Расширенный поиск
21 Января  2017 года
Логин: Регистрация
Пароль: Забыли пароль?
  • Ашлыкъ – бюртюкден, джюн – тюкден.
  • Ашхы сёз таш тешер.
  • Уллу атлама – абынырса, уллу къабма – къарылырса.
  • Иши джокъну, сыйы джокъ.
  • Окъдан джара эртде-кеч болса да бителир, сёз джара, ёмюрге къалыр.
  • Тай асырагъан, атха минер.
  • Айтханы чапыракъдан ётмеген.
  • Тюз сёз баргъан сууну тыяр.
  • Гугук кесини атын айтыб къычыргъанча, мен, мен деб нек тураса?
  • Арыгъан къош чамчы болур.
  • Ётюрюкден тюбю джокъ, кёлтюрюрге джиби джокъ.
  • Адамны аты башхача, акъылы да башхады.
  • Алма терегинден кери кетмез.
  • Ата Джуртча джер болмаз, туугъан элча эл болмаз.
  • Джиби бир къат джетмей эди да, эки къат тарта эди.
  • От этилмеген джерден тютюн чыкъмайды.
  • Бастасын ашагъан, хантусун да ичер.
  • Аууздан келген, къолдан келсе, ким да патчах болур эди.
  • Ариу сёз – джаннга азыкъ, аман сёз – башха къазыкъ.
  • Суугъа – таянма, джаугъа – ийнанма.
  • Аман хансны – урлугъу кёб.
  • Тёрени джагъы джокъ.
  • Ариу джол аджал келтирмез.
  • Къая джолда джортма, ачыкъ сёзден къоркъма.
  • Окъугъанны бети джарыкъ.
  • Керилген да, ургъан кибикди.
  • Ариу сёз – къылычдан джити.
  • Эки итни арасына сюек атма, эки адамны арасында сёз чыгъарма.
  • Халкъгъа джарагъан, джарлы къалмаз.
  • Телини эшигин, махтау джабар.
  • Аз айтсам, кёб ангылагъыз.
  • Ариу – кёзге, акъыл – джюрекге.
  • Аман адамны тепсинге олтуртсанг, къызынгы тилер.
  • Ашхы болсанг, атынг чыгъар, аман болсанг, джанынг чыгъар.
  • Джылыгъа джылан илешир.
  • Чакъырылгъанны аты, чакъырылмагъанны багъасы болур.
  • Тойну къарнашы – харс, джырны къарнашы – эжиу.
  • Иги сеники эсе да, сюйген кесимикин этеме.
  • Тёзгеннге, джабылгъан эшик ачылыр.
  • Aдам боллукъ, сыфатындан белгили.
  • Акъыл къартда, джашда тюйюлдю – башдады.
  • Джолда аягъынга сакъ бол, ушакъда тилинге сакъ бол.
  • Эрни эр этерик да, къара джер этерик да, тиширыуду.
  • Огъурлуну сёзю – суу, огъурсузну сёзю – уу.
  • Нафысынгы айтханын этме, намысынгы айтханын эт.
  • Къарыусузгъа кюлме, онгсузгъа тийме.
  • Ата Джуртун танымагъан, атасын да танымаз.
  • Урунуу – насыбны анасы.
  • Чомарт къонакъ юй иесин сыйлар.
  • Арбаз сайлама да, хоншу сайла.

Из настоящего в будущее узорами прошлого

13.09.2006 0 4919

Светлана Магулаева,
Черкесск

Под таким девизом Лариса Чомаева представила нашу республику на VII Международном Конкурсе Высокой Моды Национального Костюма "ЭТНО-ЭРАТО", прошедшем в Москве, и заняла второе место в номинации "Лучший костюм народов Кавказа".

Для такого престижного конкурса, в котором приняли участие более 100 конкурсантов из разных городов и стран дальнего и ближнего зарубежья, это высокий показатель. Как говорит Лариса, "все они были сильными соперниками, достойными самых высоких званий". Каждый модельер на суд жюри представил свои лучшие работы.

Коллекцию Ларисы "Легенда гор" составили 5 платьев и один брючный костюм. Название тоже выбрано не случайно. Все вещи украшены национальным карачаевским орнаментом, аппликациями, вышивкой. Удачно подобранные цвета, великолепное сочетание настоящего с прошлым - это никого не оставит равнодушным.

К примеру, для брючного костюма, который состоит из пиджака, топа и брюк она выбрала темно-синий бархат, а также аппликацию, вышивку, плетение, шелковые и серебристые нити. В этом костюме использованы: зооморфные и растительные мотивы орнамента. На рукавах пиджака, по бокам топа и на брюках разрезы оформлены орнаментами и кисточками. Лариса показала, насколько органично может выглядеть традиционный национальный орнамент на современном женском брючном костюме.



"Гвоздем"  же коллекции стало национальное свадебное платье. По многовековой традиции свадебное платье у карачаевок и балкарок не было белого цвета,  а потому Лариса решила попробовать в более современном стиле свадебного платья использовать национальный колорит узоров и основные элементы традиционного кроя, соединяя узоры прошлого с современностью на фоне белого цвета. Платье сшито из белого креп-сатина и украшено аппликациями, вышивкой, плетением, шелковыми и серебристыми нитями. Спереди и по клиньям, на рукавах и нарукавниках, на шапочке узоры национального орнамента обрамлены стразами. Лариса в своих работах сумела передать дух и характер карачаевского народа.

Следует отметить, что талантов у Ларисы много: она занимается не только национальной вышивкой (золотым шитьем), но и вышивкой гладью. Кроме того, у неё дар художника-живописца, свои пейзажи она потом переводит на вышивку. Словом, в ее руках кисть и игла одинаково превращаются в инструмент для творческой работы.

Лариса удачно совмещает дизайн и моделирование с научно-педагогической работой. Она работает на кафедре декоративно-прикладного искусства художественно-графического факультета Карачаево-Черкесского государственного университета им.Умара Алиева, преподает дисциплину специализации "Золотое шитье", "Конструирование в дизайне среды", "Цветоведение и колористика".

Окончив аспирантуру при Карачаево-Черкесском государственном университете, защитила кандидатскую диссертацию по теме "Эстетическое воспитание подростков средствами этнохудожественной культуры карачаевцев". Разве не удивительно? Художник-модельер активно занимается научно-исследовательской деятельностью, уже имеет 28 публикаций, которые изданы не только в Карачаево-Черкесии, но и в Москве, Тольятти, Ростове-на-Дону.

В 2002 году Лариса принимала участие в ежегодном фестивале молодых художников Северного Кавказа в Ставрополе. В 2003 участвовала в III региональном фестивале декоративно-прикладного искусства "Источник вдохновения". Начиная с 1998 года, она ежегодно выставляет свои работы в республиканской картинной галерее.
 
В этом году Лариса награждена грамотой и дипломом I степени за участие в республиканской выставке. На будущее у Ларисы Чомаевой немало планов. В сентябре в Черкесске пройдет её персональная выставка. Здесь будут представлены все работы молодой художницы: пейзажи, коллекция национальной одежды, вышивки. Несомненно, что благодаря своему таланту и упорному труду Лариса внесла большой вклад в сохранение и развитие материальных, духовных и художественных ценностей, имеющих не только национальное, но и общечеловеческое значение.

(Нет голосов)

  • Нравится

Комментариев нет