... А теперь давайте поговорим о морали
Анжелика Богатырева,
Нальчик - Москва
Шестьсот тысяч детей в России считаются "социальными сиротами" - то есть они живут в детдомах и интернатах, несмотря на то, что родители их находятся в полном здравии. В стране сейчас более восьмисот детских домов и около трехсот интернатов. Почему? Совершенно естественно, что первой причиной детской беспризорности называют - экономическую. Нищета и неустроенность. Неуверенность в завтрашнем дне. Безработные, а значит невостребованные своим государством родители, обречены на воспроизводство проблемного поколения. Но может быть это проблемы больших регионов и мегаполисов? Может быть, в маленьких республиках с национальными традициями, с крепкими родовыми и фамильными отношениями ситуация совершенно другая?
Возьмем Кабардино-Балкарию. Вроде бы благополучная республика, нищих нет и не может быть. Зато есть детские дома. В семи районах республики двенадцать детских домов. Несложная арифметика, за которой стоят сложные детские судьбы.
Двенадцатилетний мальчик из прохладненского детского дома. Отец ушел из семьи. Женщина, оставшись с двумя детьми, пыталась заработать на жизнь коммерцией. Взяла в долг большую сумму. Отдать после дефолта 98 года не смогла. Мать покончила с собой на глазах своей четырехлетней дочери. После ее смерти девочка попала в психиатрическую больницу, сын в дом-интернат. Но она не была нищей.
Еще двое ребят попали в детский дом из больницы. Их привезли на Скорой помощи, поставив диагноз времен Великой Отечественной войны: физическое истощение. Они жили с матерью в заброшенном общежитии, где не было даже окон и дверей, без света и воды. Единственной едой детей стали сухари.
В любом детском доме республики вам назовут с десяток случаев, когда младшие приходят сюда вслед за своими старшими братьями и сестрами. Своего рода фамильные династии многодетных семей, точнее, социальных сирот.
Дом-интернат в поселке Кашхатау. Восемьдесят процентов этих детей имеют родителей. Более того, они живут в этом поселке и соседних с ним селах, но прокормить своих детей не в состоянии. Социальные сироты - не нищие. Это не мегаполис. Село в аграрной республике - основа основ национальных традиций. Это корни, сохраняющие целые поколения, историю, язык. Так должно быть. Во всяком случае, так нам хочется. Так нам спокойней.
Мы слушаем долгие и благородные разглагольствования о национальной культуре по радио и телевидению. И тоже "верим". Сокрушенно повторяя сакраментальное: "Мы такими не были". И не хотим знать, что, например в 1999 году в Нальчикском роддоме брошены матерями 72 младенца. Цифра ежегодная и стабильная. Места жительства матерей - сёла Кабардино-Балкарии. К сожалению, жизнь этих детей не сложится красиво и эффектно, как это бывает в бразильских сериалах. Не найдется любящая бабушка. Не усыновят богатые родители. Хотя, как это ни парадоксально, очереди на усыновление в России могут поспорить даже с квартирными.
Опыт показывает, что семейные пары стараютcя взять в семью именно новорожденных детей, а по закону брошенный ребенок в течение шести месяцев не может быть усыновлен. Его матери дается еще один шанс. Шанс, за который платит ее малыш. Платит горьким сиротством с первой минуты своего нежеланного рождения. Сначала четыре года в Доме ребенка. Потом вереница детских домов и бесконечное одиночество. Один на один с миром. С миром, который принял его как врага.
Можно долго и со злостью подбирать звучные эпитеты к так называемым отказницам. Но мне кажется, что гораздо важнее к ним присмотреться. Как и вы, я ожидала услышать страшные истории о женщинах - нелюдях. Отнюдь. Все оказалось намного проще и от этого намного страшнее. Основной контингент мамаш, бросающих своих детей - сельские девочки, приезжающие в город на учебу или на поиски какой-нибудь работы. Сценарий банален и стар как мир. Свобода, поиски прекрасной любви в надежде на скорое замужество, а в результате такая ненужная беременность. Как и почему каждая из них доходит до рождения ребенка, которого она уже решила оставить в роддоме, мне не понятно. Еще более непонятно как можно проносив его девять месяцев, преодолев множество психологических и моральных барьеров, выдержав традиционное в таких случаях осуждение общества решиться на самый страшный выход: побег.
Да именно так они и поступают. Чтобы избавить себя от беседы с врачами, от понятного возмущения и презрения соседок по роддомовской палате. А сердобольные родители или посвященные в страшную тайну родственники прикроют позор и жизнь можно начинать с чистого листа. Вот и все. Все в прошлом, которое надо забыть вместе с ребенком. Что касается врачей, то и здесь все в порядке: они связаны врачебной этикой и клятвой Гиппократа. Правда, в их списках есть родительницы, кстати, тоже проживающие в сельской местности, которые рожают не одного, а нескольких детей, одного за одним оставляя в роддоме. Еще одна тайна человеческой психологии.
А теперь давайте поговорим о морали. О нравственном здоровье нации. Да мало ли о чем можно поговорить... Главное не открывать глаза, иначе можно заметить, что живущая по адатам, шариатам, прочим хабзам молодежь в городе уродливо копирует западный или извращенный столичный стиль жизни. А в селе молодежь уверенными темпами просто спивается. Более того, пройдя по сельской улице, ранним утром вы запросто можете найти валяющиеся одноразовые шприцы. Ни в коем случае не хочу обобщать. Но, к сожалению, благополучные примеры это уже то самое исключение, которое подтверждает правило.
Мы привносим свою "лепту" в печальную статистику сегоднешней России: 16 детей из каждой тысячи умирают, не дожив до года, а 7 младенцев из этих 16 умирают в первую неделю после появления на свет; 600 тыс. детей-инвалидов; 2 миллиона беспризорников и неграмотных детей; 18 тыс. детей заключены в колонии для несовершеннолетних; 12 тыс. - в следственных изоляторах; 657 тыс. детей-сирот и детей, лишенных родительского попечения; 60 тыс. детей умирают ежегодно в России, причем пятая часть из-за несвоевременно оказанной медицинской помощи; 3 миллиона несовершеннолетних наркозависимы; за последние пять лет процент детской смертности увеличился более чем в два раза; за последние 10 лет детей в России стало меньше на 4 миллиона, число беспризорных лежит в "вилке" от 1,5 до 4 миллионов человек.
Комментариев нет