Расширенный поиск
25 Января  2020 года
Логин: Регистрация
Пароль: Забыли пароль?
  • Тойгъа барсанг, тоюб бар, эски тонунгу къоюб бар.
  • Алгъанда – джууукъ, бергенде – джау.
  • Бетинги сатма, малынгы сат.
  • Ёксюзню тилеги къабыл болур.
  • Босагъа таш юйге кирмей эди, тыбыр таш эшикге чыкъмай эди.
  • Ашыкъгъанны этеги бутуна чырмалыр.
  • Къонакъ аз олтурур, кёб сынар.
  • Къуру гыбыт бек дыгъырдар.
  • Мал кёб болса, джууукъ кёб болур.
  • Элге къуллукъ этмеген, элге ие болмаз.
  • Хансыз джомакъ болмаз.
  • Тойгъа алгъа да барма, тойда артха да къалма.
  • Джеринден айырылгъан – джети джылар, джуртундан айырылгъан – ёлгюнчю джылар.
  • Ана – юйню кюн джарыгъы.
  • Аууз сакълагъан – джан сакълар.
  • Сангырау къулакъ эл бузар.
  • Сескекли кесин билдирир.
  • Башланнган иш битер, къымылдагъан тиш тюшер.
  • Акъыл аздырмаз, билим тоздурмаз.
  • Уллу сёзде уят джокъ.
  • Кесинге джетмегенни, кёб сёлешме.
  • Джюрекден джюрекге джол барды.
  • Чыбыкълыкъда бюгюлмеген, къазыкълыкъда бюгюлмей эди.
  • Джуртун къоругъан озар.
  • Экиндини кеч къылсанг, чабыб джетер ашхам.
  • Ачлыкъ отха секиртир.
  • Ата Джуртуму башы болмасам да, босагъасында ташы болайым.
  • Тынгылагъан тынгы бузар.
  • Атынг аманнга чыкъгъандан эсе, джанынг тамагъынгдан чыкъсын.
  • Эртде тургъан джылкъычыны эркек аты тай табар.
  • Кёб джашагъан – кёб билир.
  • Джарлы эскисин джамаса, къууаныр.
  • Джангыз торгъай джырламаз.
  • Аякъларынгы джууургъанынга кёре узат.
  • Тили узунну, намысы – къысха.
  • Алтыннга тот къонмаз.
  • Алим болгъандан эсе, адам болгъан къыйынды.
  • Кютгени беш эчки, сызгъыргъаны уа, джерни джарады.
  • Аман къатын сабий табса, бий болур…
  • Ата – баланы уясы.
  • Байны къызы баймакъ болса да, юйде къалмаз!
  • Асхат ашлыкъ сата, юйдегиси ачдан къата.
  • Къарт болгъан джерде, берекет болур, сабий болгъан джерде, оюн болур.
  • Атлыны ашхысы, ат тизгининден билинир
  • Хатерли къул болур.
  • Игиге айтсанг – билир, аманнга айтсанг – кюлюр.
  • Халкъны джырын джырласанг, халкъ санга эжиу этер.
  • Чакъырылмагъан джерге барма, чакъырылгъан джерден къалма.
  • Эте билген, этген этеди, эте билмеген, юретген этеди!
  • Иги болса, тамадама – махтау, аман болса, меннге – айыб.

Клич друзьям трезвости ("Кубанские областные ведомости", 1907 г., № 186)

02.06.2003 1 4845

Иммолат Xубиев,

учитель Учкуланского 2-классного нормального училища 

 

Не так давно в одном из №№ "Кубанских областных ведомостей" была напечатана статья под заглавием: "Беспредельное пьянство", где автор выводил причину распространения пьянства в Карачае и приводил свои соображения для устранения этого зла среди своего народа, а также, обращаясь к аульным администрациям и подпольным продавцам питей, просил принять надлежащие меры к искоренению этого пагубного дела и откликнуться благомыслящих людей на его прекращение. Но просьба его осталась, по-видимому, гласом вопиющего в пустыне и, к сожалению, никем и никаких мер не принято, и водкопродавцы еще смелее засеивают семена пьянства.

