Расширенный поиск
25 Апреля  2024 года
Логин: Регистрация
Пароль: Забыли пароль?
  • Ётген ёмюр – акъгъан суу.
  • Чакъырылмагъан къонакъ къачан кетерин сормаз.
  • Ханнга да келеди хариблик.
  • Ойнай-ойнай кёз чыгъар.
  • Къарыусузгъа кюлме, онгсузгъа тийме.
  • Чакъырылмагъан джерге барма, чакъырылгъан джерден къалма.
  • Адамны сыфатына къарама, сёзюне къара.
  • Эринчекни эр алмаз, эр алса да, кёл салмаз, кёл салса да, кёб бармаз!
  • Элге къуллукъ этмеген, элге ие болмаз.
  • Нёгер болсанг, тенг бол, тенг болмасанг, кенг бол.
  • Ётюрюкчюню шагъаты – къатында.
  • Ётюрюкден тюбю джокъ, кёлтюрюрге джиби джокъ.
  • Башсыз урчукъ тюзюне айланмаз.
  • Къарны аманнга къазан такъдырма, къолу аманнга от джакъдырма.
  • Юйлю уругъа ит чабмаз.
  • Аджал соруб келмез, келсе, къайтыб кетмез.
  • Джюз элде джюз ёгюзюм болгъандан эсе, джюз джууугъум болсун.
  • Ким бла джюрюсенг, аны кёзю бла кёрюнюрсе.
  • Онгсузну – джакъла, тенгликни – сакъла.
  • Билимсиз иш бармаз.
  • Эри аманны, къатыны – аман.
  • Аман эсирсе, юйюн ояр.
  • Ашатыргъа иш – ашхы, ишлетирге аш – ашхы.
  • Уллу атлама – абынырса, уллу къабма – къарылырса.
  • Уясында не кёрсе, учханында аны этер.
  • Къолу уллу – асыу, аягъы уллу – джарсыу.
  • Ачны эсинде – аш.
  • Аз сёлеш, кёб ишле.
  • Рысхы джалгъанды: келген да этер, кетген да этер.
  • Татлы тилде – сёз ариу, чемер къолда – иш ариу.
  • Джыйырма къойну юч джыйырма эбзе кюте эди.
  • Адамны адамлыгъы къыйынлыкъда айгъакъланады.
  • Элде адам къалмаса, ит тахтагъа минер.
  • Сютню башын джалагъан къутулур, тюбюн ичген тутулур.
  • Кесинге джетмегенни, кёб сёлешме.
  • Атадан ёксюз – бир ёксюз, анадан ёксюз – эки ёксюз.
  • Суу да къайтады чыкъгъан джерине.
  • Сууда джау джокъ, кёб сёзде магъана джокъ.
  • Ачыкъ джюрекге джол – ачыкъ.
  • Джаханимни кёрмей, джандетге кёл салмазса.
  • Ургъан суудан башынгы сакъла.
  • Тойчу джашха къарама, къойчу джашха къара.
  • Билимли ёлмез, билимсиз кёрмез.
  • Огъурлуну сёзю – суу, огъурсузну сёзю – уу.
  • Джаным-тиним – окъуу, билим.
  • Сёз садакъдан кючлюдю.
  • Aдам боллукъ, сыфатындан белгили.
  • Чоюнну башы ачыкъ болса, итге уят керекди.
  • Аякъларынгы джууургъанынга кёре узат.
  • Адамны джюреги нени кёрюрге сюйсе, кёзю да аны кёрюрге ёч болады.

Алтынжюрек

11.07.2008 0 3816

Лейля Уртенова,
Нальчик

Меценаты, поддерживающие культуру - люди самые разные, порой несколько эксцентричные и даже странные, но вместе с тем во многом похожие друг на друга. Конечно, сегодняшний меценат, при всем коренном сходстве, не совсем таков, какими были, допустим, П. Третьяков или С. Морозов. Их объединяет одно - оказать финансовую поддержку своему народу, содействовать развитию национальной культуры. Таким героем у балкарского народа является Исмаил Кайтаев.

Исмаил Кайтаев родился в 1942году в Нальчик. Среднюю школу он окончил переселенцем в селении Мерке Казахстана. Затем успешно окончил кооперативный институт в Самарканде. Работал на различных должностях. Исмаил вырос в религиозной семье. Отец его, Мухамед Кайтаев, имея светское образование, в свое время получил еще и религиозное у лучших имамов Карачая. Мать Исмаила - Керимат Геттуева - тоже была воспитана в таких традициях. Отец Исмаила не вернулся с войны. Керимат же воспитала своего сына честным, доброжелательным, отзывчивым человеком.

