Расширенный поиск
9 Декабря  2016 года
Логин: Регистрация
Пароль: Забыли пароль?
  • Айран ичген – къутулду, джугъусун джалагъан – тутулду.
  • Таякъ этден ётер, тил сюекден ётер.
  • Джаханимни кёрмей, джандетге кёл салмазса.
  • Къан бла кирген, джан бла чыгъар.
  • Бал чибинни ургъаны – ачы, балы – татлы.
  • Къайгъыны сюйген, къайгъы табар.
  • Орундукъ тюбюнде атылсам да, орта джиликме, де да айлан.
  • Къарнынг ауруса, ауузунгу тый
  • Къонакъ аман болса, къонакъбай джунчур
  • Тойгъан антын унутур.
  • Билгенни къолу къарны джандырыр.
  • Ат да турмайды бир териде.
  • Асхат ашлыкъ сата, юйдегиси ачдан къата.
  • Билим къая тешер.
  • Ана кёлю – балада, бала кёлю – талада.
  • Адамны сабийин сюйген джюреги, бычакъча, джитиди.
  • Мухардан ач ычхынмаз.
  • Къарнынг тойгъунчу аша да, белинг талгъынчы ишле.
  • Эр сокъур болсун, къатын тилсиз болсун.
  • Тура эдим джата, къайдан чыкъды хата?
  • Байдан умут эте, джарлыдан ёгюз багъасы къорады.
  • Уллу суу бла уллу ауруудан башынгы сакъла.
  • Къызын тута билмеген, тул этер, джашын тута билмеген, къул этер.
  • Биреу къой излей, биреу той излей.
  • Агъач халкъгъа алтынды, иссиликге салкъынды.
  • Арпа, будай – ащды, алтын, кюмюш а – ташды.
  • Арбаз сайлама да, хоншу сайла.
  • Адамны бетине къарама, адетине къара.
  • Элиб деген, элге болушур.
  • Айырылгъанланы айю ашар, бёлюннгенлени бёрю ашар.
  • Кёл ашады да, кеси ашады.
  • Чёбню кёлтюрсенг, тюбюнден сёз чыгъар.
  • Ишленмеген джаш – джюгенсиз ат, ишленмеген къыз – тузсуз хант.
  • Акъылсызны джууукъгъа алма, акъыллыны кенгнге салма.
  • Булут кёкге джарашыу, уят бетге джарашыу.
  • Джол бла сёзню къыйыры джокъ.
  • Хар сёзню орну барды.
  • Тойгъа барсанг, тоюб бар, эски тонунгу къоюб бар.
  • Ёмюрлюк шохлукъну джел элтмез.
  • Чакъырылмагъан къонакъ тёрге атламаз.
  • Окъуу – билимни ачхычы, окъуу – дунияны бачхычы.
  • Ойнай билмеген, оюн бузар.
  • Тёрде – темир таякълы, къаяда – чыпчыкъ аякълы.
  • Соргъан айыб тюлдю, билмеген айыбды.
  • Тыш элде солтан болгъандан эсе, кесинги элде олтан болгъан игиди!
  • Башынга джетмегенни сорма.
  • Сескекли кесин билдирир.
  • Адам бла мюлк юлешмеген эсенг, ол адамны билиб бошагъанма, деб кесинги алдама.
  • Джылар джаш, атасыны сакъалы бла ойнар.
  • Уллу айтханны этмеген – уллаймаз.

«В душе каждого человека находится миниатюрный портрет его народа»

11.01.2016 0 1721  Бабоева Д.
«Там, где невелик нравственный облик, нет великого человека, нет даже великого художника или великого человека действия, а есть лишь пустые кумиры для низкой толпы» [1, с. 56].

На сегодняшний день молодежь России переживает такое глобальное явление, как нравственный кризис, так как в современном обществе нравственные ценности обычно заменяются материалистическим мировоззрением, игнорируются, а иногда и вовсе забываются.

