Расширенный поиск
14 Декабря  2024 года
Логин: Регистрация
Пароль: Забыли пароль?
  • Мураты болгъанны джюрек тебюую башхады.
  • Аманны эки битли тону болур, бирин сеннге кийдирир, бирин кеси киер.
  • Битмегеннге сакъал – танг.
  • Кийимни бир кюнню аясанг, минг кюннге джарар.
  • Юйюнгден чыкъдынг – кюнюнгден чыкъдынг.
  • Джумушакъ терекни къурт ашар.
  • Экиндини кеч къылсанг, чабыб джетер ашхам.
  • Соргъан айыб тюлдю, билмеген айыбды.
  • Сибиртки да сыйлы болду, кюрек да кюнлю болду.
  • Билим насыб берир, билим джолну керир.
  • Юйюнг бла джау болгъандан эсе, элинг бла джау бол.
  • Суу кетер, таш къалыр.
  • Сабий кёргенин унутмаз.
  • Къайтырыкъ эшигинги, къаты уруб чыкъма.
  • Тюзлюк тас болмайды.
  • Сормай – алма, чакъырылмай – барма.
  • Тойгъа алгъа да барма, тойда артха да къалма.
  • Джан саулукъ бермей, сан саулукъ бермезсе.
  • Алтыннга тот къонмаз.
  • Ач къарным, тынч къулагъым.
  • Адамны сыфатына къарама, сёзюне къара.
  • Халкъны юйю – туугъан джери.
  • Джауумдан сора, кюн кюйдюрюр, ётюрюкден сора, айыб кюйдюрюр.
  • Иши джокъну, сыйы джокъ.
  • Атлыны кёрсе, джаяуну буту талыр.
  • Сёз – кюмюш, джыр – алтын.
  • Башланнган иш битер, къымылдагъан тиш тюшер.
  • Ишни аллы бла къууанма да, арты бла къууан.
  • Аз сёлешген, къайгъысыз турур.
  • Иги бла джюрюсенг, джетерсе муратынга, аман бла джюрюсенг, къалырса уятха.
  • Дуния аламаты сен эсенг да, игиме деб айтма.
  • Сабийликде юретмесенг, уллу болса – тюзелмез.
  • Нафысынгы айтханын этме, намысынгы айтханын эт.
  • Аллахха ийнаннган кишини, Аллах онгдурур ишин.
  • Джаш болсун, къыз болсун, акъылы, саны тюз болсун.
  • Адебни адебсизден юрен.
  • Джаным-тиним – окъуу, билим.
  • Ётюрюкню къуйругъу – бир тутум.
  • От кюйдюрген, сау болса да, тот кюйдюрген, сау болмаз.
  • Джюрекге ариу – кёзге да ариу.
  • Тойну къарнашы – харс, джырны къарнашы – эжиу.
  • Таула не мийик болсала да, аууш табылыр.
  • Ханы къызы буюгъа-буюгъа киштик болду.
  • Баргъанынга кёре болур келгенинг.
  • Ариу – кёзге, акъыл – джюрекге.
  • Ёнгкюч къууана барыр, джылай келир.
  • Ач да бол, токъ да бол – намысынга бек бол.
  • Элни кючю – эмеген.
  • Сангырау къулакъ эл бузар.
  • Суу да къайтады чыкъгъан джерине.

Что скажут нам памятники?

12.07.2004 0 7292

Татьяна Зубкова

 

Как рассказал директор Карачаево-Черкесского историко-культурного и природного музея-заповедника Умар Эльканов, ситуация с республиканскими музеями и памятниками плачевная. Музей-заповедник имеет очень много недвижимых памятников, памятников архитектуры, археологии, занимающих более 1700 гектаров земли. Необходимо все это облагораживать, реставрировать, вести раскопки.

В настоящее время у музея-заповедника 11 филиалов по всей республике. Головной филиал - Нижнеархызский историко-археологический комплекс, где с 1970-х годов ведутся раскопки. Другие - Сентинский и Хумаринский комплексы в Карачаевском районе, Адиюх в Хабезе, музей-памятник в поселке Орджоникидзевский и т.д.

Страсти-мордасти

В конце XIX века в Нижнем Архызе на территории древнего аланского городища был построен Александро-Афонский мужской монастырь. После Кавказской войны там появился синод. В то время, судя по описаниям и дневниковым записям художника и археолога Струкова, в тех местах сохранялись стены некоторых домов высотой в 3-4 метра. Это значит, можно было пройтись по улицам древнего города.

Еще при Александре III Ставропольский митрополит Владимир ходатайствовал перед царем о создании в Нижнем Архызе мужского монастыря. В письме он писал, что хорошо бы все эти древние христианские храмы долины Зеленчука облагородить и на базе их создать мужской монастырь с тем, чтобы "свет евангельского учения распространить среди горцев-иноверцев". Он не знал, что аланы (предки карачаевцев, балкарцев, дигорцев) раньше них были христианами. При создании мужского монастыря стены древнего города были разрушены, а из тех камней построили братские корпуса для 300 монахов. Эти корпуса стоят там и по сей день. А от древних стен столицы аланского государства остались только фундаменты высотой в 30-40 см.

