Расширенный поиск
10 Декабря  2016 года
Логин: Регистрация
Пароль: Забыли пароль?
  • Джырчы ёлсе, джыры къалыр.
  • Зар адам ашынгы ашар, кесинги сатар.
  • Кесинге джетмегенни, кёб сёлешме.
  • Адам къаллай бир ишленмесе, аллай бир кесин уллу кёреди.
  • Юй кюйдю да, кюйюз чыкъды, ортасындан тюйюш чыкъды.
  • Эшекни не къадар тюйсенг да, ат болмаз.
  • Джарлы тюеге минсе да, ит къабар.
  • Суугъа – таянма, джаугъа – ийнанма.
  • Ач – эснер, ат – кишнер.
  • Айырылмаз джууугъунга, унутмаз сёзню айтма.
  • Адамгъа аман кюн соруб келмейди.
  • Къумурсхала джыйылсала, пилни да джыгъадыла.
  • Эл тойса, тоймагъан, эл къойса, къоймагъан.
  • Уллу суу бла уллу ауруудан башынгы сакъла.
  • Онгсузну – джакъла, тенгликни – сакъла.
  • Джылар джаш, атасыны сакъалы бла ойнар.
  • Мал ёлсе, сюек къалыр, адам ёлсе, иши къалыр.
  • Хар ишни да аллы къыйынды.
  • Ауурну тюбю бла, дженгилни башы бла джюрюген.
  • Иши джокъну, сыйы джокъ.
  • Уллу сёзде уят джокъ.
  • Къозулугъунда тоймагъан, къойлугъунда тоймаз.
  • Сёлеш деб шай берген, тохта деб, сом берген.
  • Ашына кёре табагъы, балына кёре къалагъы.
  • Байлыкъ тауусулур, билим тауусулмаз.
  • Джыйырма къойну юч джыйырма эбзе кюте эди.
  • Тас болгъан бычакъны сабы – алтын.
  • Къартха ушагъан джаш – акъыллы, джашха ушагъан къарт – тели.
  • Урунуу – насыбны анасы.
  • Акъдан къара болмаз.
  • Къызбайны юйюне дери сюрсенг, батыр болур.
  • Экеулен сёлеше тура эселе, орталарына барыб кирме.
  • Бастасын ашагъан, хантусун да ичер.
  • Ёлюр джаннга, ёкюл джокъ.
  • Къан бла кирген, джан бла чыгъар.
  • Аууз сакълагъан – джан сакълар.
  • Биреуню къыйынлыгъы бла кесинге джол ишлеме.
  • Аджашханны ызындагъы кёреди, джангылгъанны джанындагъы биледи.
  • Кюн – узун, ёмюр – къысха.
  • Джукъу тёшек сайламайды.
  • Кечеси – аяз, кюню – къыш, джарлы къаргъагъа бир аш тюш!
  • Хата – гитчеден.
  • Уясында не кёрсе, учханында аны этер.
  • Ётюрюк хапар аякъ тюбю бла джюрюйдю.
  • Адам къыйынлыгъын кёлтюрюр, зауукълугъун кёлтюрмез.
  • Агъач халкъгъа алтынды, иссиликге салкъынды.
  • Аманнга игилик этсенг, юйюнге сау бармазса.
  • Ёгюзню мюйюзлери ауурлукъ этмейдиле.
  • Къарнынг тойгъунчу аша да, белинг талгъынчы ишле.
  • Гырджын – тепсини тамадасы.

Традиции Северного Кавказа

08.01.2013 1 3464  Захарченко С.В.
Уже несколько лет мы сидим за одной партой. Я – русский до седьмого колена (наверное). Мой друг - выходец из Дагестана.

Он классный парень, у нас много общего. И все же он другой. Другой национальности. Другой религии. Других убеждений. И дело не в том, что он не ест свинину и считает грехом присутствие собаки в доме. Он иначе смотрит на девочек, иначе воспринимает незнакомых людей, по – другому относится к данному слову ( научил и меня всегда выполнять обещанное), у него образцовые, можно сказать, отношения с родителями. Он изумил меня ( и восхитил одновременно!) сообщением о том, что свадьба его сестры была абсолютно безалкогольной.

И я задумался. Почему мы разные? Мне захотелось больше знать, чтобы лучше понимать своего друга. Тем более, что сегодня проблема культуры межнационального общения для жителей Северного Кавказа – одного из самых многоконфессиональных и густонаселенных ( 50 чел. на кв.м) регионов России – весьма актуальна . Здесь проживают представители более 100 народов, принадлежащих к различным языковым группам и исповедующих все крупнейшие мировые религии: христианство, ислам, иудаизм и буддизм.

Для того, чтобы понять одного человека, надо знать историю, традиции народа, порой трагическую, противоречивость его культурных ценностей, создаваемых веками, нужны достоверные, объективные знания.

