Расширенный поиск
10 Декабря  2016 года
Логин: Регистрация
Пароль: Забыли пароль?
  • Билим ат болуб да чабар, къуш болуб да учар.
  • Тилсиз миллет джокъ болур.
  • Тау башында, тау болмаз, джангыз терек, бау болмаз.
  • Тойгъан джерден туугъан джер игиди.
  • Ашхы адам – халкъ байлыгъы, ашхы джер – джашау байлыгъы.
  • Намысы джокъну – дуниясы джокъ.
  • Бозаны арты дауур болур.
  • Сёз къанатсыз учар.
  • Ишлерге уял да, ашаргъа табма.
  • Адамны аты башхача, акъылы да башхады.
  • Тешик этген тынчды, аны джамагъан къыйынды.
  • Аманны къуугъан, аманлыкъ табар.
  • Хар сёзню орну барды.
  • Биреуге кёлтюрген таягъынг, кесинги башынга урур.
  • Къатын байлыкъны сюер, эр саулукъну сюер.
  • Агъач – джерни чырайы, кийим – эрни чырайы.
  • Чомарт джарлы болмаз.
  • Хоншуну тауугъу къаз кёрюнюр, келини къыз кёрюнюр.
  • Тулпарлыкъ, билекден тюл – джюрекден.
  • Билими азны – ауузунда кирит.
  • Уруну арты – къуру.
  • Сабыр джетер муратха, сабырсыз къалыр уятха.
  • Кёзю сокъурдан – къоркъма, кёлю сокъурдан – къоркъ.
  • Суугъа – таянма, джаугъа – ийнанма.
  • Сангырау къулакъ эл бузар.
  • Окъ къызбайны джокълайды.
  • Ауузу бла къуш тута айланады.
  • Эртде тургъан джылкъычыны эркек аты тай табар.
  • Намысы болмагъанны, сыйы болмаз.
  • Ата Джуртча джер болмаз, туугъан элча эл болмаз.
  • Мухардан ач ычхынмаз.
  • Баш болса, бёрк табылыр.
  • Къошда джокъгъа – юлюш джокъ.
  • Байны оноуу, джарлыгъа джарамаз.
  • Джангыз терек къынгыр ёсер.
  • Ариу сёз джыланны орнундан чыгъарыр.
  • Джашынгы кесинг юретмесенг, джашау юретир.
  • Джангыз торгъай джырламаз.
  • Атлыны ашхысы, ат тизгининден билинир
  • Аджашханны ызындагъы кёреди, джангылгъанны джанындагъы биледи.
  • Эшекни не къадар тюйсенг да, ат болмаз.
  • Бастасын ашагъан, хантусун да ичер.
  • Уллу атлама – абынырса, уллу къабма – къарылырса.
  • Джети тилни билген джети кишиди.
  • Эли джокъну – кёлю джокъ.
  • Таякъ этден ётер, тил сюекден ётер.
  • Ашхы сёз таш тешер.
  • Акъыллы айтыр эди, акъылсыз къоймайды.
  • Кийимни бир кюнню аясанг, минг кюннге джарар.
  • Ана къойну – балагъа джандет.

Воспитание гражданственности у детей младшего школьного возраста в педагогике карачаевского народа

18.04.2011 0 1442

Каждый народ, так или иначе, несёт в себе историю человечества, в том числе и историю воспитания. Карачаевцы являются одним из коренных народов Карачаево-Черкесской республики. Самоназвание народа - "къарачайлыла" (карачаевцы). По своим антропологическим данным карачаевцы относятся к кавкасионскому типу европеоидной расы. Этнически карачаевцы родственны с балкарцами.

В силу исторических условий формирование карачаево-балкарской народности было сложным. Внешний облик, физический тип, образ жизни, способы ведения хозяйства, жилище, одежда, материальная и духовная культура подтверждают их горское, кавказское происхождение. Первые письменные сведения о карачаевцах относятся к началу XVII века: в 1639-1640 гг. - в отчёте московского посла Р.Ельчина, а в 1654 году - у итальянского миссионера А.Ламберти, затем уже у французского путешественника Н.Шардена. Имеющиеся данные позволяют сделать вывод о том, что карачаевцы не были бесписьменным народом и до октябрьской революции 1917 г. Письменность у карачаевцев была зафиксирована ещё в начале XI в. (И.Де. Галонифонтибус, 1404 г.). Обнаруженный недавно в Карт-Джурте эпиграфический памятник 1695 г. с текстом на арабском и старокарачаевском языках указывает на то, что, по крайней мере, в XVII в. карачаевцы имели письменность, созданную на основе арабской графики. О повсеместном использовании карачаевцами этого письма свидетельствуют памятники XVII- XIX вв. с арабографическими текстами, обнаруженные в Карачае ещё в дореволюционный период. Кроме того, с XVII века карачаевцы в дипломатических сношениях использовали русский язык и русскую письменность (с помощью местных и русских толмачей и писцов).

