Имя просветителя не должно быть забыто
В. Жуган, геолог,
г. Теберда
3 декабря 2010 года исполнится 100 лет со дня смерти Ислама Пачаевича Крымшамхалова - славного сына Карачаево-Черкесии. Он широко известен как просветитель карачаевского народа и общественный деятель, предприниматель и художник, поэт и избранный, официально утвержденный доверенный карачаевского народа перед властями Российской империи на рубеже XIX и XX столетий. Велика его заслуга в становлении и укреплении дружбы между народами, в воспитании достойного молодого поколения, в деле защиты молодежи (уже тогда!) от тлетворного влияния западной, так называемой "свободной", культуры.
Короткой была жизнь Ислама Крымшамхалова: рожден в горном ауле Къарт-Джурт в семье знатных карачаевских князей, рано остался сиротой, воспитывался в семье известного балкарского князя Урусбиева. Учился в Ставропольской гимназии. Проходил военную службу в Горской сотне конвоя российского императора. Поступил на учебу в Петербургскую Академию художеств; но вынужден был оставить учебу из-за ухудшившегося состояния здоровья и по материальным соображениям (выделенные на его обучение деньги, как сейчас деликатно говорят, были истрачены чиновниками не по целевому назначению).
Вернувшись на родину в 1884 году, он стал заведующим общественными лесами Карачая, служащим на Эльбрусском руднике и впоследствии его акционером. Затем он переезжает в Теберду, став одним из первопоселенцев и основателей курорта (наряду с А.Кондратьевым, А. Утяковым, Ф. Аглинцевым и другими предпринимателями и специалистами тех лет).
Ислам построил для своей семьи большой жилой дом (на его месте теперь гостиничный комплекс турбазы "Теберда"), а затем рядом возвел гостевой дом для друзей. Организованный им лесопильный завод исправно действовал и был превосходно по тем временам оснащен, а сооруженная им небольшая гидроэлектростанция стала самой первой в oкpyre.
Деятельность Крымшамхалова была удивительно многосторонней, активной и и успешной. Он исследовал возможности родного края, в частности, в 1894 году организовал в столице - Санкт-Петербурге - выставку руд и минералов Эльбрусского рудника и других мест Карачая, принимал деятельное участие в становлении и развитии инфраструктуры, здравоохранения, промышленности своей высокогорной малой родины, считал важным просвещение родного народа. Многие российские учителя, врачи, мастера, инженеры приехали в те годы в Карачай благодаря усилиям Ислама Крымшамхалова, знавшего, ценившего их знания, опыт, мастерство и понимавшего необходимость приобщения ко всему этому своих соплеменников.
У просветителя часто бывали гости: художники, композиторы, артисты, ученые, путешественники, различные общественные деятели, политики. Долгая и крепкая дружба связывала Ислама с великим осетинским поэтом и художником Коста Хетагуровым. Это были родственные души. Большую роль в жизни Ислама сыграло его знакомство с Николаем Ярошенко, которому суждено было стать учителем и сподвижником Крымшамхалова. Они писали одни и те же пейзажи, по-дружески изображали друг друга за работой, выступали критиками работ, дарили друг другу свои эскизы, картины (в Кисловодском музее им. Ярошенко и сейчас выставлены работы И.Крымшамхалова) Одна из комнат в доме И. Крымшамхалова, в котором Ярошенко часто бывал, так и называлась "Ярошенковой".
Создание Исламом Крымшамхаповым первой карачаево-балкарской азбуки стало важной вехой в истории национальной карачаевской литературы. Просветитель действительно заботился о культуре, грамотности, образованности земляков. Удивительно актуальны сегодня слова И. Крымшамхалова о минусах "свободной" западной, европейской культуры: "Может ли воспринимать такую гнилую культуру горец, ставящий высоко доверие, душевную теплоту; горец, воспитанный в принципах скромности, воздержания и почитания возраста, положения и т. д.? Не подумайте, однако, что я хочу идеализировать горца, сказать, что все только хорошее присуще ему одному или что все горцы одинаково обладают хорошими качествами души и натуры. Нет, да они и не нуждаются в этом: люди везде люди..."
