Расширенный поиск
22 Октября  2021 года
Логин: Регистрация
Пароль: Забыли пароль?
  • Элде адам къалмаса, ит тахтагъа минер.
  • Къайгъы тюбю – тенгиз.
  • Бал – татлы, балдан да бала – татлы.
  • Адеби болмагъан къыз – тузсуз хант.
  • Сабий кёргенин унутмаз.
  • Джарлы эскисин джамаса, къууаныр.
  • Келлик заман – къартлыкъ келтирир, кетген заман – джашлыкъ ёлтюрюр.
  • Кёб къычыргъандан – къоркъма, тынч олтургъандан – къоркъ.
  • Ёлген аслан – сау чычхан.
  • Aдам боллукъ, сыфатындан белгили.
  • Эки элинги тыйсанг, джети элде махталырса.
  • Насыб бютеу халкъны юлюшюдю.
  • Мен да «сен», дейме, сен да «кесим», дейсе.
  • Иесиз малны бёрю ашар.
  • Кийимни бичсенг, кенг бич, тар этген къыйын тюлдю.
  • Эте билген, этген этеди, эте билмеген, юретген этеди!
  • Акъыл неден да кючлюдю.
  • Харам къарнашдан, халал тенг ашхы.
  • Джырына кёре эжиую.
  • Уллу сёзде уят джокъ.
  • Чёбню кёлтюрсенг, тюбюнден сёз чыгъар.
  • Ашыкъгъанны этеги бутуна чырмалыр.
  • Къызын тута билмеген, тул этер, джашын тута билмеген, къул этер.
  • Кёлю джокъну – джолу джокъ.
  • Джаралыны джастыгъында сау ёлюр.
  • Ат басханны джер билед.
  • Ариу сёз – джаннга азыкъ, аман сёз – башха къазыкъ.
  • Ариу сёз джыланны орнундан чыгъарыр.
  • Чабакъгъа акъыл, табагъа тюшсе келеди.
  • Джашынгы кесинг юретмесенг, джашау юретир.
  • Адам сёзге тынгыла, акъыл сёзню ангыла.
  • Дженгил джетерикме деб, узун джолну къоюб, къысхасын барма.
  • Кёл ашады да, кеси ашады.
  • Иги адамны бир сёзю эки болмаз.
  • Абынмазлыкъ аякъ джокъ, джангылмазлыкъ джаякъ джокъ.
  • Биреуню тёрюнден, кесинги эшик артынг игиди.
  • Атынг аманнга чыкъгъандан эсе, джанынг тамагъынгдан чыкъсын.
  • Кёбден умут этиб, аздан къуру къалма.
  • Ашхы – джыяр, аман – джояр.
  • Айтхан – тынч, этген – къыйын.
  • Бюгюн дуния кибик, тамбла ахыратды.
  • Джашны джигитлиги сорулур, къызны джигерлиги сорулур.
  • Экеу тутушса, биреу джыгъылыр.
  • Хансыз джомакъ болмаз.
  • Элиб деген, элге болушур.
  • Душманны тышы – акъ, ичи – къара.
  • Чомарт къолда мал къалмаз.
  • Тойну къарнашы – харс, джырны къарнашы – эжиу.
  • Эллинг бла джау болсанг да, юйюнг бла джау болма.
  • Акъыллы айтыр эди, акъылсыз къоймайды.

Семеро смелых

27.04.2007 0 5762

Г. Реррих-Каракетова,
Алматы, Казахстан

Меняются времена и нравы, появляются новые представления о красоте, но вечные ценности, как известно, остаются неизменными.

Гостям конкурса "Мисс Минги-Тау" проходившего в Ассамблее Народов Казахстана удалось стать свидетелями редкого и удивительного сочетания красоты, ума, благородства, смирения и послушания. Семь девушек карачаевок и балкарок продемонстрировали гостям праздникам и требовательному жюри веками ценившиеся достоинства истинной горянки: ее нежность, красоту, скромность, способность к танцам и мастерство в рукоделии.

Событие имело мало общего с привычными конкурсами красоты, да и критерии по которым оценивались конкурсантки были совсем иными. Девушки раскрывали свои знания традиций и обычаев, соревновались в искусности приготовления национальных блюд, рассказывали об истории традиционных предметов одежды и быта горцев, и конечно же, конкурс не мог обойтись без зажигательных народных танцев.

Но по порядку. Приготовления начались задолго до самого знаменательного дня - девушки готовили костюмы, репетировали танцы, морально настраивались на первое в их жизни выступление на публике. Много веселых и волнительных моментов было при подготовке технических деталей конкурса - определении номинанток, жеребьевке, распределении и подготовке тематического домашнего задания, поиске и сборе информации. Все вместе волновались и готовились, помогали и поддерживали друг друга как могли.

