Расширенный поиск
24 Апреля  2024 года
Логин: Регистрация
Пароль: Забыли пароль?
  • Иги бла джюрюсенг, джетерсе муратынга, аман бла джюрюсенг, къалырса уятха.
  • Джюрекге ариу – кёзге да ариу.
  • Ашхы – джыяр, аман – джояр.
  • Этим кетсе да, сюегим къалыр.
  • Тойгъа барсанг, тоюб бар, эски тонунгу къоюб бар.
  • Тойгъанлыкъ къойгъа джарашады.
  • Игиге айтсанг – билир, аманнга айтсанг – кюлюр.
  • Къуллукъчума, деб махтанма, къуллукъ – хаух джамчыды!
  • Ёксюзню тилеги къабыл болур.
  • Кесине гебен этелмеген, биреуге черен эте эди.
  • Чомарт джарлы болмаз.
  • Къайгъыны сюйген, къайгъы табар.
  • Ётюрюкден тюбю джокъ, кёлтюрюрге джиби джокъ.
  • Шекер бла туз – бир болмаз, ушамагъан – юй болмаз.
  • Окъуу – билимни ачхычы, окъуу – дунияны бачхычы.
  • Таугъа чыгъаллыкъ эсенг, тюзде къалма.
  • Суу да къайтады чыкъгъан джерине.
  • Адеби болмагъан къыз – тузсуз хант.
  • Мен да «сен», дейме, сен да «кесим», дейсе.
  • Мураты болгъанны джюрек тебюую башхады.
  • Тешик этген тынчды, аны джамагъан къыйынды.
  • Иги – алгъыш этер, аман – къаргъыш этер.
  • Тойгъан антын унутур.
  • Хазыр ашха – терен къашыкъ.
  • Эри аманны, къатыны – аман.
  • Юре билмеген ит, къонакъ келтирир.
  • Чомартха хар кюн да байрамды.
  • Кеси юйюмде мен да ханма.
  • Этни да ашады, бетни да ашады.
  • Къонагъынгы артмагъын алма да, алгъышын ал.
  • Кёб джат да, бек чаб.
  • Джашда акъыл джокъ, къартда къарыу джокъ.
  • Ётюрюкню башын керти кесер.
  • Окъ къызбайны джокълайды.
  • Ишленмеклик адамлыкъды.
  • Къайтырыкъ эшигинги, къаты уруб чыкъма.
  • Келинин тута билмеген, къул этер, къызын тута билмеген, тул этер.
  • Насыблыны баласы кюн кюнден да баш болур, насыбсызны баласы, кюн кюнден да джаш болур.
  • Узун джолну барсанг, бюгюн келирсе, къысха джолну барсанг, тамбла келирсе.
  • Ачыу алгъа келсе, акъыл артха къалады.
  • Харам къарнашдан, халал тенг ашхы.
  • Иги адамны бир сёзю эки болмаз.
  • Аууз сакълагъан – джан сакълар.
  • Экиндини кеч къылсанг, чабыб джетер ашхам.
  • Дуния малгъа сатылма, кесингден телиге къатылма.
  • Тамбла алтындан бюгюн багъыр ашхы.
  • Намыс болмагъан джерде, насыб болмаз.
  • Кийиминг бла танылма, адамлыкъ бла таныл.
  • Аллахдан тилесенг, кёб тиле.
  • Аджаллыгъа окъсуз шкок атылыр.

Карачаево-балкарская диаспора в странах Центральной Азии

23.12.2010 0 4752

Светлана Аккиева,
Нальчик 

Формирование карачаево-балкарской диаспоры в странах Центральной Азии относится к советскому периоду истории и связано с 30-40-ми годами ХХ века. Первый ее этап начинается в 30-е годы и связан с периодом коллективизации, когда семьи так называемых "кулаков" из числа балкарцев и карачаевцев были сосланы, в частности, в Казахстан и Узбекистан. Второй период связан с насильственной депортацией карачаевцев и балкарцев в 40-е годы ХХ века. В ноябре 1943-го года были депортированы карачаевцы, а в марте 1944 года такая же участь постигла балкарцев. Депортированные карачаевцы и балкарцы были дисперсно расселены в основном в сельской местности в Казахстане, Киргизии, Узбекистане.