Итак, кто бы у нас ни возопил о прекращении пьянства, питейное дело растет, а с ним вместе растет и народное горе. Посмотрите, какие страшные деньги пропиваются теми бедняками, которым не на что обуться, одеться и кормить семью. Сколько через пьянство губится здоровья, сколько через него проливается крови, горьких слез? Если бы наш народ тратил свои лишние денежки не на пьянство, а на благотворительные дела, если бы у нас в народе расходилось столько дешевых, дельных, разумных копеечных книжек, сколько расходится штофов и полуштофов, - каким бы просвещенным был наш темный карачаевский люд! Эти книжки забредут в глухие места и разгонят умственную тьму, научат нашего карачаевца и думать, и чувствовать, и жить по-человечьи, по правде божьей, а что же дадут нам эти штофчики и полуштофчики! Они лишь только научат непьющего человека пить водку, отнимут наши последние копеечки, вселят в нас всякие плохие дела.

Удивительно одно: всем очевидно страшное зло, причиняемое народу пьянством, но по сравнению с величиной бедствия ничего не делается для устранения зла. Когда ту или другую область страны охватывает какое-либо несчастье - везде устраивают разные благотворительные учреждения, предпринимают разные противодействующие меры для устранения этого зла и такие несчастья, благодаря дружной, спешной и энергичной помощи со стороны, проходят быстро. Пьянство же - беда общенародная, не временная, а вековая, повсеместная и постоянная; и посмотрите, что делается у нас для борьбы с этим злом. Ровным счетом ничего. Наши передовые деятели в Карачае (народные ставленники) безропотно идут рука об руку с подпольными продавцами питей и не следят за незаконными действиями последних.

Пора пробудиться от позорной, преступной спячки, пора собраться с силами и во всеоружии знания, горячей любви к народу, выступить на энергичную борьбу с застарелым, глубоко и широко пустившим корни народным недугом. Ждать, когда наши подпольные продавцы питей перестанут его продавать, когда сам народ отрезвится, - невозможно.

Пока взойдет солнце, роса очи выест.

Давайте темного просвещать, спящего будить и слабого укреплять! Давайте, не пропуская времени, быть гонителями не народного просвещения и благосостояния, а зловредного и пагубного пьянства!

Кто есть жив человек, отзовись! Кто искренно радеет о народном благе, кто сердцем болеет о народных скорбях и недугах, приди ближнему на помощь, удели часть своего времени, труда, силы и способностей на великое святое дело отрезвления народа!

Муллы, в мечетях и в домах при требах говорите о грешности, стыде и позоре опьянения для человека!

Трезвые, повсюду ведайте, кто занимается распространением пагубного дела и сейчас же выдавайте их тому, кто следит за незаконными действиями людей!

Учитель в школе, внушай своим ученикам с раннего детства, какой опасный враг человека - водка. И цифрами, и примерами из жизни людей, и научными данными - школьнику еще на учебной скамье следует внушать глубокое отвращение к спиртным напиткам. На смену пьющим надо воспитать новые, непьющие поколения!

Молодое поколение, воспринимайте от просвещенного мира только полезные и благие дела для себя и своего народа и избегайте дурного, развращающего дела для нашего народа. Дайте места благим начинаниям в Карачае.

Аульная администрация, почетные и разумные отцы и деды, гоните пьянство с мирских сходов, не позволяйте беспутным пьянчугам решать мирские дела за два-три ведра водки.

Как дьявол в виде змия проник в рай, так и водка - эта злая змея - проникла у нас во всякое важное дело. Всякое увеселительное собрание сопровождается водкой.

Свыклись мы с ним, сроднились. Страшная сила в водке - сила привычки, сила нашей распущенности, дряблости воли. Но нет той темной силы, которая бы устояла перед силой святого, доброго, правого дела. Лишь бы нашлись такие люди, которые серьезно, настойчиво взялись бы в своем скромном уголке за распространение трезвости, не боясь ни неизбежных трудностей и препятствий, ни глупых насмешек и издевательств бессмысленных людей, - и они сами поразились бы тем успехом, благими результатами, какие достигнуты будут их слабыми силами. Знайте, что сила Божья и в немощных проявляется, лишь бы они всем сердцем взялись за Божье дело. Всякий человек, взявшийся за какое-либо задуманное им дело с любовью к нему, может, не смущаясь, встречать всевозможные препятствия и невзгоды на своем пути: в конце концов, его труд всегда увенчается подлинным успехом. Если бы вот такие-то все добрые, трезвые люди сеяли вокруг себя хоть отдельные крупицы, горчичные зерна трезвости, вполне можно было бы надеяться на скорейшее избавление от позорного пьянства нашей молодежи.

 

(Голосов: 3, Рейтинг: 5)

  • Нравится

Комментарии (1)

    Джаратама0
    Мусса
    16.12.2011 14:13:35
    Статья,по-моему,и сейчас не потеряла своей актуальности.Можно в любой газете России перепечатать.