Расширенный поиск
19 Июня  2021 года
Логин: Регистрация
Пароль: Забыли пароль?
  • Арыгъан къош чамчы болур.
  • Сёз – кюмюш, джыр – алтын.
  • Биреуге аманлыкъ этиб, кесинге игилик табмазса.
  • Баш болса, бёрк табылыр.
  • Тулпарлыкъ, билекден тюл – джюрекден.
  • Ачлыкъда тары гырджын халыуадан татлы.
  • Къонакъ кёб келюучю юйню, къазаны отдан тюшмез.
  • Эринчекни аурууу – кёб.
  • Джырына кёре эжиую.
  • Акъыллы эркиши атын махтар, акъылсыз эркиши къатынын махтар.
  • Адеб этмеген, адеб кёрмез.
  • Чабакъгъа акъыл, табагъа тюшсе келеди.
  • Тёрде – темир таякълы, къаяда – чыпчыкъ аякълы.
  • Мал ёлсе, сюек къалыр, адам ёлсе, иши къалыр.
  • Тилчи бир сагъатха айлыкъ хата этер.
  • Гугук кесини атын айтыб къычыргъанча, мен, мен деб нек тураса?
  • Чабакъсыз кёлге къармакъ салгъанлыкъгъа, чабакъ тутмазса.
  • Кёлю джокъну – джолу джокъ.
  • Баланы адам этген анады.
  • Суу кетер, таш къалыр.
  • Джумушакъ сёз къаты таякъны сындырыр.
  • Адам туугъан джеринде, ит тойгъан джеринде.
  • Аманны къуугъан, аманлыкъ табар.
  • Ариу сёз – джаннга азыкъ, аман сёз – башха къазыкъ.
  • Аш иеси бла татлыды.
  • Адам бла мюлк юлешмеген эсенг, ол адамны билиб бошагъанма, деб кесинги алдама.
  • Таугъа чыгъаллыкъ эсенг, тюзде къалма.
  • Джеринден айырылгъан – джети джылар, джуртундан айырылгъан – ёлгюнчю джылар.
  • Биреуге кёлтюрген таягъынг, кесинги башынга урур.
  • Хар адамгъа кеси миннген тау кибик.
  • Джарлыны эшигин махтагъан джабар.
  • Байлыкъ адамны сокъур этер.
  • Аллахдан тилесенг, кёб тиле.
  • Айтханы чапыракъдан ётмеген.
  • Алим болгъандан эсе, адам болгъан къыйынды.
  • Кютгени беш эчки, сызгъыргъаны уа, джерни джарады.
  • Дуния мал дунияда къалады.
  • Ёлген аслан – сау чычхан.
  • Кёпюр салгъан кеси ётер, уру къазгъан кеси кетер.
  • Ётген ёмюр – акъгъан суу.
  • Башы джабылгъан челекге, кир тюшмез.
  • Джаханимни кёрмей, джандетге кёл салмазса.
  • Джыгъылгъанны сырты джерден тоймаз.
  • Къарт бла баш аша, джаш бла аякъ аша.
  • Кимни – тили, тиши онглу, кимни – къолу, иши онглу.
  • Ариу сёз – къылычдан джити.
  • Тойгъан джерге джети къайт.
  • Сормай – алма, чакъырылмай – барма.
  • Къарт болгъан джерде, берекет болур, сабий болгъан джерде, оюн болур.
  • Ауурну тюбю бла, дженгилни башы бла джюрюген.

Лицом к лицу кавказской национальности

13.05.2003 0 5300

Сергей Степанов,
Москва

Отношение москвичей к кавказским гостям (а гостями на Руси испокон века называли приезжих торговцев) отличается скрытой, а чаще откровенной неприязнью. Такое отношение далеко не всегда оправдано, хотя психологически вполне объяснимо. В нем резко сфокусировалось наше отношение к рыночным торговцам вообще. Рынки нынче дороги, а согласитесь трудно испытывать симпатию к тому, кто заставляет тебя расставаться с немалыми деньгами. Всегда думается: "Не будь он так жаден я бы смог сэкономить, купить всего побольше и жить не так стесненно. Значит торговец - один из тех, кто виноват в моих тяготах". Конечно, мы отдаем себе отчет, что главные разорители наших карманов вовсе не стоят на рынке, а сидят в высоких креслах. Но до них далеко, и продемонстрировать им наш гнев невозможно. А торговца мы видим лицом к лицу, и ему приходится отдуваться за всех.