В 1957 году после принятия государственными органами СССР законодательных актов о восстановлении автономии репрессированных народов большинство карачаевцев и балкарцев, как и представителей других депортированных народов (чеченцев, ингушей, калмыков и др.), вернулись на историческую родину. Несколько же тысяч семей в силу разных причин экономического и личного плана осталось жить в республиках Средней Азии и Казахстана не только в местах депортации, но и в других городах и населенных пунктах. В начале 90-х годов процесс возвращения карачаевцев и балкарцев из Казахстана, Киргизии и других новых, постсоветских стран в силу экономических причин затормозился. В 90-е годы ХХ века в Кабардино-Балкарии и Карачаево-Черкесии национально-культурные организации балкарцев и карачаевцев особое внимание уделяли вопросу возвращения оставшихся в странах Центральной Азии соплеменников на историческую родину, однако этот вопрос не был поддержан на государственном уровне. Самой многочисленной остается диаспора в Казахстане. В настоящее время в Казахстане проживает около 2 тысяч карачаевцев и 3 тысяч балкарцев.

В Киргизии число карачаевцев и балкарцев несколько меньше и составляет от 1,5 тыс. до 2 тыс. чел. Несколько сот человек живет в Узбекистане, немногочисленная диаспора есть также в Туркмении и Таджикистане (в основном из поздних переселенцев). В 90-е годы в Казахстане и Киргизии представители карачаево-балкарской диаспоры начали процесс культурной консолидации. Наиболее активно этот процесс пошел в Казахстане. Первое региональное общественное объединение (НКЦ) карачаевцев и балкарцев "Минги-тау" также было зарегистрировано в Казахстане в 1996 г.

Члены объединения "Минги-тау" активно участвуют в общественной жизни Казахстана, 6 человек являются членами Ассамблеи народов Казахстана. Ассамблея народов Казахстана первоначально являлась совещательно-консультационным органом при президенте Казахстана, но впоследствии она была преобразована в конституционный орган. Ассамблея выпускает методическую литературу, издает журнал "Достык".

Председателем культурного центра "Минги-Тау" является балкарка Хочиева Людмила Хисаевна (данные на лето 2009 г.), юрист, член Совета Ассамблеи народов Казахстана и Республиканской комиссии по проведению Года единства и преемственности поколений, кавалер ордена "Курмет". С момента возникновения НКЦ "Минги-Тау" особое внимание уделяло поддержке национальной культуры и языка карачаево-балкарской диаспоры. При "Минги-Тау" был создан и успешно функционирует танцевальный фольклорно-этнографический ансамбль. За активную деятельность он неоднократно награждался памятными призами, дипломами, является лауреатом многих республиканских и международных конкурсов: "Айналайын", "Фомгет"-Турция, "Праздника детей", Фестивалей дружбы народов.

В местах компактного проживания карачаевцев и балкарцев открыты и действуют воскресные школы по изучению карачаево-балкарского языка, истории, обычаев и культуры карачаево-балкарцев. Ученики воскресных школ также изучают казахский язык. Первая воскресная школа была открыта в 2000 г. в поселке Жандосова Карасайского района Алма-Атинской области. Объединение "Минги-Тау" уделяет особое внимание налаживанию тесных связей с исторической родиной. При активном участии НКЦ "Минги-тау", Правительства Кабардино-Балкарии и Правительства Республики Казахстан, Ассамблеи народов Казахстана в 1999 г. прах поэта Кязима Мечиева (который умер в 1944 г.) был перевезен и перезахоронен в Долинске, где воздвигнут мемориал жертвам депортации балкарского народа. А в 2000-м году по приглашению правительства Кабардино-Балкарской Республики делегация из 7 человек из числа карачаево-балкарской диаспоры принимала участие в праздновании Дня возрождения балкарского народа и смогла поклониться праху великого поэта Балкарии.

Представители центра "Минги-Тау" постоянно участвуют в теле- и радиопрограммах, средствах массовой информации, во всех фестивалях и народных гуляниях, в общественной жизни Казахстана и вносят свой вклад в укрепление межэтнических отношений в Казахстане. Центр "Минги-Тау" проводит большую работу по сохранению и развитию этнической культуры, обучению детей языку, культуре, танцам. В средствах массовой информации КБР часто освещают работу Ассамблеи народов Казахстана и национально-культурного центра "Минги-Тау".

