Расширенный поиск
17 Января  2019 года
Логин: Регистрация
Пароль: Забыли пароль?
  • Эри аманны, къатыны – аман.
  • Айран ичген – къутулду, джугъусун джалагъан – тутулду.
  • Джарлы джети элни сёзюн этер.
  • Ариу сёз – джаннга азыкъ, аман сёз – башха къазыкъ.
  • Адеби болмагъан къыз – тузсуз хант.
  • Суу ичген шауданынга тюкюрме.
  • Адам сёзге тынгыла, акъыл сёзню ангыла.
  • Ачылгъан эт джабылыр, кёрген кёз унутмаз.
  • Окъдан джара эртде-кеч болса да бителир, сёз джара, ёмюрге къалыр.
  • Аманны къуугъан, аманлыкъ табар.
  • Туз, гырджын аша, тюзлюк бла джаша.
  • Кийим тукъум сордурур.
  • Аякъларынгы джууургъанынга кёре узат.
  • Таукелге нюр джауар.
  • Тюзню ётмеги тюзде къалса да, тас болмаз.
  • Азыкъ аз болса, эртде орун сал.
  • Кесинг сынамагъан затны, адамгъа буюрма.
  • Эркиши – от, тиширыу – суу.
  • Телиге акъыл салгъандан эсе, ёлгеннге джан салырса.
  • Ойнай билмеген, уруб къачар.
  • Артына баргъанны, къатына барма.
  • Адам сёзюнден белгили.
  • Сакъалы текени да бар, мыйыгъы киштикни да бар.
  • Ойнаб айтсанг да, эслеб айт.
  • «Ма», - дегенни билмесенг, «бер», - дегенни билмезсе.
  • Къонагъы джокъну – шоху джокъ.
  • Аман хансны – урлугъу кёб.
  • Уллу сёзде уят джокъ.
  • Эртде тургъан джылкъычыны эркек аты тай табар.
  • Эр абынмай, эл танымаз.
  • Татлы тилде – сёз ариу, чемер къолда – иш ариу.
  • Атлыны кёрсе, джаяуну буту талыр.
  • Джюз элде джюз ёгюзюм болгъандан эсе, джюз джууугъум болсун.
  • Элиб деген, элге болушур.
  • Билими азны – ауузунда кирит.
  • Хар зат кесини орнуна иги.
  • Экиндини кеч къылсанг, чабыб джетер ашхам.
  • Ана кёлю – балада, бала кёлю – талада.
  • Элге къуллукъ этмеген, элге ие болмаз.
  • Намысы болмагъанны, сыйы болмаз.
  • Дженгил джетерикме деб, узун джолну къоюб, къысхасын барма.
  • Иесиз малны бёрю ашар.
  • Эки итни арасына сюек атма, эки адамны арасында сёз чыгъарма.
  • Мен да «сен», дейме, сен да «кесим», дейсе.
  • Гугук кесини атын айтыб къычыргъанча, мен, мен деб нек тураса?
  • Босагъа таш юйге кирмей эди, тыбыр таш эшикге чыкъмай эди.
  • Адамны сабийин сюйген джюреги, бычакъча, джитиди.
  • Джолда аягъынга сакъ бол, ушакъда тилинге сакъ бол.
  • Байлыкъ тауусулур, билим тауусулмаз.
  • Тай асырагъан, атха минер.

Хранительница горского очага

05.07.2006 0 3191

Фатима Токова,
Черкесск

Это стало традицией, на исторической родине Карачая, в ауле Учкулан вот уже третий раз проводится конкурс "Хранительница горского очага". В отличие от привычных нам, престижных мировых конкурсов этот отличается тем, что судят здесь не только и не столько красоту, а знание обычаев, обрядов своего народа, умение готовить национальную пищу, петь и танцевать согласно древним обычаям. Как и должно быть, в воспитании подрастающего поколения, особенно девушек-горянок, особую роль играют издавна сложившиеся традиции, которые обязательно нужно передавать из поколения в поколение для дальнейшей жизни и расцвета своего народа. Это и служит целью данного конкурса.



В конкурсе от каждого аула Карачаевского района приняли участие по одной девушке в возрасте от 17 до 25 лет. На суд зрителей и членов жюри они представили свое домашнее задание - национальное блюдо. Разнообразие блюд поражало: хычыны с картошкой, с мясом, халва, вареная картошка с сушенным мясом (къакъ эт), сохта, джёрме, къыйма…  А чтобы у собравшихся не осталось сомнений, что эти кулинарные изделия приготовлены участницами, девушки рассказали как готовятся эти блюда.

Знание обычаев играет очень большую роль в становлении личности горянки, помня об этом, организаторы второе задание сделали конкурсом знания обрядов и традиции. Так, девушки рассказали о  почитании старших, о свадьбе и сопровождающих этот обряд элементах (берне, кюеу кёргюзтюу...), законах гостеприимства. 

Пожалуй, самым трудным было 3-е задание. Издревле в Карачае во время жертвоприношения (къурманлыкъ) после разделки туши животного, перед тем как, по обычаю, раздать мясо соседям и родственникам, нужно  было каждому выбрать определенную часть (юлюш). Каждая часть имела свою степень значимости, хорошую отдавали самому  уважаемому человеку. Знать о том, кому какая часть должна достаться, было обязанностью женщин. Участницы должны были объяснить значение каждой части, ее название и кому она предназначена.

Следующее задание тоже не уступало по сложности предыдущему - это вышивание золотом и умение прясть на веретене. Каждая девушка должна была за 3 минуты вышить на платке свои инициалы. По древнему обычаю наши бабушки и прабабушки дарили такие платки своим потенциальным женихам, тем самым показывая свою благосклонность к ним. Сосредоточиться в шумном зале, и за 3 минуты, а это очень немного, выполнить такое задание было почти невозможно, но ведь и собравшимся девушкам это было не в новинку. Так, к всеобщему удивлению с двумя этими конкурсами справились почти все девушки.

Дальше по программе пошли веселые конкурсы - пение и танцы. Пока одни девушки пели старинные народные песни, частушки (ийнарла), другие показывали искусство танца. Причем эти танцы отличались от современных, в них не было чрезмерных размахиваний руками, быстрого шага, сопровождавших все это свистов и выкриков.

Не обошлось и без конкурса-сюрприза: девушек познакомили с танцем наших прабабушек и предложили вместо обуви деревянные высокие колодки, в них надо было станцевать, причем главная задача была не упасть и не подвернуть ногу.

Конкурс "Хранительница горского очага" проводится в ауле Учкулан вот уже третий раз. И это наверное не случайно, ведь аул Учкулан родина всех карачаевцев, которые после построили свои аулы и села, и до сих пор строго хранят  древние обычаи и традиции.

Хотя все конкурсантки показали хорошие результаты, но лидер был определен  уже после первых двух конкурсов. И блюдо, и ровно вышитый рисунок, и исполнение песни под собственную игру на гармошке, все это определило победительниц, 1 место между собой поделили Файзура Тоторкулова из п.Новый Карачай и Ариузат Салпагарова из аула Верхний Учкулан.  Жесты, мимика, скромно опущенные глаза на протяжении всего конкурса выдавали в них истинных горянок. 2-ое место досталось Лейле Биджиевой из Нижнего Учкулана.

Закончился очередной конкурс "Хранительница горского очага", но большинство девушек наблюдавших за ним, уже начали готовиться к следующему конкурсу, строя планы, и обещая друг-другу, и самим себе жить и придерживаться неписанных законов гор.

(Нет голосов)

  • Нравится

Комментариев нет