Справедливо отмечает академик Г.И.Волков: "Чтобы понять народ, надо узнать его многовековую традиционную культуру воспитания. Без любви к своей земле, к своему роду, племени, племенному союзу, без гордости за историческое прошлое народы не сумели бы сохранить свою этническую самостоятельность". Этническая система воспитания, богатство её содержания, форм и методов направлены на формирование и развитие личности, её национального самосознания, нравственного и гражданского отношения человека к обществу. Общеизвестно, что самыми высокими творениями Всевышнего и самой природы являются человек и народы, которые по-своему самобытны, универсальны и бесценны. Правы философы и мудрецы всех времён, утверждавшие, что нет плохих народов, но всегда были и есть легкомысленные и опрометчиво поступающие люди, которые недостойны своего народа, а порою и звания человека.

В результате эволюции и этногенеза, т.е. закономерного естественно-исторического развития в определённой географической и социально-экономической среде, у различных народов сформировались свойственные им национальные особенности, такие как язык, психология, национальные традиции, обычаи, обряды, ритуалы, фольклор, прогрессивные из которых должны сохраняться, совершенствоваться и передаваться последующим поколениям. Позитивных гуманистических общечеловеческих ценностей у всех народов больше, чем негативных. Каждый отдельно взятый народ вносит самобытную лепту в мировую цивилизацию и имеет свою нишу в сфере человеческих отношений. Об этом свидетельствуют многие народы Карачаево-Черкесии, которые многие столетия рука об руку жили на небольшой территории, поддерживая друг друга, сообща защищая себя от внешних врагов.

В понимании карачаевского народа юретиу (обучение, воспитание) - многостороннее явление, которое объединяет уход за ребёнком, защиту его жизни и здоровья, сознательное воздействие на него со стороны других людей с целью привить ему определённые умственные, нравственные, физические и эстетические качества, подготовить к жизни. Г.Н.Волков, изучив педагогические культуры многих народов, пришёл к выводу, что сущность воспитания в представлении народа включает в себя уход за ребёнком, защиту его от внешних невзгод, содействие физическому и умственному росту и развитию, наставление, выработку положительных привычек.

Ата джуртуна, миллетине сюймеклик (любовь к Родине, к своему народу) - неотъемлемое гражданское качество для горца. Представления карачаевского народа о любви, семье, детях, родителях, своем роде, народе, родной земле, природе сложились на основе многовекового житейского опыта и развивались в соответствии с историческими, социально-экономическими, географическими и другими объективными условиями. Эти представления синтезировались и нашли своё выражение в комплексе педагогически продуманных, проверенных на практике правил, норм поведения, советов, назиданий, свидетельствующих о зрелости и богатстве педагогической культуры народа. Огромное количество пословиц посвящено Родине. Да это так и должно быть, потому что жизнь человека, его мечты и раздумья связаны с Родиной: "Ата джуртунг кёз джарыгъынгды" (Родина для человека - зеница ока); "Джуртунгу сатхандан эсе - ёлгенинг игиди" (Чем изменить родине, лучше умереть); "Джуртун сюйген - алгъа турур" (Кто любит родину - тот патриот); "Кесинги джеринг алтын бешик" (Родная земля - золотая колыбель).

Свобода, патриотизм, мужество и любовь к родной земле между собой сплетены, отсюда неразделимость воспитания этих качеств в народе. Родиться в горах и иметь клочок каменистой земли большое счастье для горца! Патриотические чувства карачаевского народа издревле воспевались в сказаниях, легендах, песнях, эпосах и способствовали формированию социально-ценных нравственных качеств, к примеру, историко-героическая песня "Къарча". Ярким произведением героико-исторического жанра балкаро-карачаевцев является песня "Уллу Хож", посвященная трагическим событиям, имевшим место в 1859 г. в адыгейском ауле Хадзь. Она имеет ряд вариантов и по своим жанровым особенностям напоминает традиционный балкаро-карачаевский плач по героически погибшим. Песня воспевает удивительную храбрость, стойкость и патриотизм людей, оказавших героическое сопротивление солдатам, пытавшимся безжалостно истребить мирных жителей аула. Местных жителей не смогла сломить чудовищная жестокость хорошо вооружённой армии. Особую храбрость проявляли женщины, которые, оставив своих маленьких детей, вместе с мужчинами с оружием в руках воевали против царской армии. Песня говорит о реальных героях сражения, где выделяется чрезвычайный подвиг сестёр Уркуят и Хуж и жестокость генерала Карахова.