Но вот и наступил главный момент - выход на сцену. Позади волнение и приготовления, неуверенность и смущение. Легкая поступь, пластика и отточенность движений, стройный стан, гордая походка и девушки "плывут" по сцене - танец горянок поистине завораживающее зрелище. Лучшего начала праздника не придумать, ведь именно языком танца передается история, быт и мечты народа.

Дальше девушки представляли себя уже индивидуально - каждая назвала свое имя и в нескольких словах рассказала о себе, своих занятиях и увлечениях, планах на будущее. Ведь помимо красоты внешней, которой обладали без исключения все конкурсантки, очень важно понять и почувствовать красоту внутреннюю, личность и обаяние девушки. С древних времен девушки горянки отличались трудолюбием и были искусными рукодельницами.

Следующий конкурс был посвящен горскому костюму и также предметам обихода, изготавливаемым вручную. Девушки рассказывали о таких элементах костюма как теме, къол башлау, бурка, и конечно же платки, которые являются предметом особой гордости горянок. В каждой семье хранятся платки передаваемые из поколения в поколение, они бесценны и являются семейной реликвией.

Не остался без внимания такой традиционный предмет быта карачаевцев и балкарцев, как кийиз - узорный войлок изготавливаемый вручную. Издавна считалось, что чем больше в доме кийизов, тем искуснее и трудолюбивее женщины этого дома. Запомнилось выступление Сабины Тиловой, которая рассказала о таком предмете домашнего обихода как бешик - детская колыбелька. Участница объяснила как это изобретение наших предков позволяет малышу "всегда чувствовать себя сухо и комфортно".

Следующий конкурс был на знание традиций и обычаев своего народа. Каждая конкурсантка рассказала об одном из древних обычаев карачаевцев и балкарцев - как правильно встречать гостя, как устраивать смотрины жениха, как вести себя молодой жене в доме родителей мужа, как приветствовать старших и молодых и многое другое.

Танцы, танцы. Зажигательные и плавные, горячие и темпераментные, но всегда очень самобытные. В этом конкурсе девушки исполняли сольный танец. Тюз тепсеу, Абезек - традиционные древние карачаевские и балкарские танцы, в которых отразились труд человека, уклад жизни, характер, нравы и история народа. Надо сказать, что этот конкурс заметно оживил публику, которая еле сдерживалась чтобы самой не пуститься в пляс под звуки гармони.

Ну а в самом конце праздника, девушки угощали гостей блюдами карачаевской и балкарской кухни, приготовленными собственноручно. Чего там только не было - сохта, джерме, къакъ эт, къыйма, несколько видов хычинов, голова барашка. Надо отметить, что этот конкурс особенно понравился членам жюри, которые дегустировали блюда и оценивали кулинарные способности участниц.

Ответственный и торжественный момент - награждение. Ох и непросто было принимать решение, о чем свидетельствовало продолжительное и бурное обсуждение членами жюри. Но вердикт вынесен и жюри оглашает результаты: Зарина Эркенова "Мисс Минги-Тау", Мадина Габаева "Мисс Грация", Бэла Этезова "Мисс Очарование", Сабина Тилова "Мисс Обаяние", Лаура Асланян "Мисс элегантность", Мадина Аккулова "Мисс Нежность", Мадина Атмурзаева "Мисс скромность".

Конечно же, важен не столько сам конкурс в значении соревнования, сколько удавшийся праздник красоты, молодости и весны. Достоинство и благородство дочерей своего народа, искренне любящих и хранящих самобытность и культуру карачаево-балкарцев, как и в древние времена они привлекают внимание своей непохожестью на других. Это красота внешняя и внутренняя - легкость и воздушность фигуры, чувство собственного достоинства, особая горделивость и одновременно душевная мягкость.

Горянки - тоненькие, белолицые, с чёрными бровями, из-под которых только иногда светятся большие темные глаза, полные скромности и достоинства. Всё то, что должно быть по представлению горцев в идеальной девушке, сестре, жене предстаёт в их образе. Сегодня, как и в прежние времена, такие качества, как преданность семье и традициям и право на социальную активность плюс умение быть естественной и самобытной делает горянку неотразимой.

Перефразируя известную фразу известной песни хочется сказать: "Лучше гор могут быть только Горцы", а что же может быть лучше горцев - конечно Горянки! И наши девушки это наглядно доказали.

(Голосов: 2, Рейтинг: 4.5)

  • Нравится

Комментариев нет