Расширенный поиск
23 Марта  2017 года
Логин: Регистрация
Пароль: Забыли пароль?
  • Итли къонакъ джарашмаз.
  • Телини эшигин, махтау джабар.
  • Ашлыкъны арба юйге келтирир, чана базаргъа элтир.
  • Чомарт къолда мал къалмаз.
  • Ана къолу ачытмаз.
  • Ачылгъан эт джабылыр, кёрген кёз унутмаз.
  • Ышармагъан – кюлмез, кюлмеген – къууанчны билмез.
  • Чомартха хар кюн да байрамды.
  • Сабий кёргенин унутмаз.
  • Ёмюрлюк шохлукъну джел элтмез.
  • Суу ичген шауданынга тюкюрме.
  • Этим кетсе да, сюегим къалыр.
  • Айтылгъан сёз ызына къайтмаз.
  • Адамны бетине къарама, адетине къара.
  • Ётюрюкню башын керти кесер.
  • Рысхы – насыбха къор.
  • Атынг аманнга чыкъгъандан эсе, джанынг тамагъынгдан чыкъсын.
  • Тилчиден кери бол.
  • Кёб ант этген, кёб ётюрюк айтыр.
  • Эки къатын алгъан – эки ташны ортасына башын салгъан.
  • Уллу айтханны этмеген – уллаймаз.
  • Чабакъгъа акъыл, табагъа тюшсе келеди.
  • Бастасын ашагъан, хантусун да ичер.
  • Сормай – алма, чакъырылмай – барма.
  • «Ма», - дегенни билмесенг, «бер», - дегенни билмезсе.
  • Джаным-тиним – окъуу, билим.
  • Ойнай билмеген, уруб къачар.
  • Къатыны харакетли болса, эри къымсыз болур.
  • Кёкдеги болмаса, джердегин кёрмейди.
  • Кютгени беш эчки, сызгъыргъаны уа, джерни джарады.
  • Чомарт бергенин айтмаз.
  • Тенгинг джокъ эсе – изле, бар эсе – сакъла!
  • Къарын къуру болса, джюрек уру болур.
  • Магъанасыз сёз – тауушсуз сыбызгъы.
  • Зарда марда джокъ.
  • Намысы джокъну – дуниясы джокъ.
  • Акъыл къартда, джашда тюйюлдю – башдады.
  • Джылар джаш, атасыны сакъалы бла ойнар.
  • Сёз – кюмюш, джыр – алтын.
  • Аман адамны тепсинге олтуртсанг, къызынгы тилер.
  • Джигер – джаннга къыйынлыкъ.
  • Ачыу алгъа келсе, акъыл артха къалады.
  • Юйюнгден чыкъдынг – кюнюнгден чыкъдынг.
  • Аш хазыр болса, иш харам болур.
  • Оюмсуз атлагъан, аджалсыз ёлюр.
  • Туз, гырджын аша, тюзлюк бла джаша.
  • Чакъырылмагъан къонакъ къачан кетерин сормаз.
  • Къанны къан бла джуума, аманны аман бла къуума.
  • Экиндини кеч къылсанг, чабыб джетер ашхам.
  • Эрине къаргъыш этген къатын, эрнин къабар.

Национализм - детская болезнь человечества

15.04.2014 3 1946  Михайлов И.
В любом уголке земли, и совсем не обязательно на рынке, можно встретить обрусевших или обамериканившихся кавказцев, а я вот — окавказившийся русский. Чувствую себя лицом кавказской национальности не только тогда, когда где-нибудь на просторах России глаз гаишника из сотен машин выхватывает мою с номером 09-го региона, или когда московский патрульный настораживается, увидев в паспорте отметку о регистрации в городе Черкесске. Нет, это все временное, наносное и совсем не главное. Для меня понятие «лицо кавказской национальности» — это, прежде всего, лица моих друзей практически всех национальностей, проживающих рядом со мной, это их дети, которые стали друзьями моих детей, это мудрые старики и очаровательные девушки, это наши горы, реки, леса — словом, весь наш прекрасный Кавказ.

Единственный человек, которого я называю в Черкесске своим братом, это карачаевец Казбек Узденов. Я горжусь дружбой с черкесом Абреком Гукемуховым. Очень много лет я дорожу советами абазинки Айшат Шенкао и дружу с потомственным казаком Павлом Кравченко. Вместе со всеми, кажется недавно, плакал на похоронах близкого мне человека, ногайца Толика Аюбова. Назвал несколько имен и ужаснулся, а сколько же я не назвал: Мухтар Махов, Тохтар Хубиев, Руслан Шаков, Хизир Ашибоков, Айвар Джабраилов, Ибрагим Хакунов, Николай Такушинов и еще десятки и десятки близких мне людей самых разных национальностей, чей голос в телефонной трубке заставляет улыбнуться в самые неулыбчивые дни.