Ислам Крымшамхалов многие годы провел в Петербурге. Но сырой климат столицы не был благоприятным для его здоровья, привел к туберкулезу. Уступив настоятельным просьбам друзей, Крымшамхалов уезжает в Крым. Но переезд в солнечный город не спас его. В начале зимы 1910 года И. Крымшамхажх умер и был похоронен в Ялте. Спустя несколько месяцев его тело было перевезено а Кавказ и перезахоронено в любимой им Теберде. На джемагатском кладбище над могилой Ислама Пачаевича Крымшамхалова, человека, ставшего в людской памяти олицетворением лучших черт горца, примером благородства, высокой культуры, стойкости и самоотдачи, стоит скромный сын таш (надгробный камень). Думается, что Ислам Крымшамхалов достоин большего.
Наш горный край стал родиной многих достойных людей: просветителей, врачей, учителей, деятелей науки, культуры, искусства, литературы, спорта, промышленников, воинов, прославивших Отечество, тружеников-хлеборобов и животноводов, ставших знаменитыми и у себя дома, и в Средней Азии, куда забросила их злая судьба... Но Ислам Крымшамхалов был первым. Первым после легендарного Карчи. Первым просветителем карачаевского народа, первой всесторонне развитой, действительно культурной личностью родом из Карачая, первым истинным защитником интересов своего народа, защитником без оружия...
И поэтому мы просто обязаны чтить память этого человека. Необходимо поставить достойные памятники и на могиле Ислама, и в Къарт-Джурте, и в Теберде. А еще не мешало бы для тех наших земляков, которые своим трудом, ответственностью, талантом и порядочностью прославляют свою родину, учредить регулярную именную премию со значком. Не грех и студентам именную стипендию установить, тем, кто действительно хорошо и прилежно учится. И еще - необходимо восстановить многострадальный музей в доме Крымшамхалова. С этим музеем как-то неладно получилось. В 1983 году специальным постановлением Совмина РСФСР здание гостевого дома Крымшамхалова (долгие годы использовавшееся различными нужными Теберде службами) было передано для вновь учрежденного музея альпинизма, туризма и истории курорта Теберда. 6 лет велись восстановительные, реставрационные работы. Одновременно шел сбор музейного материала. В 1989 году музей был открыт. 15 лет он исправно действовал, имея экспозицию альпинистско-туристской тематики и небольшое количество экспонатов, касавшихся жизни И. Крымшамхалова. Постоянно действовала богатая и периодически обновлявшаяся выставка "Художники и горы", много других временных выставок, всегда собиравших посетителей из Теберды и гостей города. Тысячи людей приходили в этот музей, особенно часто - школьники. Но...
Музей в Теберде создавался как филиал Карачаево-Черкесского республиканского историко-культурного и природного музея-заповедника в пору, когда директором последнего была Мария Османовна Байчорова. После ухода ее из жизни и после отлучения от музея организатора и создателя Тебердинского филиала, основного собирателя экспонатов И. Утяковой, а также К.-М. Алиева руководящие структуры потеряли к музею интерес, он был забыт и заброшен.
Сейчас зданию музея необходим срочный ремонт, ему действительно грозит разрушение. Но еще больше музею нужен энтузиаст, сумевший бы выправить дело. Надо, чтобы общёственность, мудрые и сильные люди взялись за благородное дело - восстановление музея. Конечно, можно опять сослаться на пресловутый глобальный кризис, но, если будут желание и воля, найдутся и средства, и силы. А посетители у него будут, ведь и сегодня сюда по старой памяти едут люди из других регионов, которых теперь встречают не сотрудники музея, а сторожи с настоятельными просьбами покинуть усадьбу.
Надо быть оптимистами. И давайте в этот раз последуем нашей не самой симпатичной привычке делать все к какой-либо знаковой дате. Было бы очень правильно и хорошо, если бы к декабрю в Къарт-Джурте на выбранном аксакалами месте появился обелиск с барельефом Ислама Крымшамхалова, приличный монумент на джемагатском кладбище (если это не противоречит каким-либо важным традициям), гранитный монумент с фигурой Ислама (возможно, вместе с друзьями К. Хетагуровым и Н. Ярошенко) во дворе музея. И хорошо бы, чтобы изваял памятники не кто-то из-за моря, а наш земляк, с соседней улицы, из соседнего аула или города. Мне кажется, Ислам Крымшамхалов этого заслужил.
("День республики", 23 марта 2010г.)
Комментариев нет