшимся без попечения родителей, и детям с ограниченными возможностями. Мы замечаем существенные изменения в этой сфере за последние три года. И условия для детей в республиках все лучше, и сирот становится меньше», – говорит детский омбудсмен Павел Астахов. 

Причин такого «особого отношения» много – патриархальные традиции, религиозные предписания, менталитет. Но это не значит, что все недетские проблемы детей здесь решены. Во всех регионах есть сироты, в том числе социальные, есть детские дома и другие подобные учреждения. И есть разные способы дать детям главное – семью. Как это делается в северокавказских республиках – рассказывают наши корреспонденты.



Кабардино-Балкария. «Если одна фамилия, значит родственники»

Главный признак рода – это фамилия. Абузеит Гериев, руководитель кабардино-балкарского отделения общественной организации «Барс Эль», вот уже три года вместе с соратниками разыскивает однофамильцев детишек из детских домов и предлагает им объединиться – то есть взять ребенка в семью. 

– Я начал эту работу со своей фамилии. Нашел брата с сестрой Гериевых в интернате. Оказалось, отец там работает, туда сдал и детей – так удобнее. Разговаривали с ним много раз. К совести взывали. Жена у него бухгалтер, вряд ли они с голоду умирают, чтобы детей сдать на дотацию государства… Что мы ему только ни говорили вместе со всей родней – готовы были и со школой помочь, и с кружками для детей… Слушать не хочет! Потом уже нервы не выдержали, высказал горе-отцу: не удивлюсь, если твои дети вырастут и сдадут тебя в дом престарелых… Детей стали как обузу воспринимать. Уезжают на заработки – детей в интернат, молодые развелись – туда же, хотят своей жизнью пожить – есть куда ребенка пристроить. А ведь в интернатах дети развиваются хуже, болеют чаще, им семья нужна, а не казенный дом! Поэтому мы сейчас занимаемся профилактикой: если у семьи материальные проблемы, мы предлагаем помощь, лишь бы не отдавали ребенка в интернат.



Активисты организации «Барс Эль» ездили по детским домам и интернатам, вместе с работниками собеса сняли видеоролик, обращенный к землякам: поинтересуйтесь, нет ли среди детей-сирот ваших однофамильцев! Их призыв был услышан – балкарцы стали забирать в семьи детей с родной фамилией. У одной малышки с пороком сердца нашелся дальний состоятельный родственник, который оплатил лечение.

По словам Гериева, сейчас в республике под опекой государства остался только один балкарский ребенок-сирота, остальных разобрали по семьям. 



– Правда, еще семья появилась – десять детей, родители нуждаются, временно устроили всех по детским учреждениям… Не на казенном уровне надо решать проблему сиротства, а на человеческом! Ведь на Западе человек, усыновивший ребенка, – глубоко уважаемый человек. А у нас статус зависит от того, насколько крутая машина или богатый дом. И на Кавказе, и в российских городах и селах раньше было иначе.
 
Примеру балкарцев из «Барс Эль» последовали и кабардинцы. Род Кардановых, например, всех своих детей забрал из казенных домов. Точной статистики, кто кого усыновил или взял под опеку, у организации нет. На Кавказе считают, что это очень личное дело и распространяться о нем не обязательно.





Абузеит Гериев говорит, что его сверхзадача – всем детям обеспечить домашнее тепло и уют. Вспоминает, что даже в годы войны, арестов, выселения целых народов – кавказцы своих детей не бросали. 



– Мой отец остался круглым сиротой в годы войны. Оказался в детском доме в Сырдарьинском районе Казахстана. Так его нашли там дальние родственники из Алма-Аты!.. Клановость, конечно, явление отрицательное, но ведь это и взаимовыручка. Когда люди помнят, что из одного корня вышли, – они детей государству не сдают. По кавказским обычаям при разводе ребенок всегда остается в роду – у отца. А по российским законам должен остаться с матерью, – рассуждает Абузеит Гериев. И добавляет с завистью: – Вот в Чечне нет детских домов, и это после двух войн! Потому что ни один чеченец своего ребенка не отдаст. Пример – с внуком Пугачевой. Если бы она была не Пугачева, то ребенок бы рос в семье отца. У нас такие же были традиции, но после революции они стали размываться.


Подробнее на ТАСС: http://tass.ru/obschestvo/3333294
(Голосов: 1, Рейтинг: 5)

  • Нравится

Комментариев нет