Расширенный поиск
25 Июля  2017 года
Логин: Регистрация
Пароль: Забыли пароль?
  • Ата – баланы уясы.
  • Билим насыб берир, билим джолну керир.
  • Адеб этмеген, адеб кёрмез.
  • Иги джашны ышаны – аз сёлешиб, кёб тынгылар.
  • Ариуну – ауруу кёб.
  • Юйлю уругъа ит чабмаз.
  • Кёзю сокъурдан – къоркъма, кёлю сокъурдан – къоркъ.
  • Халкъны юйю – туугъан джери.
  • Биреуге аманлыкъны тилеме да, кесинге ашхылыкъны тиле.
  • Чомарт джарлы болмаз.
  • Кёб ант этген, кёб ётюрюк айтыр.
  • Этни бети бла шорпасы.
  • Джигер – джаннга къыйынлыкъ.
  • Суу кетер, таш къалыр.
  • Кийим тукъум сордурур.
  • Таукелге нюр джауар.
  • Ёгюзню мюйюзлери ауурлукъ этмейдиле.
  • Малны кют, джерни тюрт.
  • Урама да – ёледи, сатама да – келеди.
  • Адебни адебсизден юрен.
  • Ач да бол, токъ да бол – намысынга бек бол.
  • Ойнай-ойнай кёз чыгъар.
  • Джырчы ёлсе, джыры къалыр.
  • Айтхан – тынч, этген – къыйын.
  • Игилик игилик бла сингдирилиучю затды.
  • Ата Джуртча джер болмаз, туугъан элча эл болмаз.
  • Ашда – бёрю, ишде – ёлю.
  • Аман хансны – урлугъу кёб.
  • Къолунгдан къуймакъ ашатсанг да, атаны борчундан къутулмазса.
  • Тилчи тилден къаныкъмаз.
  • Аурууну келиую тынч, кетиую – къыйын.
  • Рысхы – насыбха къор.
  • Къарнынг къанлынга кийирир.
  • Ишлегенде эринме, ишде чолакъ кёрюнме.
  • Джукъу тёшек сайламайды.
  • Аман адам элни бир-бирине джау этер.
  • Къыйынлы джети элге оноу этер.
  • Къартны бурнун сюрт да, оноугъа тут.
  • Ёлген эшек бёрюден къоркъмайды.
  • Ургъан суудан башынгы сакъла.
  • Билмегенинги, билгеннге сор.
  • Аз айтсам, кёб ангылагъыз.
  • Окъугъан озар, окъумагъан тозар.
  • Адам къаллай бир ишленмесе, аллай бир кесин уллу кёреди.
  • Болджал ишни бёрю ашар.
  • Мураты болгъанны джюрек тебюую башхады.
  • Халкъны джырын джырласанг, халкъ санга эжиу этер.
  • Байма, деб да, къууанма, джарлыма, деб да, джылама.
  • Аджашханны ызындагъы кёреди, джангылгъанны джанындагъы биледи.
  • Къарны аманнга къазан такъдырма, къолу аманнга от джакъдырма.

Родовой долг

29.06.2007 2 3326

Мухтар Боттаев,
Нальчик

Два чувства дивно близки нам,
В них обретает сердце пищу:
Любовь к отеческим гробам,
Любовь к родному пепелищу.
Бессмертные строки А.С.Пушкина возвращают нас к началу начал - к духовным и моральным истокам. А два этих понятия можно объединить в слово память. Может именно она определяет во многом нравственный долг человека.

Видимо этот долг созвал представителей рода Ульбашевых в родовое селение Шаурдат, чтобы установить памятный камень погибшим на фронтах Великой Отечественной войны и в годы депортации. 76 представителей рода ушли на фронт, многие не вернулись в родные края. Около 150 (по неполным подсчетам) остались в Средней Азии, найдя себе последний приют.

Собравшиеся со всех сел Ульбашевы, в начале посетили древний аул, от которого остались фундаменты домов да каменные изгороди. Старый Науруз, собрав вокруг себя молодежь, рассказывает где какая семья жила. А заслуженный деятель искусств КБР, известный певец Азнор Ульбашев обнимает уцелевшие стены школы. "Здесь я проучился 5 лет, пока нас не выслали", - говорит он и вспоминает русскую учительницу Анну Петровну, которая, когда балкарцы возвращались на родину, по классному журналу искала на перроне своих бывших учеников.

А Мухарби Ульбашев показывает, вооружившимся видеокамерами и фотоаппаратами ребятам, место, где росло дерево Раубазы. Дело в том, что род Ульбашевых происходит от греков, и почти до ХХ века соблюдал культ священного дерева, под покровительство которого мог прибегнуть преследуемый. По рассказам, оно было ветвистым и напоминало человека с большими раскинутыми руками. В те давние времена дереву поклонялись только жители Черекского ущелья.

Почитаемым дерево стало, по мнению старожилов, после одного случая. Как-то раз, в начале лета, с востока надвинулась огромная черная туча, прошел такой страшный град, что весь скот, находившийся на пастбищах погиб, осталось несколько животных, укрывшихся под раскидистым деревом.

Этимология иногда вызывает споры, но объяснение простое. Древнее слово "Ырыу" означает "род" и "племя" от общетюркского "ур", "уру", "урукъ", "урлукъ" - "семя", "потомок", "потомство". Вторая часть - "баз" - в современном карачаево-балкарском языке означает "опора", "защита", "сила". +"ы" - суффикс принадлежности. Таким образом "Раубазы" можно перевести как "опора племени" или "защитник племени".

