Расширенный поиск
3 Октября  2024 года
Логин: Регистрация
Пароль: Забыли пароль?
  • Бир онгсуз адам адет чыгъарды, деб эштирик тюлсе.
  • Бал чибинни ургъаны – ачы, балы – татлы.
  • Адам боллукъ, атламындан белгили болур.
  • Орундукъ тюбюнде атылсам да, орта джиликме, де да айлан.
  • Чакъырылмагъан джерге барма, чакъырылгъан джерден къалма.
  • Нафысынгы айтханын этме, намысынгы айтханын эт.
  • Ач бёрюге мекям джокъ.
  • Кёбню кёрген – кёб билир.
  • Ханнга да келеди хариблик.
  • Баш – акъыл ючюн, акъылман – халкъ ючюн.
  • Ач уят къоймаз.
  • Къатын байлыкъны сюер, эр саулукъну сюер.
  • Игини сыйлагъан адетди.
  • Босагъагъа джууукъ орун болса, ашыгъыб тёрге озма.
  • Тил бла келеди джыр да.
  • Джылыгъа джылан илешир.
  • Сакъламагъан затынга джолукъсанг, не бек къууанаса, не бек ачыйса.
  • Атлыны кёрсе, джаяуну буту талыр.
  • Джаралыны джастыгъында сау ёлюр.
  • Къарнынг ауруса, ауузунгу тый
  • Джюрек кёзден алгъа кёрюр.
  • Ат да турмайды бир териде.
  • Бичгенде ашыкъма, тикгенде ашыкъ.
  • Джаз бир кюнню джатсанг, къыш талай кюнню абынырса.
  • Ётюрюк хапар аякъ тюбю бла джюрюйдю.
  • Ана кёлю – балада, бала кёлю – талада.
  • Адамгъа аман кюн соруб келмейди.
  • Тик ёргени, тик энгишгеси да болады.
  • Къонакъ кёб келюучю юйню, къазаны отдан тюшмез.
  • Ёлмесенг да, къарт дамы болмазса?
  • Биреу ашаб къутулур, биреу джалаб тутулур.
  • Огъурлуну сёзю – суу, огъурсузну сёзю – уу.
  • Ашын ашагъанынгы, башын да сыйла.
  • Чомарт джарлы болмаз.
  • Башланнган иш битер, къымылдагъан тиш тюшер.
  • Байма, деб да, къууанма, джарлыма, деб да, джылама.
  • Керти сёзге тёре джокъ.
  • Адеб базарда сатылмаз.
  • Агъач халкъгъа алтынды, иссиликге салкъынды.
  • Тура эдим джата, къайдан чыкъды хата?
  • Билимсиз иш бармаз.
  • Акъыл сабырлыкъ берир.
  • Кийиминг бла танылма, адамлыкъ бла таныл.
  • Аман хансны – урлугъу кёб.
  • Бети бедерден, намыс сакълама.
  • Акъыллы – эл иеси, тели – эл баласы.
  • Игилик игилик бла сингдирилиучю затды.
  • Юре билмеген ит, къонакъ келтирир.
  • Битмегеннге сакъал – танг.
  • Ёзденликни джайгъан – джокълукъ.

Имя просветителя не должно быть забыто

15.09.2010 0 3519

В. Жуган, геолог,
г. Теберда

3 декабря 2010 года исполнится 100 лет со дня смер­ти Ислама Пачаевича Крымшамхалова - славного сына Карачаево-Черкесии. Он широко известен как про­светитель карачаевского народа и общественный дея­тель, предприниматель и художник, поэт и избранный, официально утвержденный доверенный карачаевского народа перед властями Российской империи на рубеже XIX и XX столетий. Велика его заслуга в становлении и укреплении дружбы между народами, в воспитании до­стойного молодого поколения, в деле защиты молодежи (уже тогда!) от тлетворного влияния западной, так назы­ваемой "свободной", культуры.