К тому же не секрет, что сегодня на рынке практически не встретишь продавца собственной продукции. Торгуют главным образом перекупщики, то есть, если называть вещи своими именами, спекулянты. Хотя их деятельность отвечает естественным рыночным законам и не противоречит нормам современного права, на наше отношение это не влияет. Российский бизнес на 99 % построен на спекуляции. Мы понимаем, что 9 из 10 мерседесов, на которых мимо нас проезжают дородные Пети и Вани, куплены не на заработанные деньги. Этих Петь и Вань мы тоже недолюбливаем, но по принципу "в семье не без урода". Ведь мы знаем, что на одного нового русского, разжиревшего на махинациях, приходится полсотни старых русских, которые силятся свести концы с концами честным трудом. А вот трудящихся кавказцев мы практически не видим. Большинство кавказцев с которыми мы сталкиваемся, - торговцы. Еще мы знаем, что некоторые из их соплеменников промышляют в наших краях наркоторговлей, подделкой дензнаков, вымогательтсвом и грабежами. И в сознании выстраивается непривлекательный образ кавказца который явился в Москву, чтобы нас разорить либо жульничеством либо насилием.

В формировании этого стереотипа немалую роль играют СМИ. Если ознакомиться с криминальной статистикой, становится ясно, что львиную долю изнасилований, разбоев и убийств в столице совершают наши славянские "братья", как местные, так и приезжие. Да и среди организованных преступных группировок кавказские кланы занимают не первое место. Но в публичных сообщениях о совершенных злодеяниях национальность преступников называется только тогда, когда речь идет о выходцах с Кавказа (можете вспомнить хоть одно сообщение типа "двое русских убили третьего" или "задержаны вымогатели чувашской национальности"?). Нагнетают напряженность и боевые действия на юге, где от рук кавказцев гибнут русские парни (сообщения об убийствах чеченцами дагестанцев у москвичей такого негодования не вызывают).

В результате в обыденном сознании формируется образ кавказца как чужака. Тому способствует и характерная внешность гостей, явно отличающая их от нас (белорусу или молдаванину затеряться в толпе москвичей легко, кавказцу невозможно). Срабатывает известный психологам "эффект ореола": явные внешние черты заставляют мгновенно достраивать в сознании обобщенный психологи­ческий портрет по принципу "все они одинаковы". При этом индиви­дуальные особенности конкретно­го человека не играют никакой ро­ли: мы уже отнесли его к опреде­ленной категории и вынесли свой приговор. Такой однажды сформи­рованный стереотип легко подкре­пляется и очень трудно развеива­ется. Честного, вежливого, добро­желательного кавказца мы склон­ны считать исключением из прави­ла, тогда как примеры недостой­ного поведения гостей всякий раз усиливают нашу неприязнь. При этом надо понимать, что в иных краях неприязнь к русским формируется по тому же принци­пу. Многие эстонцы и чехи, поляки и латыши, насмотревшись на ху­дожества "оккупантов" и плебей­ские манеры иных наших тури­стов, презирают всех русских ско­пом, в том числе и нас с вами, хо­тя мы персонально такого отно­шения ничем не заслужили. Если вы в не слишком дальнем зарубе­жье услышите от кого-то, что "все русские - дегенераты и хамы", то, наверное, сочтете, что это го­ворит недалекий озлобленный обыватель, погрязший в предрас­судках. Так не будем же ему упо­добляться!

(Голосов: 1, Рейтинг: 5)

  • Нравится

Комментариев нет