В 2002-м году был создан Центр карачаево-балкарской диаспоры и в Киргизии. Киргизская диаспора карачаевцев и балкарцев в последние годы из-за нестабильной ситуации в Киргизии значительно поредела. В 2009-м году был убит лидер карачаевской диаспоры в Киргизии Исмаил Кочкаров, известный адвокат. В Бишкеке также действует Центр кабардино-балкарской диаспоры, который поддерживает тесные связи с исторической родиной. В Центре уделяют особое внимание сохранению этнической культуры балкарцев и кабардинцев, создан ансамбль национального танца, который возглавляет Бапинаев Назби.

Представители карачаево-балкарской диаспоры внесли заметный вклад в развитие республик, а теперь и стран этого региона. В годы депортации они вместе с казахами, киргизами и узбеками трудились и поднимали хозяйство. Среди представителей карачаевцев и балкарцев много известных в этих странах людей. В их числе: Герои Социалистического Труда Жангуразов Ибрагим Даутович и Ульбашева Зулейха, Султанов Энвер - доктор медицинских наук, Каракетова Наталья Магомедовна - врач-хирург, Кубаев Борис - доктор экономических наук, профессор, чье имя внесено в популярный Международный каталог американского библиографического института "Известные руководители" (в 1998-м году Б.Кубаев был объявлен человеком года в Киргизии) и многие другие. В целом, стоит отметить высокую степень образованности членов карачаево-балкарской диаспоры. Среди представителей карачаево-балкарской диаспоры есть и бизнесмены, которые финансируют проведение большинства культурных мероприятий в диаспоре.

Отношение к смешанным бракам довольно лояльное, поэтому их число достаточно велико (межэтнические браки заключают как мужчины, так и женщины). Браки с казахами и киргизами больше присущи женщинам - карачаевкам и балкаркам, для которых определяющую роль в таком браке играет близость языка и религия. В качестве брачных партнеров у мужчин выступают также русские, украинки, немки, кореянки и др. В последнее время появилась новая тенденция - знакомство для брака по Интернету (в этом случае предпочтительно знакомство с девушками и юношами своей этнической группы).

Активисты карачаево-балкарской диаспоры участвуют и в политической жизни стран Центральной Азии, избираются в различные структуры представительной власти, занимаются бизнесом, принимают участие в публичных дискуссиях и "круглых столах" по актуальным проблемам формирования гражданского общества в Казахстане, Киргизии и других странах.

В настоящее время большинство карачаево-балкарских семей диаспоры состоит из двух или трех поколений, как правило, это малая нуклеарная семья, состоящая из мужа, жены и детей. Ее отличительной чертой остается уважительное отношение к старшим и заботливое отношение к младшим. Карачаевцы и балкарцы в странах Центральной Азии сохраняют этническую культуру, обряды и обычаи, тесные родственные связи. Проведение семейных праздников, обычаев и обрядов сопровождается обязательным приготовлением разнообразных блюд национальной кухни. Традиции и обычаи в диаспоре сохраняются в более чистом виде, чем на этнической родине. Обряды, обычаи, семейные праздники в диаспоре приобретают форму защиты этнических ценностей, они выполняют интеграционную роль, подтверждают единство и сплоченность семьи, группы родственников и народа в целом. На свадьбы и похороны приезжают родные и близкие из других сел, городов, республик. Эти мероприятия становятся своеобразными "съездами родственников". Здесь происходит обмен информацией о жизни семей, родственных групп, всего народа. В последние годы новое средство коммуникации - Интернет дало возможность более тесного общения молодежи диаспоры с родиной, с родичами, живущими на Кавказе, в других городах России и мира.

Карачаево-балкарская диаспора в странах Центральной Азии органично существует и развивается, вносит достойный вклад в развитие этих стран, считая эту землю такой же своей родиной, как и Кавказ. При этом у них сильно стремление сохранить свой язык и культуру, сохранять тесные связи с исторической родиной. Этническая культура, семейные праздники, родственные связи карачаевцев и балкарцев являются важным консолидирующим и этносберегающим фактором в диаспоре.

(Сборник докладов международной научной конференции "Археология, этнология, фольклористика Кавказа". Тбилиси, 25-27 июня 2009 года)

(Голосов: 3, Рейтинг: 5)

  • Нравится

Комментариев нет