Наше общество главным образом заинтересованно в интеллектуальном, трудовом и физическом воспитании молодого поколения, при этом практически не уделяя внимания и времени воспитанию культурному, эстетическому, нравственному и духовному. Постепенно забывается, что именно последние перечисленные аспекты в большей степени формируют человека как личность.

Поэтому задача духовно-нравственного воспитания  молодого поколения на сегодняшний день имеет особую важность; её необходимо осмыслить как один из приоритетных факторов в развитии и формировании как отдельно личности, так и в целом гражданского общества.

Что же такое нравственность? Нравственность – это личностная характеристика человека, объединяющая такие качества, как доброта, порядочность, честность, правдивость, справедливость и снисходительность, регулирующие его субъективное поведение. «Нравственность – это разум сердца», – как однажды подчеркнул Генрих Гейне.

Народная мудрость гласит, что нравственность совпадает с подлинной красотой, которая возвышает человека духовно, находит свое многолетнее воплощение в проявлении прекрасного буквально во всех сферах жизни человека. Таким образом, можно утверждать, что все нравственное – прекрасно.

Нравственное же воспитание – процесс привития моральных ценностей, черт характера, навыков и привычек поведения.

Современные философы отмечают, что «нравственная ценность есть отражение в моральном и эстетическом сознании универсальных потребностей человека как существа общественно-исторического, т.е. отражение таких потребностей и способностей, которые реализуются в любой сфере человеческой деятельности – в труде и быту, в науке и политике, в искусстве и поведении» [2, с. 426].

Нравственное воспитание направлено на выработку у молодого поколения идеала, включающего в себя нравственные ценности и воплощающего в себе лучшие качества и черты, к которым должен стремиться человек [3, с. 9].

В нашем мире государства часто прибегают к методам предписания для исправления нравов своих граждан, что чаще всего не приносит ожидаемого результата, поскольку запретом отдельных поступков утвердить нравственность в обществе нельзя.

«Исправить нравы административными мерами и вообще репрессиями невозможно. И умиротворить край и исправить нравы может только одно образование и воспитание», – писал в одном из своих трудов российский публицист и балкарский просветитель Абаев Мисост Кучукович [4, с. 3].

Привить человеку высшие нравственные ценности и оказать воздействие на их формирование могут только такие субъекты социализации, как образовательные учреждения, общество, религия, традиции, культура и т.д. Но корни же нравственности зарождаются именно в семье. Именно в семье начинает складываться культура поведения и культура общения. И от того, как родители сами подают пример своим детям, зависит их нравственное развитие, так как именно «благие примеры изменяют нрав». 

Высшими нравственными ценностями выступали во все времена и выступают по нынешний день: почтительность (доброжелательность), справедливость, честность, милосердие, снисходительность, патриотизм. И далее я бы хотела раскрыть тему патриотизма как нравственной категории.

«Патриотизм – это не значит только одна любовь к своей родине. Это гораздо больше. Это – сознание своей неотъемлемости от родины и неотъемлемое переживание вместе с ней ее счастливых и ее несчастных дней» [5, с. 13].

Патриотическое воспитание молодого поколения – одна из актуальных на сегодня задач. В связи с глобальными изменениями в мире молодые люди понимают такое явление, как патриотизм совершенно неправильно и зачастую даже поддаются такому явлению, как патриотический нигилизм. 

Патриотизм – понятие многогранное. Оно представляет собой любовь к отечеству, преданность ему, стремление своими действиями служить его интересам [6, с.784]. И этот патриотизм зарождается из малого – любви к своему семейному очагу, к своей малой Родине и к своему народу.

Эту связь заметил еще А.С. Пушкин, и воплотил ее в следующих сроках:

«Два чувства дивно близки нам –
В них обретает сердце пищу –
Любовь к родному пепелищу,
Любовь к отеческим гробам» [7, с. 54].

Таким образом глубокие и прочные связи можно обнаружить и между патриотическими настроениями человека и его чувством близости с родной землёй, на которой он был рожден, с родным языком, на котором он говорит, и с родными традициями, сопровождающими его на протяжении всей жизни. 

Поэтому именно сейчас возникает серьезная необходимость обращения к истокам национального менталитета, совершенствования нравственных устоев человека на основе традиционных ценностей, которые формировались столетиями. 