Среди моих друзей нет крупных богачей, но и нет бедняков, потому что мы все много работаем, чем можем, помогаем друг другу. Никогда я не чувствовал со стороны моих друзей какого-то предвзятого отношения к кому-либо по национальному признаку, насмешек по отношению к другой религии.

Вместе со всеми жителями нашей республики мы все пережили немало драматических моментов новейшей истории, но это, кажется, только укрепило нашу дружбу. Ну а бытовой национализм, конечно, есть везде, называют его, правда, по-разному, смысл только один — этим явлением хотят что-то прикрыть, отвлечь внимание от серьезных и важных проблем общества. Эйнштейн писал: «Национализм — детская болезнь, корь человечества...». Мне хорошо видно, что от этой хвори в нашем регионе не только активно излечиваются, но и приобретают к ней стойкий иммунитет.

Несколько лет назад я написал книжку «История населенных пунктов Карачаево-Черкесии». Писал ее, десятки раз перепроверяя факты и данные. Знаете, как за кавказским столом иногда имеет значение день разницы в возрасте двух участников застолья, так и здесь я постарался четко ответить, кто, когда и где жил на территории республики. Потом вышло второе издание этой книги — «Территория проживания — КЧР», и я знаю, что данные этих книг сейчас широко используются школьниками, студентами. Ну а не нравятся эти публикации тем, кто пытается сейчас «слегка» переписать историю, сделать исторические науки национальными, забыв слова Чехова: «Нет национальной науки, как нет национальной таблицы умножения...»

В этом году вышла еще одна небольшая книга — «Оккупация, или 160 дней по германскому времени», в которой с документальной точностью рассказано, что же в действительности происходило в оккупированном фашистами Черкесске. Считаю, что эта публикация поставила точку и в мифах о местном партизанском подполье, «талантливо организованном тов. Сусловым», и в мифах о поголовном предательстве местных жителей.

Сейчас модным стало слово «толерантность», толерантности пытаются учить, проводят на эту тему семинары и раздают гранты (притом почему-то в основном из-за границы). Эффект от этих разговоров крайне незначителен. Мы поступили иначе. Вот, например, в селе Даусуз есть очень популярная детская турбаза «Сосенка» системы Минобразования и науки КЧР. Так вот, раньше на этой базе детвору селили, как они просили: по районам, селам, аулам, т. е. фактически по национальному признаку. А несколько лет назад мы это отказались от этого, и теперь в домиках живут по возрастным признакам вместе карачаевцы, русские, черкесы, ногайцы, словом, все наше юное общество. И посмотрели бы вы, как размазывают слезы по щекам пацаны из горных аулов и степных сел при расставании, а потом забрасывают друг друга эсэмэсками, удивляя родителей словами чужого языка — вот откуда идет эта самая толерантность.

Мне нравятся многие обычаи и традиции горских народов нашей республики. Например, не представляю свадьбы или дня рождения без хорошего тамады, иначе — обычный пьяный базар; я поддерживаю трезвые поминки — напиться можно и по другому поводу; заслуживает всяческого подражания отношение горцев к старикам, к идеям взаимопомощи и выручки, да и еще много хорошего и доброго.

Несколько лет назад мы с друзьями поехали в горы отдохнуть. Утром к нашему костерку подъехал лесовоз. «Что тут сидите? В Черкесске митинги, там чуть ли не война!» — закричал водитель. Все четверо, мы были разных национальностей, одновременно посмотрели на старшего из нас, а он глубокомысленно изрек: «Врет, ведь такая погода хорошая...»

Думаю, что такая погода будет стоять в Карачаево-Черкесии вечно.


Игорь Михайлов
руководитель детского и юношеского туризма Карачаево-Черкесии, депутат думы города Черкесска 

Источник: http://www.blago-mh.ru/issues/14-15/14_mihailov.php
(Голосов: 4, Рейтинг: 5)

  • Нравится

Комментарии (3)

    Джаратама0
    Джамагъат Къарачай
    19.04.2014 14:08:54
    А где можно найти эти книги?
    Джаратама0
    Мерсéдес
    21.04.2014 01:13:39
    По-моему, История нас. пунктов была в книжных в КЧР.
    Джаратама0
    Happy Elen
    27.04.2014 16:15:24
    Я тоже надеюсь на прекрасную погоду.