В художественной литературе порой так описывают традиции, нравы и быт горцев в прошлом, что создается представление о невежественном и глупом народе, жизнь которого построена на суевериях и предрассудках. В духовном наследии дагестанских горцев были, с одной стороны, обычаи и обряды, культивируемые феодально-клерикальной верхушкой и нацеленные на увековечение эксплуатации и духовного господства мусульманской религии. С другой стороны, рождались и жили подлинно народные традиции социального сплочения, семейного устройства и воспитания детей, позволившие народу выжить в тяжелых социально-экономических условиях и выстоять в неравной борьбе с иноземными захватчиками.

Отвечая тем, кто пренебрежительно относился к нравственному укладу горцев, великий сын осетинского народа Коста Хетагуров писал: «Эти же «дикари» сумели сохранить такие традиции, какими может гордиться лучший европеец. Рыцарская неприкосновенность чести, святость долга, верность данному слову и многое другое до того присущи каждому туземцу, что с ними следовало бы считаться тем, кто действительно является к ним с просветительными целями».

К моральному облику мужчины как отца семейства, полноправного члена общины и воина дагестанцы предъявляли особые требования, объединенные понятием «мужское достоинство». Оно исходило из свободы, равенства и независимости каждого. Мужчина не может терпеть притеснения, унижения, оскорбления. Он должен быть готов постоять за себя, за честь семьи и за родную землю. Мужское достоинство не допускало, чтобы семья испытывала нужду, была вынуждена просить у других. Наибольшим уважением в ауле пользовались те, кто достиг в своем ремесле высокой квалификации и добросовестным трудом обеспечивал семейный достаток.

Нерушимо было в горах мужское слово. Не было залога надежнее его. Свои сделки горцы редко оформляли документально, доверяли на слово и оправдывали это доверие. Крепкими были у горцев узы дружбы. У товарищей было принято делить все поровну, выручать друг друга при случае. Если судьба вдруг уносила друга, друзья проявляли заботу о его семье.

Не потеряло своей актуальности в наше время представление горцев о женской чести. У народов Дагестана существовал культ девственной чистоты и верности супружескому долгу.

К сожалению, сейчас многие горянки, спускаясь с гор, вместе с аульской одеждой сбрасывают, как ненужный хлам, и свою девичью скромность. А некоторые парни теряют буквально все свои нравственные тормоза. Этот факт показывает неустойчивость форм поведения, соблюдаемых только благодаря наличию постоянного социального контроля, но не получивших осмысления и осознания в общем контексте нравственного просвещения и воспитания личности. Горцы не считали возможным ссориться, вступать в пререкания с женщиной. В любом случае мужчина должен был уступить ей. Ничто не могло остановить схватившихся в смертельном поединке мужчин, кроме платка горянки, обнажившего ее голову и брошенного к ногам дерущихся.

В связи со сложившейся в стране обстановкой следует особо сказать и о традициях трезвости горцев. Объясняют это обычно влиянием религии и недоступностью алкоголя. Как известно, в аулах для повседневного потребления и к торжественным событиям в каждом доме готовили слабоалкогольный хлебный напиток (вид пива). При желании могли бы научиться делать и более крепкие напитки. Совершенно игнорировать значение религии неправильно, но главным фактором сохранения трезвого образа жизни следует считать мощное общественное мнение, культивируемое в среде простого народа. Дело в том, что мужчина (даже на свадьбе) рисковал потерять авторитет и стать притчей во языцех на многие годы. Теперь же общественное мнение скорее оправдывает, а иногда даже поощряет пьянство.

Оценивая в целом нравственные нормы горцев, мы видим, что они не только соответствуют требованиям общечеловеческой морали, но и вписываются хорошо в систему ценностей нашего общества. Возникает вопрос: каков был механизм сохранения и воспроизводства этих норм? По аналогии несведущие люди эту заслугу приписывают мусульманской религии. На самом деле единственным в своем роде и универсальным средством нравственного контроля было мощное общественное мнение. Любое нарушение обычая становилось предметом заинтересованного обсуждения. С человеком, совершившим бесчестный поступок, переставали здороваться, разговаривать. В воспитании детей тоже наиболее универсальным средством была нравственная оценка каждого действия и поступка. Таким образом, создавалось представление о нравст-венном поведении человека, основанном на уважении достоинства другого человека. Формируя с малых лет в детях чувство собственного достоинства, стыда и совести, добивались того, что молодые люди могли весьма прилично вести себя в любой ситуации.