Ярко проявилась любовь к Родине, патриотизм, мужество, стойкость карачаевского народа в года Великой Отечественной войны. Сражаясь с врагом на фронтах, трудясь в тылу, они внесли достойный вклад в общее дело священной борьбы за свободу и независимость Родины. В 1942 г., когда гитлеровские войска рвались к Кавказу, газета "Правда" писала: "Враг не знает, что Кавказ всегда был страной сильных и смелых народов, что здесь в борьбе за независимость рождали бессмертных борцов, что трусость слыла здесь всегда позорным преступлением. Здесь у подножия гор воспитывались поколения советских людей с львиным сердцем, с орлиными очами. Никогда не станут рабами гордые народы Северного Кавказа". Это высказывание ещё раз подтверждает суть гражданского воспитания горцев.

На фронтах Великой Отечественной войны многие сыны и дочери Карачая показали героизм и мужество. В Заполярье охранял границу сержант 125 полка морской пехоты Хызыр Хачиров, который в 1944 г. повторил подвиг Александра Матросова. Отважно громил фашистов Х.У.Богатырёв. Звание Героя Советского Союза ему было присвоено в 1943 г. за умелую организацию форсирования Днепра при освобождении Киева от гитлеровцев. В 1943 году лётчик-истребитель Джанибек Голаев лично сбил 15 фашистских самолётов. В борьбе с фашистскими захватчиками обессмертил своё имя сын Карачая - герой Белоруссии Осман Касаев. К февралю 1944 года его отряд разгромил 27 вражеских гарнизонов, уничтожил до 4 тысяч фашистов, провёл более 100 других крупных диверсий и операций. В боях с гитлеровцами в Белоруссии смертью героев пали партизанские командиры Кичибатыр Хайиркизов, Юнус Каракетов, Азрет Узденов, Домбузулла Каракетов и др.

В боях с гитлеровцами участвовали сотни девушек Карачая. За боевые подвиги Фатима Чичханчиева награждена медалью "За Отвагу". Мелек Глоова стала лётчицей-стрелком-радистом. Она награждена многими боевыми орденами и медалями. Кочура Чотчаева, Шерифа Токова служили матросами. Халимат Эбзеева отличилась при захвате вражеских разведчиков из экспедиционного корпуса "Ф", предназначенного для боевых действий на Ближнем Востоке. В конце войны она командовала взводом обеспечения 6-го отдельного гвардейского истребительного противотанкового дивизиона гвардейского кавалерийского корпуса, награждена орденом Красной Звезды и шестью медалями. От рук фашистов погибла отважная партизанка Залихат Эркенова.

За годы Великой Отечественной войны более девяти тысяч карачаевцев отдали жизнь за свободу Родины. Многие карачаевцы как представители "наказанных народов" не получили заслуженные награды и звания. По данным исследователей только к высокому званию Героя Советского Союза были представлены 25 карачаевцев. Их дела застопорились в особых отделах частей и соединений по причине принадлежности бойцов к репрессированному народу. В годы войны звание Героя было присвоено только танкисту Х.Богатырёву. В условиях войны немало доблестных воинов, своими беспримерными подвигами заслужившие высоких наград Родины, не были достойно отмечены. Репрессивная политика, проводившаяся руководством страны того времени в отношении целого ряда народов, сопровождалась вопиющей несправедливостью, когда только за принадлежность к ним наградные дела их представителей самым циничным образом отвергались.