Короткой была жизнь Ислама Крымшамхалова: рож­ден в горном ауле Къарт-Джурт в семье знатных кара­чаевских князей, рано остал­ся сиротой, воспитывался в семье известного балкарско­го князя Урусбиева. Учился в Ставропольской гимназии. Проходил военную службу в Горской сотне конвоя россий­ского императора. Поступил на учебу в Петербургскую Ака­демию художеств; но вынуж­ден был оставить учебу из-за ухудшившегося состояния здоровья и по материальным соображениям (выделенные на его обучение деньги, как сейчас деликатно говорят, были истрачены чиновника­ми не по целевому назначе­нию).

Вернувшись на родину в 1884 году, он стал заведую­щим общественными лесами Карачая, служащим на Эльбрусском руднике и впослед­ствии его акционером. Затем он переезжает в Теберду, став одним из первопоселенцев и основателей курорта (наряду с А.Кондратьевым, А. Утяковым, Ф. Аглинцевым и други­ми предпринимателями и специалистами тех лет).

Ислам построил для сво­ей семьи большой жилой дом (на его месте теперь гости­ничный комплекс турбазы "Теберда"), а затем рядом воз­вел гостевой дом для друзей. Организованный им лесо­пильный завод исправно дей­ствовал и был превосходно по тем временам оснащен, а со­оруженная им небольшая гид­роэлектростанция стала са­мой первой в oкpyre.

Деятельность Крымшамхалова была удивительно многосторонней, активной и и успешной. Он исследовал возможности родного края, в частности, в 1894 году орга­низовал в столице - Санкт-Петербурге - выставку руд и минералов Эльбрусского рудника и других мест Карачая, принимал деятельное участие в становлении и раз­витии инфраструктуры, здра­воохранения, промышленнос­ти своей высокогорной ма­лой родины, считал важным просвещение родного наро­да. Многие российские учи­теля, врачи, мастера, инже­неры приехали в те годы в Карачай благодаря усилиям Ислама Крымшамхалова, знавшего, ценившего их зна­ния, опыт, мастерство и по­нимавшего необходимость приобщения ко всему этому своих соплеменников.

У просветителя часто бы­вали гости: художники, ком­позиторы, артисты, ученые, путешественники, различные общественные деятели, поли­тики. Долгая и крепкая друж­ба связывала Ислама с вели­ким осетинским поэтом и ху­дожником Коста Хетагуровым. Это были родственные души. Большую роль в жизни Ислама сыграло его знаком­ство с Николаем Ярошенко, которому суждено было стать учителем и сподвижником Крымшамхалова. Они писали одни и те же пейзажи, по-дружески изображали друг друга за работой, выступали критиками работ, дарили друг другу свои эскизы, кар­тины (в Кисловодском музее им. Ярошенко и сейчас выставлены работы И.Крымшамхалова) Одна из комнат в доме И. Крымшамхалова, в ко­тором Ярошенко часто бывал, так и называлась "Ярошенковой".

Создание Исламом Крымшамхаповым первой карача­ево-балкарской азбуки стало важной вехой в истории на­циональной карачаевской ли­тературы. Просветитель дей­ствительно заботился о куль­туре, грамотности, образо­ванности земляков. Удиви­тельно актуальны сегодня слова И. Крымшамхалова о минусах "свободной" запад­ной, европейской культуры: "Может ли воспринимать та­кую гнилую культуру горец, ставящий высоко доверие, душевную теплоту; горец, вос­питанный в принципах скром­ности, воздержания и почи­тания возраста, положения и т. д.? Не подумайте, однако, что я хочу идеализировать горца, сказать, что все толь­ко хорошее присуще ему од­ному или что все горцы оди­наково обладают хорошими качествами души и натуры. Нет, да они и не нуждаются в этом: люди везде люди..."

Ислам Крымшамхалов многие годы провел в Петер­бурге. Но сырой климат сто­лицы не был благоприятным для его здоровья, привел к туберкулезу. Уступив настоя­тельным просьбам друзей, Крымшамхалов уезжает в Крым. Но переезд в солнеч­ный город не спас его. В на­чале зимы 1910 года И. Крымшамхажх умер и был похоронен в Ялте. Спустя несколько месяцев его тело было перевезено а Кавказ и перезахоронено в любимой им Теберде. На джемагатском кладбище над могилой Ислама Пачаевича Крым­шамхалова, человека, ставше­го в людской памяти олицет­ворением лучших черт горца, примером благородства, вы­сокой культуры, стойкости и самоотдачи, стоит скромный сын таш (надгробный камень). Думается, что Ислам Крымшамхалов достоин большего.

