Расширенный поиск
23 Марта  2017 года
Логин: Регистрация
Пароль: Забыли пароль?
  • Джети тилни билген джети кишиди.
  • Ашыкъгъан cуу, тенгизге джетмез.
  • Джарлы джети элни сёзюн этер.
  • Ауузу аманнга «иги», деме.
  • Намысы джокъну – дуниясы джокъ.
  • Билими азны – ауузунда кирит.
  • Хата – гитчеден.
  • Тамырсыз терекге таянма – джыгъылырса.
  • Къумурсхала джыйылсала, пилни да джыгъадыла.
  • Эринчекни эр алмаз, эр алса да, кёл салмаз, кёл салса да, кёб бармаз!
  • Къартны бурнун сюрт да, оноугъа тут.
  • Билмейме деген – бир сёз
  • Тулпарлыкъ, билекден тюл – джюрекден.
  • Къызын тута билмеген, тул этер, джашын тута билмеген, къул этер.
  • Къалгъан ишге къар джауар.
  • Ашха уста, юйюнде болсун
  • Тилсиз миллет джокъ болур.
  • Бастасын ашагъан, хантусун да ичер.
  • Кёзден кетген, кёлден да кетеди.
  • Таукел къуру къалмаз.
  • Этек чакъмакълары баш джаргъан, сёлешген сёзлери таш джаргъан.
  • Къарт айтханны этмеген, къартаймаз.
  • Билген билмегенни юретген адетди.
  • Чомарт къолда мал къалмаз.
  • Кюлме джашха – келир башха.
  • Байлыкъ адамны сокъур этер.
  • Ёлген эшек бёрюден къоркъмайды.
  • Джаханимни кёрмей, джандетге кёл салмазса.
  • Иги – алгъыш этер, аман – къаргъыш этер.
  • Тилде сюек болмаса да, сюек сындырыр.
  • Ачлыкъ отха секиртир.
  • Тенги кёбню джау алмаз, акъылы кёбню дау алмаз.
  • Тойгъан джерден туугъан джер игиди.
  • Тил – кесген бычакъ, сёз – атылгъан окъ.
  • Игиге айтсанг – билир, аманнга айтсанг – кюлюр.
  • Аман адам этегингден тутса, кес да къач.
  • Мухар, кеси тойса да, кёзю тоймаз.
  • Ач къалгъандан, кеч къалгъан къолай.
  • Харам къарнашдан, халал тенг ашхы.
  • Айныгъанлы алты кюн, тогъайгъанлы тогъуз кюн.
  • Таякъ этден ётер, тил сюекден ётер.
  • Хазыр ашха – терен къашыкъ.
  • Бойнуму джети джерден кессенг да, мен ол ишни этеллик тюлме.
  • Aдам боллукъ, сыфатындан белгили.
  • Джахил болса анасы, не билликди баласы?
  • Тилчи тилден къаныкъмаз.
  • Джеринден айырылгъан – джети джылар, джуртундан айырылгъан – ёлгюнчю джылар.
  • Таукелге нюр джауар.
  • Эм ашхы къайын ана мамукъ бла башынгы тешер.
  • Ашаса, ашамаса да, бёрюню ауузу – къан.

Земля, воспетая поэтом

25.10.2004 0 5261

Лейла Гочияева,
фото Тимура Джуккаева,
Карачаевск

 

Тишину Джамагъатского ущелья, что находится в Карачаево-Черкесии, нарушает лишь ветер да шум изредка проезжающих машин - отдыхающие едут сюда, чтобы насладиться местными красотами, величием гор, уединиться и отвлечься от суеты…
В честь 190-летия со дня рождения Михаила Юрьевича Лермонтова в селении Джамагъат 9 мая была установлена монументальная стела.

Велик, богат аул Джемат,
Он никому не платит дани;
Его стена - ручной булат;
Его мечеть - на поле брани.
Его свободные сыны
В огнях войны закалены;
Дела их громки по Кавказу,
В народах дальних и чужих...