Взаимодействие между людьми держится на добрых традициях человечности. В основе правил общения горцев лежит принцип уважения старшего. Оно проявляется не только в общепринятом приветствии старшего и обычае уступать ему дорогу и место. В трудовом коллективе младшие освобождают старших от бытовых, хозяйственных забот, выделяют им более легкую, спокойную работу, с готовностью выполняют их поручения. Детей учат уважать взрослых и слушать их. Можно попросить любого аульского мальчика позвать нужного человека, отнести какую-нибудь вещь, привязать лошадь или привести ее, и ни один из них не сочтет возможным отказаться. Дети знают, что нельзя играть и поднимать шум там, где собираются взрослые. Особым почетом в ауле пользуются старики. При появлении старого человека все встают и не садятся, пока тот не займет место.

Традиция человечности дагестанской семьи – это традиция гостеприимства.

Известна не одна примета, предсказывающая приход гостей. Встречая гостя, все встают и пожимают ему руку. Увидев гостя, хозяин выходит навстречу, приветствуя словами: «Добро пожаловать! К добру будет Ваш приезд!».

Считается делом чести принять достойно любого человека, нуждающегося в пристанище. Даже в самой бедной семье должны быть готовы оказать установленное обычаем гостеприимство. Для гостя отводили лучшую комнату в доме, держали лучшую постель, берегли запас лучших продуктов. К сожалению, в наше время подобное гостеприимство стали проявлять только к высоким должностным лицам.

Особо следует сказать о взаимопомощи. Дагестанский аул — целостный социальный организм. В своих заботах горец может рассчитывать на помощь односельчан. Человека никогда не оставят одного со своей бедой. В случае болезни или потери родственника к сельчанину идут домой для выражения сочувствия и несут специально приготовленные лучшие блюда национальной кухни.

Приняло также ходить домой приветствовать людей, возвратившихся в аул после долгой отлучки.

Разнообразны и широко распространены в народе обычаи взаимопомощи. Принести воду, испечь хлеб, пригнать скот, сделать кизяк для нуждающихся в этом соседей считается обязательным делом. Когда в поле каждый работает на своем участке, закончивший первым работу идет на подмогу к соседу. Соседи и близкие люди помогают убрать урожай семьям, у которых нет трудоспособных людей.

Ценность таких традиций заключается не только в том, что они помогают решать жизненные проблемы, с которыми трудно справиться каждому в одиночку, но и в том, что они. крепко связывая человека с социальной общностью, застраховывают его от нравственного падения. Известный психолог С.Л.Рубинштейн говорил, что главное дело в воспитании как раз в том и заключается, чтобытысячами нитей связывать человека с жизнью. Подмечена опасная тенденция к отчуждению и социальной изоляции людей. «Одиночество среди толпы» стало феноменом нашего времени. Человеку, до которого нет никому дела, все становится нипочем. За последнее десятилетие число суицидов среди молодежи выросло в 3 раза, а по количеству детских наша страна лидирует , начиная с 2003 года.

Начало 2012 года просто потрясает количеством расставшихся с жизнью ребят. Сегодня мои ровесники не могут преодолеть даже самые элементарные проблемы, возникающие дома или в школе, а ведь они всегда были и будут возникать у ребят.

Будет уместно рассмотреть и некоторые традиции, обычаи, связанные с воспитанием детей в семьях.Человек, вырастивший много детей и устроивший их всех семейно, считался выполнившим свое высокое предназначение. Любовь или так называемое личное счастье никогда не выступали на первый план и были подчинены чувству долга перед супругом и семьей. Горец скитался на чужбине, терпел невзгоды и лишения, чтобы семья не испытывала нужды и жена с детьми были прилично одеты и обуты.

К браку детей готовили с малых лет психологически и практически. Сейчас в печати распространяется девиз: «Женщине — женское, мужчине — мужское». Так вот у горцев воспитание всегда было сугубо половым, т.е. дифференцированным по отношению к мальчикам и девочкам. Мать обучала дочку домоводству и кустарному промыслу. А отец уже с 8-10 лет брал с собой сына пасти скот или в отходничество. Начиная с колыбельных песен детям внушали мысль о браке как о самом значительном событии в жизни человека, воплощающем мечту о личном счастье.

Почитание родителей — одна из главных моральных заповедей горцев. Молодые не смеют в присутствии старших выяснять отношения между собой, проявлять свой характер. Почитание родителей — самая справедливая и гуманная традиция, ибо ничто человеку не может заменить того удовлетворения, которое он испытывает, доживая свои дни в обстановке любви и уважения благодарных детей. Привилегированное положение старшего поколения устраивает всех, ибо молодые видят в этом и свое собственное будущее. У многих народов есть притчи, мораль которых едина: как человек будет обходиться с родителями, так же будут обходиться с ним его собственные дети. Может быть, общеизвестное кавказское долголетие объясняется не столько природно-климатическими факторами, сколько разумным семейным укладом, в котором воплоти-лась вековая мудрость народа. А сколько у нас стариков живут в одиночестве или в постылых домах для престарелых, годами не слыша теплого слова, не ощущая заботливой руки родного человека?