Между тем, некоторые воины представлялись к присвоению звания Героя неоднократно. В 1995 году Указами Президента Российской Федерации Б.Н.Ельцина от 17 марта, 7 сентября, 5 октября высокого звания Героя Российской Федерации были удостоены: Бадахов Хамзат Ибраевич - ещё в конце 1943 г. он был представлен к присвоению звания Героя Советского Союза; Биджиев Солтан-Хамид Локманович - старший лейтенант, лётчик гвардейской штурмовой авиации; Гербеков Магомет Чомаевич - командир миномётного расчёта; Голаев Джанибек Нанакович - лейтенант, командир авиаполка истребительной авиадивизии. (За короткий срок войны (1943) он лично уничтожил 15 вражеских самолётов); Ижаев Абдул Махаевич - сержант, наводчик противотанкового орудия; Каракетов Юнус Кеккёзович - лейтенант, один из выдающихся организаторов партизанского движения в Белоруссии. Он лично спас 1075 красноармейцев от плена. Немцы за поимку Каракетова обещали 10 тыс. немецких марок. В марте 1943 г. он представлялся к званию Героя Советского Союза, но это предложение было отклонено; Узденов Дугербий Танаевич - гвардии капитан, командир диверсионно-разведывательной группы разведывательного управления Генерального штаба Вооружённых сил СССР, затем командир отряда особого назначения. Он представлялся во время войны к присвоению звания Героя Советского Союза; Хайиркизов Кичибатыр Алимурзаевич - начальник штаба партизанской бригады Леонова. Создал партизанский отряд. За "голову" Хайиркизова фашисты установили награду в 15 тысяч немецких марок; Чочуев Харун Адемеевич - офицер Красной Армии, поручик чехословацкой армии. Тяжело раненый, он попал в немецкий плен на территории Словакии. Бежал из плена. Образовал в большом селе Неслушко партизанский отряд "Свобода" из словацких патриотов и советских солдат, бежавших из плена. Своими действиями отряд внёс ощутимую лепту в освобождение Словакии от фашистского ига. В настоящее время найдены материалы ещё на 12 карачаевцев, представленных в годы Великой Отечественной войны к званию Героя Советского Союза. Лишь только спустя двадцать лет после войны, когда в стране происходили коренные изменения, связанные с ликвидацией культа личности, звание Героя Советского Союза было посмертно присвоено Касаеву Осману Муссаевичу - легендарному командиру 121 партизанского полка в Белоруссии. Руководство Белорусского партизанского движения трижды представляло его к присвоению звания Героя Советского Союза, но каждый раз эти предложения отклонялись.

Песни, созданные в годы войны, как правило, обращены к героическим традициям карачаевцев, но в настоящее время наполнились новым социально-политическим содержанием. Если раньше герой карачаевского фольклора выступал защитником своего народа, селения, этнической территории, то теперь его мужество направлено на защиту Родины. Такова песня-ода о Герое Советского Союза Османе Касаеве, мужественном партизане, погибшим в лесах Белоруссии ("Совет Союзну Джигити Къасайланы Османны джыры"). Она утверждает бессмертие верного сына Родины. Подвиг героя будет воодушевлять всё новые поколения людей.

Сыйлы атынгы кесиб джазалла
Къалын чегетни ташына,
Белорусспяны герою, дейдиле
Къарачайны Джигит джагиына.
Осман джюрюген белорус чегетледе
Агъач заводла къурсунла,
Энтда джуртубузну эллеринде
Осман кибик джагила туусунла. 

Твоё имя славное вырезают
На скалах среди лесов,
Называют тебя героем Белоруссии,
Храброго сына Карачая.
В белорусских лесах, где ты сражался,
Теперь заводы растут,
Пусть в нашем Отечестве 
впредь родятся такие сыны, как Осман. (отрывок)

В устном народном творчестве народ выразил своё отношение к мужеству, патриотизму, трусости, предательству: "Къоркъакъ этегинден -дженгинден да къоркъады" (Трус боится даже собственных рукавов), "Джигит бир ёлюр, къызбай минг ёлюр" (Смелый умрёт один раз -трусливый сто раз), "Джигит къала бузар, къоркъакъ мюйюшде бугъар" (Джигит преодолеет всё и победит, пока трусливый прячется в углу).

Джигит рождается для народа и умирает за его счастье: "Алгъа атангы баласы болма да, халкъны баласы бол" (Он - прежде сын отчизны, а затем лишь сын отца). "Батыр тууса - элге насыб, джауум джауса - джерге насыб" (Родится джигит - счастье для всего села, польёт дождь - счастье для земли). "Джуртун сатхан, анасын да сатарыкъды" (Кто предаст Родину, тот предаёт отца и мать). Рабия, мудрец по прозвищу Прозорливый, говорил: "Чтобы обладать мужеством, надо взять три качества у петуха - храбрость, щедрость и ревность, и три качества у ворона - ранний вылет за добычей, осторожность и добродетель".