Одна из таких традиционных ценностей – любовь к своей семье. Родственная любовь исполняет роль стабильной опоры в жизни абсолютно каждого человека. И роль этой любви очень велика, ведь именно семья способна передать человеку смыслы моральных ценностей и все основы родной культуры: язык, традиции, народное искусство, духовность.

Второй ценностью является любовь к народу. Это чувство представляет собой развитое чувство единства человека с народом, гордость за его достижения, восхищение его передовыми людьми, обеспокоенность за его благополучие и сострадание за его бедственное положение.

Третья ценность – любовь к родному языку и культуре. Это явление очень точно описал Альберт Батчаев: «Слова родного языка, как камни драгоценные, - за ними ухаживать надо, беречь их, любоваться ими. А мы вместо этого зарываем сокровище в землю, забываем, где его спрятали, и теряем навсегда» [8]. 

Язык – это своеобразная святыня народа, и если традиции являются сердцем этноса, то язык является его душой. Поэтому очень важно, чтобы любовь к родному языку и восхищение словом сопровождало человека с его юных лет.

Помимо вышеперечисленных элементов субъектами патриотического воспитания также является народное искусство и фольклор: драматургия и эпос, народные обряды и игрища, национальные танцы и песенно-поэтическое творчество, декоративно-прикладное и театральное искусства, преследующие задачи удовлетворения эстетических запросов, благодаря которым люди обретали нравственные ориентиры. Искусство прошлых лет вступает во взаимодействие с живым искусством нашего времени и получает новые жизненные стимулы для дальнейшего развития, тем самым влияя на нравственно-патриотическое воззрение молодых людей особым образом.

Исходя из вышеизложенного, патриотическое воспитание направлено не только на формирование любви к Отечеству, но и на развитие бережного отношения к своему народу, к родному языку, традициям и народному искусству.

Известный карачаевский просветитель, поэт и писатель Ислам Крымшамхалов в своем обращении писал следующее: «Мой народ! Ты невелик, как многие на этой земле, и велик, как все на ней. Ты горд и гостеприимен, ты добр и чист, ничьи земли ты не делил, ничьих детей ты не сиротил. А если есть в тебе такие, то не для них красота общения, убоги они и невежественны, не умеет их лицо сиять радостью блаженства. Они заметны сразу. Я пою тем, которые полны любви к миру и справедливости» [9].

Такие передовые люди-просветители были, есть и будут у каждого народа. Именно такие люди, призывающие к миру и любви, добру и нравственности, справедливости и терпимости в первую очередь выступают национальным воспитательным идеалом для молодого поколения.

Таким человеком, активно участвующим в патриотическом воспитании молодежи и вносящим огромный вклад в развитие культур народов КЧР, является и руководитель молодежной организации «Ас-Алан» Узденов Алибек  Аскерович. 

В связи с возникшими вопросами относительно патриотического воспитания нашей молодежи я обратилась к нему, дабы получить на них ответы. Наш диалог прошел в форме интервью.

- Какими методами можно поднять уровень патриотизма современной молодежи? И посредством чего можно привить им уважение и бережное отношение к родной культуре и культурам народов РФ в целом?

- В первую  очередь этим должны заниматься родители. Но сегодня, к сожалению, мы видим такой казус: правительство принимает закон о дополнительном изучении родного языка, родной культуры, истории, а родители в возмущении требуют обратного. «Лучше посвятите свободные часы для изучения иностранного языка», - заявляют они. Здесь проблема в принципе ясна. Родители гонятся за западными ценностями, забывая о государственных и непосредственно традиционных ценностях. 

Если говорить об общероссийской ситуации, проблема таится гораздо глубже. Последние 20  лет патриотизм воспитывался в каждой этнической группе на националистической основе, это призывы «Россия для русских», или же «Кавказ для кавказцев». Но сегодня патриотизм должен иметь совершенно иной лозунг, и этот лозунг – «Единая Россия», причем единая во всех смыслах.

