Память жива
Танзиля Гуппоева,
Нальчик
А тобой, мой Кавказ, цепи длинных веков,
Толь закат, толь заря, толи кровь на вершинах,
Влился в имя твоё звон стихов и клинков.
Мой Кавказ, я - перо твоих крыльев орлиных.
Древняя, многострадальная, обильно политая кровью земля балкарцев! Множество завоевателей огнём и мечом прошли по твоим просторным равнинам и тесным ущельям! Веками пил народ горькую чашу своей судьбы. Но не дрогнул, не сломался мой маленький, но выживший народ. Если представить, что передо мной лежит книга всей жизни моего народа, какие страницы мне хотелось бы прочитать? О чём рассказать своему другу, близким, будущим поколениям? Очень многое! Всей жизни не хватит, чтобы внимательно, вдумчиво изучить каждое слово истории моего народа, моей Родины, и я ещё не раз вернусь к этой книге. буду читать её снова и снова. Я верю, что она так же бесконечна, как бесконечна жизнь.
Много рассказов я слышала о своём народе от учителей, родственников, читала в книгах. Одну историю мне поведала моя бабушка Мусукаева Мариям Танаевна. Рассказ её был о самом печальном периоде жизни народа - его депортации, "вина" которого определялась исключительно балкарским происхождением, об одной простой балкарской женщине Шамсе Ахматовне Мусукаевой, сполна разделившей все тяготы и невзгоды со своим народом.
Я хорошо знаю, что мой маленький народ не потерялся в бескрайних просторах среднеазиатских республик. Многие балкарцы, оставаясь спецпереселенцами, получили высокие правительственные награды. Несколько тысяч человек были награждены медалью "За доблестный труд в годы Великой Отечественной войны", удостоены орденов, а после 20-го съезда КПСС четырём балкарцам по представлению правительства Казахстана, Киргизии и Узбекистана присвоено звание Героя Социалистического Труда. Двумя орденами Ленина награждена Шамса Ахматовна Мусукаева.
Она родилась в 1918 году. Её отец Ахмат Мусукаев принимал самое активное участие в революционных преобразованиях на Кавказе. Весной 1930 года началась организация колхоза в его родном селе Кёнделене. Большую роль в создании этого хозяйства сыграл Ахмат. За что и был убит. Очень хорошо помнила дочь Ахмата Тугановича Шамса последний день жизни своего отца. Вот что она написала в своих воспоминаниях: "Мать уехала на съезд горянок, а я осталась в доме хозяйкой. Отец сидел за столом со своим другом, подшучивал надо мной, так как мне было всего 12 лет, а я, как настоящая хозяйка, подавала им ужин. И так хорошо справилась со своей ролью, что гость, уходя, ласково похвалил меня. В глазах отца я увидела гордость за меня и большую любовь. Всю свою жизнь помнила тот взгляд и всегда хотела быть достойной любви и уважения своего отца… Рано утром он уехал. На прощание я поцеловала его и сказала то, что обычно говорила мать: "Береги себя". - Ничего, хозяйка, - улыбнулся отец. - Для меня ещё не отлита пуля. А пуля уже была отлита. И не одна… В те скорбные дни, когда вся республика хоронила отца и активистов, погибших вместе с ним от вражеских пуль, я поняла, что красивая и справедливая жизнь не приходит сама собой. Она наступит, когда за неё будет бороться каждый…"
Вот такие мужественные слова записаны в воспоминаниях Шамсы Мусукаевой. Родственники её рассказали мне и то, что помнили о самой Шамсе. Отец оставил ей в наследство мужество, смелость, неутомимость, огромное трудолюбие. Она была похожа на своего отца. Власть позаботилась о судьбе Шамсы Ахматовны. Она училась в различных учебных заведениях: в Ленинском учебном городке в Нальчике, на рабфаке в Ленинграде, в Кабардино-Балкарском пединституте. В родном Кёнделене стала директором Дома пионеров. Когда началась Великая Отечественная война и враг стал прорываться на Кавказ, Шамса отказалась эвакуироваться, решила последовать примеру своего отца, бывшего партизаном в Гражданскую войну. Она вступила в партизанский отряд и была награждена медалями "За боевые заслуги" и "За оборону Кавказа". Тем не менее, с 1944-го по 1957-й год она была спецпереселенкой, работала агрономом-полеводом в колхозах Киргизии.
В 1957 году, посе возвращения народа на свою родину, односельчане предложили Шамсе Мусукаевой стать председателем воссоздаваемого в Кёнделене колхоза. Она не сразу ответила на столь серьёзное предложение: принять на себя ответственность за судьбу тысяч семейств не каждый решится. При этом молодое хозяйство не имело ни скота, ни техники. Кёнделеновские аксакалы обещали ей свою поддержку. Семнадцать лет Шамса Ахматовна была бессменным руководителем правления колхоза, который носил имя её отца. За эти годы неузнаваемо изменился облик её родного села. Почти все дома колхозников были отстроены заново, возведены новые здания сельской школы, больницы, магазинов, почты. Кёнделен стал одним из первых сёл в республике, где построили широкоэкранный кинотеатр. Селение было полностью радиофицировано. Здесь было 4 библиотеки, книжный фонд которых превышал 20 тысяч томов. Колхоз имени Ахмата Тугановича Мусукаева был одним из наиболее экономически развитых хозяйств республики. Шамса Ахматовна избиралась депутатом Верховного Совета СССР, депутатом Верховного Совета Кабардино-Балкарской АССР.
Я встретилась с дочерью Шамсы Мусукаевой - Валентиной Магамедовной Биштоковой, которая работает в больнице родного села акушеркой. И вот что она сказала мне: "Моя мама была и есть примером не только для меня, но и для моих детей. Её жизнь является истинным подвигом ради своего народа. Вместе с тем она простая балкарская женщина, преданная своей семье, своим детям. Её добрая материнская улыбка, ласковые, всё понимающие глаза и бесконечная доброта навсегда с нами".
В моём рассказе - только одна судьба. А сколько их было и есть сейчас, моих замечательных соотечественников, благодаря которым продолжается наша жизнь. Они выстояли, вытерпели, выдержали, чтобы жили мы. И очень хотелось бы, чтобы мы, подрастающее поколение, были по настоящему достойны их усилий!
Комментариев нет