Ранее у Архызского городища, площадью 95,4 га, было 4 хозяина: Гослесфонд, колхоз им. Ленина, Госземфонд, Ставропольская краевая турбаза, где отдыхало 300-350 человек. И каждый хозяйничал там, как хотел. Одни рубили лес, другие пасли скот, третьи копали, четвертые вывозили камни. Речь идет не просто о камнях - скальных породах. На месте городища сохранились древние строительные камни, остатки руин аланского города, высотой около метра. Их вывозили для строительства домов, сараев. Например, колхоз им. Ленина в 50-е годы из готовых обработанных песчаниковых блоков построил свои телятники. Что касается детского лагеря, то отдыхающие подростки, сбегая от своих инспекторов, лазили по храмам и оставляли там свои автографы.

Эти исторические храмы-памятники в разные годы пытались передать то местным церквям, то Ставропольской епархии, а то и самому Алексию под летнюю резиденцию. Благо, у патриарха РПЦ хватило мудрости отказать нынешнему президенту КЧР М.Батдыеву - автору этой лукавой и безответственной идеи, напомнив ему, что Архызское городище является национально-историческим памятником и что историю народа не дарят.

Благодаря ныне покойной Марии Байчоровой, директору областного музея, потом краеведческого, проработавшей там более 20 лет, маленький краеведческий музей стал самым большим функционирующим музеем в республике. Она смогла составить некоторые научные паспорта, произвести профессиональные научные изыскания. Под эгидой музея-заповедника проводились раскопки, в частности, в Нижнеархызском городище, чтобы впоследствии все это передать под крыло музея. В настоящее время это самое большое серьезное учреждение у Министерства культуры республики.

Находки и потери

Уникальный миниатюрный Эски-Марский город находится в Зеленчукском районе. Жизнь в нем бурлила где-то в VII-XIVвв. Ученые-археологи считают, что городок являлся летней резиденцией аланских царей. Доказательством является обилие богатых памятников и захоронений.

Проблема сохранения памятников существовала всегда. Помимо этого, есть еще проблема возврата реликвий, найденных приезжими археологами в Карачаево-Черкесии и увезенных ими за пределы республики еще в 50-е годы.

Были случаи, когда археологические находки не увозились, а уничтожались. Живы еще очевидцы, которые могут подтвердить, как маститые археологи искали с помощью проводников места памятников. Они находили рунические древние надписи, копировали, фотографировали, а затем заставляли этих проводников ломать все. Возникает вопрос: для чего это делалось? Пока существует единственный ответ: для фальсификации истории Алании - истории карачаевцев.

Эхом отзывается национальная политика Сталина, в результате которой на 14 лет был выслан народ. За это время надо было уничтожить все следы пребывания карачаевцев в этих местах. Вместо них заселили другие народы. Тогда на карте Карачаево-Черкесии появилось белое историко-этническое пятно, увеличенное сусловской идеологией в 70-80-х годах.

Удивительное творение рук человеческих - каменная гробница аланского правителя, обнаруженная в верховьях р. Кяфар, в 1957 году была вывезена сотрудником отдела археологии музея Глушковым в Ставропольский объединенный краеведческий музей им. Г.Н. Прозрителева и Г.К. Праве. Он спустил на волах из Кяфарского городища эти находки. Уникальность заключается в изображениях, высеченных на стенах гробницы в честь знатного покойника. Сегодня Карачаево-Черкесский музей-заповедник пытается вернуть на родину эту уникальную гробницу.

Это не единственный случай, когда увозили исторические находки. Очень много приезжало в Карачаево-Черкесию ученых и археологов, и каждый считал своим долгом увозить все найденное с собой, вместо того, чтобы сдать это в республиканский музей.

В 1974 году археолог Морковин нашел клад в Сентинском храме и увез его в Москву. В 1940 году в Северном храме Нижнеархызского комплекса преподаватели Лайпанов и Петралевич раскопали царское захоронение и также увезли его в Москву. Более 120 золотых и серебряных вещей, найденных на территории Карачаево-Черкесии, находятся в настоящее время в Государственном историческом музее в столице. Но вернуть их нельзя. Как объяснил директор ГИМа, нельзя, потому что это золотой фонд России. Остается сделать копии, но и на это нужны деньги.

Помимо этого, существует проблема архивного материала. Ведь это тоже источник информации о прошлом. Например, в городе Тбилиси в архиве находятся материалы о карачаевцах и балкарцах. Архивный документальный летописный материал датируется XVI - XVIII вв. Это как раз тот рубеж истории народов, о котором мало что известно. И вот чтобы поехать и привезти эти ценные документы, нет денег, хотя ребята готовы поехать.