Мифологизированные рассказы повествуют о том, что дерево было огромным и достигало в обхвате метров 25. После принятия ислама отец известного революционера-коммуниста Магомеда Энеева Али-эфенди вместе со своими учениками срубил языческое дерево. Ульбашевы долго не могли смириться с этим, и даже сейчас во многих семьях хранятся щепки дерева Раубазы.

Отвечая на насмешки мусульман, язычники произносили поговорку: "Аллах сени жанынга окъуна болсун, Раубузы мени жаныма болсун ансы". Дословно: "Пусть Аллах будет за тебя, лишь бы Раубазы было за меня".

В 1981 году Магомед Хажиевич и Азнор Жамбекович Ульбашевы в том же месте посадили молодое деревцо, но… оно кем-то было срублено накануне приезда представителей рода...

Шаурдат расположен намного выше нынешней Верхней Балкарии. До сих пор огороженные участки земли обрабатывают, сожают картофель, кукурузу. А воды рядом нет. "Раньше мы строили арыки и вода поступала из реки Нарчи", - рассказывает старый Науруз. - Река находится ниже села, но арыки строились по особой схеме и земля была орошаемой. А воду для питья носили из источника… До сих пор во рту ее вкус, а мне уже 84 года", - добавляет Науруз.

Кстати, род знаменит и долгожителями, 14 человек, перевалив вековой юбилей, ушли в мир иной. Добрую память о себе оставили Ульбашев Келлет Эльмурзаевич, награжденный Георгиевскими крестами 2,3,4-ой степеней за героизм в Первую мировую войну. Ульбашев Исмаил Локъманович - бывший Председатель Президиума Верховного совета КБАССР, основатель Государственных ансамблей "Кабардинка" и "Балкария" - заслуженный артист РФ Мутай Ульбашев, Сафият Ульбашева - первая женщина-председатель сельсовета в Верхней Балкарии... Обо всех именитых представителях рода вспомнили в этот день.

В Шаурдат приехали и представители кабардинской ветви рода, они живут в селениях Исламей и Нижняя Жемтала, правда, пишутся Улимбашевыми. Полную историю рода, по их признанию, они узнали из рассказов старожилов. А памятный камень установили на красивой поляне у въезда в старинный аул и совершили обряд поминовения. А на плите выбиты стихи Ахмадьи Ульбашева, который был репрессирован в 1930-е годы, но позже сумел вернуться и нашел вечный покой на Родине.

Бизни чынгыл къаяла
Къолла, сыртла, талала,
Миллион жыл жашайла,
Къонакъ юйге ушайла.

Алада къонакъ болуп,
Кеп телюле кетдиле.
Ала алай тургъанлы,
Кеп емюрле етдюле.

Биз да кетербиз бирде,
Тауларыбыз къалырла.
Бизден сора келликле,
Анда жашау салырла.

"Это наш нравственный долг" - сказал, прочитав молитву, Науруз Ульбашев. Наверное, благодаря этому долгу прорастают в душе человека семена добра, справедливости, сопереживания, и проносятся они через всю жизнь, окрашивая собой все существование.

(Голосов: 2, Рейтинг: 3.5)

  • Нравится

Комментарии (2)

    Джаратама0
    ANDIN
    20.08.2016 14:51:13
    Здравствуйте! У меня возник любопытный вопрос: почему у карачай-балкарцев все фамилии пытаются привести откуда-то? В частности, по фамилии Ульбашевы дана такая этимология, что можно упасть и не встать. Как это понять? Почему Вы забыли настоящее звучание этой фамилии на своем языке, а именно Уллубаш, Уллубашлары. А теперь дайте, пожалуйста, этимологию. Вот так оно и случается. Уллубашлары, как мне кажется, не от размеров головы, а от численности рода,, а возможно, и от знатности, что скорее всего. Вы очень сильно сократили не только значимость, а и древность и статус. Почему? Может уже пора всем фамилиям найти свои корни у себя, в первую очередь, и, только потом, искать на стороне?
    Джаратама0
    ANDIN
    20.08.2016 14:57:37
    УльбашевыУльбашевы- балкарский род сформировавшийся в Балкарском ущелье. Они жили в родовом селении Шаурдат откуда переселились в Тёбен-Эль, Кашхатау, Думалу, Хабаз и Наурузово .
    В настоящее время представители рода – балкарцы, кабардинцы и русские.Варианты написания :Уллубашевы, Ульбашевы, Улимбашевы, Улыбашевы.Согласно фамильным преданиям, родоначальником Ульбашевых являлся некий человек Уллубаш. Он родился и жил в ауле Шаурдат, здесь же покоится его прах. Определить хотя бы приблизительно время его жизни невозможно, зато доподлинно известна судьба его потомков, которые уже носили фамилию Уллубашлары. Окончание – лары в этом слове – показатель принадлежности и множественности.Уллубаш и его потомки пользовались авторитетом и уважением в народе, были хранителями культа священного дерева Раубазы. Генеалогию рода мы ведем от достоверно известного представителя рода – Башулука Уллубашева, который является предком всех Ульбашевых, Улимбашевых, Хосаевых(балкарцев), Улыбашевых.

    Родословное дерево