Все помнят строки из поэмы "Хаджи Абрек", которые и были высечены на памятном камне монумента. Автором проекта является Мусса Данашев - член Союза художников, кандидат педагогических наук. В этой поэме упоминается аул Джемат. О том, что именно селение Джамагъат воспел в своем раннем произведении Лермонтов, впервые было доказано литературным исследователем Дъячковым-Тарасовым. Позже этот факт отмечался в трудах известных кавказоведов Магомета Хубиева и Леонида Семенова.

- Сокращение в названии аула объясняется тем, что Михаил Юрьевич порой сокращал слова, чтобы вместить их в стихотворный размер. К примеру, вместо Бештау, читаем Бешту, так и вместо Джамагъат читаем Джемат, - говорит кандидат исторических наук Рашид Хатуев.

Открытие памятника стало возможным благодаря работникам Карачаевского научно-исследовательского центра, директором которого является кандидат исторических наук Ибрагим Шаманов и Национальной культурной автономии карачаевского народа (президент - Азнаур Герюгов).

Именно это место карачаевцы из поколения в поколение связывают с именем великого поэта. Эта земля вообще может многое рассказать. На востоке, в глубине Джамагъатского ущелья находится городище - аланское поселение, основанное еще в 1-м тысячелетие. Чуть ниже по течению реки Теберда во второй половине XVIII века князья (таубии) Урусбиевы основали селение, которое процветало и было известно по всем окраинам горного края. Именно к этому времени относится предание, легшее в основу поэмы Михаила Юрьевича Лермонтова. И лишь по воле судьбы в начале XIX века, после опустошительной эпидемии чумы, селение обезлюдило...

Исмаилхаджи Бостанов, ректор Исламского института, освятил это место молитвой. Торжественное мероприятие вел Рашид Хатуев. Владимир Захаров - сопредседатель Российского лермонтовского комитета, член союза писателей России, кандидат исторических наук, лауреат всероссийской премии им. Лермонтова специально прибыл на открытие монумента в составе делегации из Москвы. Он впервые побывал на Кавказе в 1965 году, и где бы не находился, по его словам, Кавказ всегда притягивал своей необычайной красотой, теплотой и отзывчивостью людей, населяющих эти места.

- Где бы мы ни были, мы, как Лермонтов, будем вспоминать эти удивительные места, лучше которых нет ничего на свете, - сказал Владимир Александрович. - Как считали известные кавказоведы, в произведении Лермонтова речь идет о карачаевском ауле Джемате или как его еще называли Джамагъате. Магомет Хубиев в своей неопубликованной статье, которая хранится у меня, еще в 1964 году писал вслед за профессором Поповым, что герой поэмы Хаджи Абрека следует считать карачаевцем, а Джемат - его родным аулом. Лермонтов в поэме называет его черкесом, и в этом нет ничего удивительного, поскольку в первой половине XIX века в официальных документах все народы Кубани, Закубанья именовались черкесами. Так было принято тогда. Поэтому как заключает Магомет Хубиев, мы не можем сказать, что Лермонтов, назвав карачаевца черкесом, допустил ошибку.

Лермонтовским комитетом было принято решение о награждении группы ученых, поэтов, писателей, общественных деятелей Карачаево-Черкесии лермонтовской медалью. Под аплодисменты присутствующих медаль "За восстановление мира и стабильности на Кавказе" и прилагавшее к нему удостоверение были вручены Исмаилхаджи Бостанову, Иосифу Аттаеву, Азнауру Герюгову, Муссе Данашеву, Ахмату Тебуеву, Казбеку Урусову, Альберту Узденову, Рашиду Хатуеву, Ибрагиму Шаманову, Климу Кипкееву, Сапарбию Чотчаеву, Руслану Боташеву, Борису Динаеву, Умару Эльканову, Сосланбеку Байчорову, Софье Акачиевой, Бурхану Тамбиеву, Назиру Байчорову, Шамилю Бадахову, Фатиме Хубиевой, Харшиму Текееву.

Выступавшие на открытии стелы призвали молодежь поддерживать добрые традиции, начатые Магометом Хубиевым, Владимиром Захаровым и другими лермонтоведами.

...Теперь, спешащий к турбазам путешественник, помимо природной красоты горного края открывает для себя историю этого края, историю людей населяющих этот край и еще одно лермонтовское место.

(Голосов: 3, Рейтинг: 5)

  • Нравится

Комментариев нет