В 1987 году, когда вышел закон о кооперативах, Исмаил первым в Кабардино-Балкарии открыл кооператив "Алтынкъол" ("Золотые руки"), создав 600 рабочих мест. В то время в стране еще не было кооператива с таким числом рабочих. Это дало возможность многим балкарским женщинам реализовать свою продукцию по ценам, складывающимся на рынке Нальчика, не выезжая за пределы республики и оставаясь с семьей. Заработная плата у членов кооператива по тем временам была более чем достойной, к тому же многодетные семьи поощрялись, кооператив выплачивал деньги детям рабочих, начиная от новорожденных до студентов включительно, чего на практике ранее не было.
Исмаил Кайтаев - человек до глубины души преданный своему народу знал, как трудно живется балкарцам, в частности балкарской женщине, на попечении которой подчас находилась вся семья. И он делал все что было ему под силу для защиты ее социальных интересов.

Дела в кооперативе шли настолько хорошо, настолько налажено, что в Москве в Центросоюзе "Алтынкъол" не раз удостаивался похвалы. У кооператива были далеко идущие планы - Исмаил Кайтаев встречался с председателем Центросоюза Т. Климовым по вопросу приобретения по сходной цене 3-4 рефрижераторов, для вывоза из республики продуктов питания на рынки Москвы. Вопрос решился положительно. Но в то время власти уже активно взялись за закрытие кооператива.
Также, будучи в Москве по делам кооператива, Исмаил познакомился с директором одной из австрийских фирм и показал ему изделия балкарских рукодельниц. Из 12 образцов австриец выбрал 8, и они договорились, что австрийцы будут платить в три раза больше, чем получал бы кооператив за такие изделия в самых дальних районах страны. Они также договорились о регулярной поставке товара в Австрию в неограниченном количестве, что, естественно, способствовало бы росту благосостояния многих семей. Это также позволило бы увеличить число рабочих мест во много раз, куда можно было бы привлечь большое число занимающихся народными промыслами по всей Кабардино-Балкарии, чего и добивался Исмаил. Планы у него были действительно грандиозные: он хотел создать у нас в республике фабрику по пошиву дубленок из овчины и многое другое. Представители австрийской фирмы любезно согласились поставить оборудование и откомандировать своих специалистов в Нальчик для обучения обслуживающих их рабочих. Увы, все его планы рухнули - местной бюрократии пришелся не по нраву энтузиазм, с которым Исмаил подходил к своему делу. Не помогли даже многочисленные митинги женщин-труженниц. В итоге более 600 семей оказались без средств к существованию.

Давно зрела мысль у балкарской интеллигенции о создании своего ансамбля национального танца. И вот в 1988 году, в сентябре к Исмаилу обратились народный писатель А. Теппеев, балетмейстер М. Кудаев и художник И. Занкишиев с просьбой оказать содействие в создании этнографического ансамбля национального танца. Исмаил с удовольствием откликнулся и из своих личных средств назначил заработную плату каждому танцору (100 р.), балетмейстеру, художественному руководителю и директору (200 р.). Для сравнения: оклад министра в то время составлял 200-220 руб. Исмаил Кайтаев также арендовал помещение для проведения репетиций, заказывал костюмы и другие атрибуты, необходимые для проведения концертов, принимал самое активное участие в предложении дать зародившемуся ансамблю название "Балкария". Название удалось отстоять с большим трудом. Судьба "Балкарии" могла повторить судьбу кооператива "Алтынкъол". Увы, за это известные недоброжелатели тоже взялись. Интересы кооператива и ансамбля "Балкария" были взаимосвязаны. Многие полагали, что, закрыв кооператив, ансамбль лишиться финансовой поддержки и распадется без особых усилий. Но даже после закрытия кооператива, Исмаил продолжал финансировать ансамбль, пока "Балкария" не получила государственный статус.

Исмаил помог в исцелении еще одной незаживающей раны своему народу - в возвращении праха великого мыслителя Кязима Мечиева на родину. Каждому из нас запали в сердце строки завещания К. Мечиева: "…Если даже стану камнем, возврати меня, Аллах, на родину!" И вот пришел день, когда представители балкарской интеллигенции выехали в Казахстан для того, чтобы найти могилу поэта вернуть его прах в Кабардино-Балкарию. Исмаил выделил членам этой делегации солидную сумму, чтобы они достойно представляли республику и весь балкарский народ... Многие из соплеменников говорили, что если бы у балкарского народа таких сыновей, как Исмаил Кайтаев было хотя бы несколько, лучшего было бы трудно пожелать.

Кайтаев Исмаил-Хаджи также является автором книг "Дууала" на балкарском языке и "Волшебные свойства 99 имен Аллааха и 114 сур Корана" на русском языке.

Самое дорогое для этого человека - честь. Он непримирим с безответственностью, алчностью и ложью. "Наверное, это короткое время дается нам для испытаний, для того, чтобы мы не забывали Аллаха и строили дорогу в последующий мир, - размышляет Исмаил над смыслом жизни. - Помогать своему ближнему - это благость, с которой ничто не сравнится. Много тех, кто ради богатства теряет все - честь, здоровье, подчас и жизнь. Но зачем оно, это богатство, если не может послужить твоему народу?.."

 

(Нет голосов)

  • Нравится

Комментариев нет