Необходимо, чтобы группа поехала и поработала там. Что смогут, привезут с собой, что не смогут забрать в республику, надо будет скопировать. Архиварий из Тбилиси написал доктору наук Мурату Каракетову в Москву о том, что в некоторых архивных книгах уже вырваны страницы. То ли кому-то неугодно, чтобы народ узнал историю своих предков, то ли это дело рук все тех же "черных археологов".

Гробовщики

Настоящим бичом являютcя сегодня так называемые "черные археологи". Раньше, в 70-80-х годах, раскопки "черных археологов" не принимали такой массовый характер, как в настоящее время. К тому же такая ситуация не только в республике, но и по всей России. Золотоискатели копают с помощью тракторов, бульдозеров и другой тяжелой техники. Найденные предметы они увозят и продают частным коллекционерам.

Очевидцы рассказывают, что копальщиков охраняют вооруженные люди, из-за чего невозможно даже подойти к ним. Например, в урочище Бийчесын, на границе Малокарачаевского и Карачаевского районов, приехали неизвестные на джипах, пригнали с собой трактор, разворотили курган и уехали. Но это еще не все. Самое страшное то, что эти "золотоискатели" не осознают, что творят, а если и осознают, то закрывают на это глаза, они грабят могилы и историю своих же предков, своего же народа.

К сожалению, ни музейные работники, ни правоохранительные органы республики за руку ни одного "черного археолога" еще не поймали. Более того, ни музейные работники, ни инспекция по охране тех же памятников по сей день тотальную паспортизацию памятников не производили. Хотя, по их же утверждениям, на территории республики имеется более 3500 разных памятников архитектуры. Безалаберность и безответственность, некомпетентность чиновников и только это позволяет нынешним "гробовщикам" так вольготно и безнаказанно разворовывать, уничтожать историю народа.

Эти так называемые "черные археологи" были еще при Петре I, который издал указ "смертию казнить таковых", так как те разворовывали могилы. Их тогда еще называли "гробовщиками".

Дуэль без секундантов

Наверняка возникнет вопрос: чем же тогда занимаются республиканская инспекция по охране памятников (руководитель Боташев) и республиканское отделение Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры (руководитель Джандубаев)? Говорят, что у них сегодня нет возможности за всем этим уследить. Слабая материальная база. Казалось бы, инспекция должна работать более активно, должна быть оснащена техникой, машиной, инспекторами, которые работали бы в каждом районе, сотрудничая с участковыми милиционерами.

Должны наладить тесный контакт с землеустроителями и главными архитекторами каждого района. Ведь у них у всех есть районные карты новостроечных объектов, где должны быть обозначены все археологические памятники. В случае, когда кто-то начинает строить, они обязаны поставить в известность инспекцию.

Но ничего этого не делается. Не делается в первую очередь из-за того, что нет паспортов (!) на эти самые памятники. Не делается из-за того, что не ведется никакой работы по фиксации и защите памятников. А ведь в уставах, положениях и других нормативных документах музею и инспекции даются широкие права…

На телефонный звонок корреспондента "ВГ" с просьбой о встрече с руководителями вышеперечисленных охранных организаций те ответили, что не могут сейчас говорить о своей работе. А когда же? "Мне не нужны проблемы", - говорит каждый из начальников. Притом не объясняя, о каких проблемах идет речь.

А проблема на поверхности. Вот уже который год музей и инспекция воюют за "эксклюзивные" права на памятники. Музею так и хочется прибрать инспекцию под свое крыло, чтобы та не смела "пикать". Не секрет, что на реставрацию, ведение археологических изысканий выделяются немалые деньги. В этом деле лишний глаз и лишний рот, как говорится, хуже пулемета. А импотентная инспекция, в свою очередь, не выходя из своего малопрезентабельного кабинета хочет быть хозяином ею же не паспортизированных памятников, а значит, и бюджетных ассигнований.

С тех пор как полпредом в ЮФО стал В.Яковлев, которому уже приходилось руководить огромным городом-музеем, внимание к историческим памятникам, к их сохранению заметно возросло. Когда полпред сам побывал в Архызском городище, именно с его подачи значительно увеличили финансирование реставрационных работ. И надеемся, это только начало. 

Однако наши сомнения и вопросы так и остались без ответов: кто и когда начнет по-настоящему охранять наши исторические памятники - нашу историю? Когда перестанут халтурить "под старье" и начнут производить реставрацию по всем ее канонам? И когда же, наконец, поймут наши чинуши, что история народа, его археологические памятники, музеи с инспекциями не какая-нибудь фамильная вотчина, и там не место для сомнительного домашнего бизнеса!

(газета "Вести гор", 10-17 июня 2004г.)

(Голосов: 3, Рейтинг: 5)

  • Нравится

Комментариев нет