Сегодня есть такие явления, как компьютерные игры и социальные сети. Почему бы не использовать эти виды досуга в правильном русле? По моим личным подсчетам российская молодежь тратит на компьютерные игры около 22 миллиардов часов в год. И в связи с этим Общественной палате Российской Федерации была предложена идея о создании компьютерной игры на основе событий ВОВ, где игрок встречал бы на своем «игровом» пути ветеранов-представителей всех народов, рассказывающих о войне и непосредственно о частице своей родной культуры. И, таким образом, молодым людям прививались бы не только исторические знания, но и знания о народах РФ.

- Некоторым людям, любящим свой народ и Родину, зачастую не удается сохранить свою объективность и впоследствии не сеять в себе и окружающих ненависть к другим этносам и государствам. Как можно предотвратить проявление радикального национализма в умах молодого поколения?

- Любовь к своему не означает ненависть к чужому. И возбудить эту ненависть в чьем-то уме могут только третьи лица, которым по какой-либо причине это выгодно. Единственное, что я могу пожелать – сохранять бдительность не поддаваться на провокации.

- Что бы Вы лично хотели сказать и донести нашему молодому поколению? Быть может, какое-либо напутствие?

- Хотелось бы пожелать многонациональной молодежи России, чтобы они находили общий язык между собой, строили диалог и обменивались своими идеями, мыслями. А также не поддавались необъективной критике и провокациям. 

Молодое поколение должно понимать, что любовь к своей стране должна нести в себе, прежде всего, любовь ко всем народам этой страны. В глазах иностранцев образ россиян должен быть обобщенным, то есть это образ поликультурного общества и отдельно человека, знающего распространенные на территории Российской Федерации культуры и готового принимать участие в развитии всех этих культур.


В целях выявления мнения молодежи, касающегося  нравственных и политических ценностей, был проведен социологический опрос в форме анкетирования, участниками которого стали 100 молодых людей и девушек.

Подводя итоги, я бы хотела зачитать обращение президента Российской Федерации В.В. Путина: «От того, как мы воспитываем молодёжь, зависит то, сможет ли Россия сберечь и приумножить саму себя. Сможет ли она быть современной, перспективной, эффективно развивающейся, но в то же время сможет ли не растерять себя как нацию, не утратить свою самобытность в очень непростой современной обстановке. Мы должны строить своё будущее на прочном фундаменте. И такой фундамент – это патриотизм. Мы, как бы долго ни обсуждали, что может быть фундаментом, прочным моральным основанием для нашей страны, ничего другого всё равно не придумаем. Это уважение к своей истории и традициям, духовным ценностям наших народов, нашей тысячелетней культуре и уникальному опыту сосуществования сотен народов и языков на территории России. Это ответственность за свою страну и её будущее» [10].

От себя же я хочу добавить, что еще можно спасти те ориентиры, которые освещают людям путь к нравственному, прекрасному, возвышенному. Но если сегодня главный упор воспитания не будет делаться на нравственные идеалы, то мы потеряем не только нынешнее молодое поколение, но и следующее, а миниатюрные портреты народов в душах миллионов людей превратятся в пустые черные холсты.
Список литературы:

1. Ромен Роллан.: // Цикл пьес «Театр революции»: Торжество разума
2. А.А. Беляева.: // Эстетика: Словарь. Москва, 2009.
3. М.Ю. Айбазова.: // Нравственно-эстетическое воспитание в этнопедагогике Северо-Западного Кавказа. Карачаевск, 2004. 
4. М.К Абаев.: «Терские ведомости». 1894.
5. А.Н. Толстой.: // За Родину! За Сталина. Москва, «Правда», 1940.
6. Большая советская энциклопедия.
7. А.С.Пушкин.: // Собрание сочинений в 10 т. Москва, 1956—1962.
8. http://karachays.borda.ru 
9. http://www.elbrusoid.org/m/forum/forum126/topic14178/
10. http://izvestia.ru/news/535077

Бабоева Даяна,
студентка 3 курса 
КЧФ МФПУ «Синергия»


(Голосов: 1, Рейтинг: 5)

  • Нравится

Комментариев нет