Наш горный край стал родиной многих достойных людей: просветителей, вра­чей, учителей, деятелей на­уки, культуры, искусства, ли­тературы, спорта, промыш­ленников, воинов, прославив­ших Отечество, тружеников-хлеборобов и животноводов, ставших знаменитыми и у себя дома, и в Средней Азии, куда забросила их злая судьба... Но Ислам Крымшамхалов был первым. Первым после легендарного Карчи. Первым просветите­лем карачаевского народа, первой всесторонне разви­той, действительно культур­ной личностью родом из Карачая, первым истинным за­щитником интересов своего народа, защитником без ору­жия...

И поэтому мы просто обя­заны чтить память этого че­ловека. Необходимо поставить достойные памятники и на могиле Ислама, и в Къарт-Джурте, и в Теберде. А еще не мешало бы для тех наших земляков, которые своим тру­дом, ответственностью, талантом и порядочностью про­славляют свою родину, учре­дить регулярную именную премию со значком. Не грех и студентам именную стипен­дию установить, тем, кто дей­ствительно хорошо и прилеж­но учится. И еще - необходи­мо восстановить многостра­дальный музей в доме Крым­шамхалова. С этим музеем как-то неладно получилось. В 1983 году специальным поста­новлением Совмина РСФСР здание гостевого дома Крым­шамхалова (долгие годы ис­пользовавшееся различными нужными Теберде службами) было передано для вновь уч­режденного музея альпиниз­ма, туризма и истории курор­та Теберда. 6 лет велись вос­становительные, реставраци­онные работы. Одновременно шел сбор музейного матери­ала. В 1989 году музей был открыт. 15 лет он исправно действовал, имея экспозицию альпинистско-туристской те­матики и небольшое количе­ство экспонатов, касавшихся жизни И. Крымшамхалова. Постоянно действовала бога­тая и периодически обнов­лявшаяся выставка "Художни­ки и горы", много других вре­менных выставок, всегда со­биравших посетителей из Теберды и гостей города. Тыся­чи людей приходили в этот музей, особенно часто - школьники. Но...

Музей в Теберде созда­вался как филиал Карачаево-Черкесского республиканско­го историко-культурного и природного музея-заповед­ника в пору, когда директо­ром последнего была Мария Османовна Байчорова. После ухода ее из жизни и после отлучения от музея организа­тора и создателя Тебердинского филиала, основного со­бирателя экспонатов И. Утяковой, а также К.-М. Алиева руководящие структуры поте­ряли к музею интерес, он был забыт и заброшен.

Сейчас зданию музея не­обходим срочный ремонт, ему действительно грозит разрушение. Но еще больше музею нужен энтузиаст, сумевший бы выправить дело. Надо, чтобы общёственность, мудрые и сильные люди взялись за благород­ное дело - восстановление музея. Конечно, можно опять сослаться на пресловутый глобальный кризис, но, если будут желание и воля, найдут­ся и средства, и силы. А по­сетители у него будут, ведь и сегодня сюда по старой па­мяти едут люди из других ре­гионов, которых теперь встречают не сотрудники му­зея, а сторожи с настоятель­ными просьбами покинуть усадьбу.

Надо быть оптимистами. И давайте в этот раз после­дуем нашей не самой симпа­тичной привычке делать все к какой-либо знаковой дате. Было бы очень правильно и хорошо, если бы к декабрю в Къарт-Джурте на выбранном аксакалами месте появился обелиск с барельефом Исла­ма Крымшамхалова, прилич­ный монумент на джемагатском кладбище (если это не противоречит каким-либо важным традициям), гранит­ный монумент с фигурой Ис­лама (возможно, вместе с друзьями К. Хетагуровым и Н. Ярошенко) во дворе му­зея. И хорошо бы, чтобы из­ваял памятники не кто-то из-за моря, а наш земляк, с со­седней улицы, из соседнего аула или города. Мне кажет­ся, Ислам Крымшамхалов этого заслужил.

("День республики", 23 марта 2010г.)

(Голосов: 1, Рейтинг: 5)

  • Нравится

Комментариев нет