У горцев главным направлением в подготовке молодого поколения к жизни основным средством воспитания был труд. Даже игрушки были уменьшенными копиями всевозможных орудий труда, используемых в быту и хозяйстве. Дети с малых лет вместе со взрослыми участвовали в производственном процессе. Сперва они только наблюдали и выполняли отдельные поручения взрослых. С годами постепенно привлекались к выполнению все более сложных и трудоемких производственных операций и таким образом, к совершеннолетию полностью овладевали всеми тонкостями нелегкого сельскохозяйственного или ремесленного труда. Мои родители утверждают, раньше многие школьники летом помогали родителям в колхозном производстве. Не было такого, чтобы сын механизатора не умел водить машину или трактор. Так рождались трудовые династии хлеборобов, животноводов и механизаторов. Молодые люди вступали в само-стоятельную жизнь, проникнутые сознанием неразрывного единства труда и существования, единения со взрослыми.

Нравственное воспитание начиналось с ранних лет. Первые нравственные представления дети получали, овладевая родным языком, который у каждого народа богат емкими и образными моральными критериями. Дагестанские семьи, как правило, многодетные. Наряду с родителями воспитательные функции возлагаются в них на старших детей в семье. Девочки, например, выхаживая малышей, задолго до замужества проходят основательную материнскую школу. Ситуация ответственности благотворно влияет и на старших детей, вынуждая их заниматься самовоспитанием.

Народ своим коллективным разумом осознал, что воспитание нельзя ограничивать рамками семьи,что это — дело всего взрослого населения, всего общества. Горец, увидев ребенка, не остается безучастным, спросит его, что делает, куда идет, похвалит или сделает замечание. Если тот не проявит должной учтивости, обязательно скажет об этом родителям. Иногда, наблюдая на улице вызывающее поведение современных подростков, думаешь, не является ли это следствием безучастного отношения к ним окружающих взрослых.

Глубоко корнями в историю уходят свободолюбивые и патриотические традиции горцев. История Дагестана — это история борьбы за независимость. Любовь к родной земле и готовность защищать ее были всегда присущи горцам. Горец превыше всего ставил свободу и наготове держал коня и оружие, чтобы выступить в любую минуту по зову родины. Трусость каралась всеобщим презрением.

Издавна горцам присущи были интернационалистические чувства. Примечательно, что они никогда в истории не воевали между собой. Ни многочисленные войны с другими народами, ни насаждаемая исламом ненависть к «неверным» не привели к возникновению у горцев предубеждения против какой бы то ни было национальности. Малоземелье, нехватка своего хлеба толкали горцев скитаться по всему Кавказу, Средней Азии, Центральной России для сбыта продукции своего кустарного промысла и в поисках работы. Отходники повсеместно имели своих кунаков, у которых получали ночлег и пищу, сбывали товары и устраивали мастерские. У простого народа любой национальности они встречали понимание и сочувствие. Дагестанцы в свою очередь считали делом чести достойно принять у себя гостей, приехавших издалека, особенно представителей другой национальности. В их честь давали по очереди обеды с приглашением родственников и соседей. Постоянное общение с другими народами способствовало выработке у дагестанцев глубокого уважения к образу жизни, культуре, обычаям и традициям других народов. Редко можно было встретить горца, не владеющего несколькими языками.

Подводя итоги вышесказанному хочется сказать, что в традициях народов Кавказа много непре-ходящего, актуального для сегодняшнего дня, идущего в русле формирования обще-человеческих ценностей.

Постоянный акцент на конфликтности, напряженности, дезинтеграции не охватывает всю полноту многокрасочной жизни на Северном Кавказе и не способствует формированию созидательной, объединяющей составляющей духовно-нравственных качеств личности, общества. Конфликты, происходящие на Кавказе, нельзя пресечь с позиции силы. Да это и вообще неверный путь- путь разжигания новых войн. Установление мира возможно через диалог культур, через посредничество языков, литературы, искусства. Уверен, что русскому человеку полезно знать языки, культуру народов Кавказа, рука об руку шедших с ним на протяжении многовековой истории.

Кстати, недавно Абдулла познакомил меня со своими знакомыми, мы стали дружны.



Степан Витальевич Захарченко
www.rodina-portal.ru
(Голосов: 4, Рейтинг: 5)

  • Нравится

Комментарии (1)

    Джаратама0
    Zyhra
    09.01.2013 11:50:44
    Жаль, что такие статьи не вписываются в форматы современных центральных СМИ. Было бы действенно, сколько уже можно поливать грязью Кавказцев. В свою очередь Кавказцы, не только бы гордо примеряли на себя эти громкие слова со страниц печатного текста, но осмысленно воплощали в жизнь, а некоторое даже возрождали в действие. Самое интересное и печальное, что это касается не только молодых...:(