Трудно оценить значение песен, стихов, произведений военного периода, в которых нашли отражение великий нравственный дух людей, их патриотизм, преданность, беззаветная любовь к Родине в гражданском воспитании подрастающего поколения. Многое о войне ещё не сказано. Да и словами многое невозможно выразить. Это надо прочувствовать, пережить... Тюзлюк бла кертилик (честность и справедливость) - основа народного идеала нравственности. Всеми народами ценятся такие качества. Эти важнейшие нравственные понятия нашли отражение в устном народном творчестве: пословицах, поговорках, в народных сказках. В них народ осуждает непорядочные поступки людей, восхваляет справедливость. В основном суть сказок и пословиц такова - будь всегда правдивым и честным человеком, ибо нечестность и обман никогда к добру не приведут, к примеру: "Суусуз джуар, джелсиз кебдирир" (Без воды выстирает, без ветра высушит), "Ары оракъ, бери чалкъы" (В одну сторону - серп, в другую - коса) - о двуличном человеке. "Ётюрюк бла ёлюм бирди" (Обман подобно смерти), "Тюзню тюзлюгю джерде къалмаз" (Справедливого честность не покинет), "Етюрюкчю адамгъа тюбесенг, этегинги кес да къач" (Встретишься со лживым, отрежь подол свой и убегай); "Одна ложь чернит правду", "Если даже сидишь криво, всё равно говори правду", "Земля под ним стонет" (об очень плохом человеке); "Злонамеренный утонет, честный всплывёт), "И правдивое слово лгуна воспринимается как ложь", "Говори правду, даже когда занесен меч".

Карачаевцы с детства воспитывают такое важное качество как "сабырлыкъ" (спокойствие, самообладание, сдержанность). Уметь подавить негативные тенденции, контролировать проявления чувств, а особенно гнев, ибо в гневе человек теряет разум, удаётся не всем. Гнев разрушает, а разум строит всё хорошее на земле. Об этом надо помнить всегда и поступать соответствующим образом. Надо научиться владеть собой, хотя многие черты характера передаются и по наследству. Народные мудрецы говорят: "Сабыр тюбю сары алтын" (Спокойствие, сдержанность - червонное золото). Къонакъбайлыкъ (гостеприимство) - долг и честь горца. Этот обычай соблюдается всеми горцами Северного Кавказа.

В течение столетий сложились чётко разработанные правила приёма гостей, нарушение которых осуждалось. Знатные зажиточные горцы строили для гостей отдельный домик со всеми необходимыми в нём для приятного и спокойного отдыха, конюшню, коновязь и т.д. У менее состоятельных дома для гостей (къонакъ юй) располагались в общем дворе, но недалеко от ворот, чтобы гость мог свободно войти или выйти, не стесняясь и не стесняя хозяев. У бедных для гостей отводили одну из комнат в общем доме.

В фольклоре отражён кодекс правил приличия, связанных обычаем гостеприимства и регламентирующих как поведение гостя, так и хлебосольного горца. Профессор А.И.Мусукаев один из своих трудов посвятил исследованию традиций гостеприимства кабардинцев и балкарцев. В своей работе он отмечает, что суеверные представления народов Северного Кавказа через семейный очаг, пищу, приготовленную на нём, старших членов семьи и старших родственников связывали посещение гостя с культом предков, которым они беспрекословно поклонялись. В связи с этим "Гость, испробовавший пищу в доме, где он был принят, становился временным родственником данной семьи, и именно пища, приготовленная на семейном очаге, сближала хозяев и гостя".

Приобщение гостей к культу семейного очага и пищи, приготовленной на нём, получило образное воплощение в чеченской легенде "Долг гостеприимства", в которой повествуется о захвате в плен родными братьями своего заклятого врага и об установленном традициями народа отношении к нему. Согласно сюжету легенды, события разворачиваются таким образом, что в связи с неотложными делами братья откладывают расправу над пленником на какой-то срок. Своим же домашним запрещают его кормить и поить до их возвращения. Но в отсутствие сыновей, исходя из законов куначества, мать даёт ему поесть. Вернувшиеся сыновья узнают о случившимся, и старший из них с досадой говорит: "Напрасно ты это сделала. Разве мы можем убить человека, вкусившего в нашем доме пищу. Придется еще раз полонить, а сейчас отпустим".

(all-referats.com)

(Голосов: 1, Рейтинг: 3)

  • Нравится

Комментариев нет