Расширенный поиск
29 Февраля  2024 года
Логин: Регистрация
Пароль: Забыли пароль?
  • Ауузу бла къуш тута айланады.
  • Ач – эснер, ат – кишнер.
  • Алим болгъандан эсе, адам болгъан къыйынды.
  • Билим насыб берир, билим джолну керир.
  • Уллу сёзде уят джокъ.
  • Этни бети бла шорпасы.
  • Ачыу алгъа келсе, акъыл артха къалады.
  • Ариу – кёзге, акъыл – джюрекге.
  • Элге къуллукъ этмеген, элге ие болмаз.
  • Сютню башын джалагъан къутулур, тюбюн ичген тутулур.
  • Экиндини кеч къылсанг, чабыб джетер ашхам.
  • Кийиминг бла танылма, адамлыкъ бла таныл.
  • Уясында не кёрсе, учханында аны этер.
  • Тойгъан джерге джети къайт.
  • Бастасын ашагъан, хантусун да ичер.
  • Джукъу тёшек сайламайды.
  • Ач да бол, токъ да бол – намысынга бек бол.
  • Бет бетге къараса, бет да джерге къарар.
  • Атлыны кёрсе, джаяуну буту талыр.
  • Тик ёргени, тик энгишгеси да болады.
  • Тойгъанлыкъ къойгъа джарашады.
  • Ёлген эшек бёрюден къоркъмайды.
  • Ёлмесенг да, къарт дамы болмазса?
  • Кёб ант этген, кёб ётюрюк айтыр.
  • Джюрекге ариу – кёзге да ариу.
  • Чакъырылмагъан къонакъ къачан кетерин сормаз.
  • Зарда марда джокъ.
  • Чалманны аллы къалай башланса, арты да алай барады.
  • Насыб бютеу халкъны юлюшюдю.
  • Кечеси – аяз, кюню – къыш, джарлы къаргъагъа бир аш тюш!
  • Келлик заман – къартлыкъ келтирир, кетген заман – джашлыкъ ёлтюрюр.
  • Бал чибинни ургъаны – ачы, балы – татлы.
  • Ёлюк кебинсиз къалмаз.
  • Шайтан алдады, тюзлюк къаргъады.
  • Чёбню кёлтюрсенг, тюбюнден сёз чыгъар.
  • Хар зат кесини орнуна иги.
  • Ачлыкъ отха секиртир.
  • Ёксюзню къалачы уллу кёрюнюр.
  • Агъач халкъгъа алтынды, иссиликге салкъынды.
  • Кёб ашасанг, татыуу чыкъмаз, кёб сёлешсенг, магъанасы чыкъмаз.
  • Аман хансны – урлугъу кёб.
  • Ачыкъ джюрекге джол – ачыкъ.
  • Кёзю сокъурдан – къоркъма, кёлю сокъурдан – къоркъ.
  • Ишлегенде эринме, ишде чолакъ кёрюнме.
  • Байлыкъ болгъан джерде, тынчлыкъ джокъду.
  • Джарлы тюеге минсе да, ит къабар.
  • Чыбыкълыкъда бюгюлмеген, къазыкълыкъда бюгюлмей эди.
  • От кюйдюрген, сау болса да, тот кюйдюрген, сау болмаз.
  • Тамырсыз терекге таянма – джыгъылырса.
  • Къонакъны къачан кетерин сорма, къачан келлигин сор.

Больной вопрос ("Мусульманин", 1910 г., №10)

15.05.2003 0 2846

Мисост Абаев

Главным тормозом для горцев-мусульман в деле улучшения своего экономического положения на родине, образования, культуры, да и во всем служит вопрос о переселении в Турцию, периодически поднимающийся в народе начиная с 60-х годов прошлого столетия. На моих глазах несколько раз начиналось сильное движение к переселению. Люди оставляли недостроенными начатые дома, в приготовленные ямы для посадки деревьев не сажали их, продавалось имущество, и лица, желавшие купить земли, отказывались от покупки, а владельцы земель продавали их за бесценок посторонним, пришлым людям, родители брали своих детей из русских школ и т. д. Попутно с этим дурной элемент усиленно начинал заниматься кражами и грабежами, якобы запасаясь средствами для переселения, а местная администрация начинала, естественно, принимать репрессивные меры против всего населения, одновременно создавая и исключительные законы вроде "Правил об охране имущества русского населения от хищничества туземцев", что еще более усугубляло движение к переселению, как это было в 80-х годах в бытность главноначальствующего на Кавказе Дондукова-Корсакова…

Одни переселялись, другие оставались, почти лишившись состояния, и вновь принимались за хозяйство. Когда утихало это движение на несколько лет, население успокаивалось и вновь стремилось к улучшению своего имущества и отдавало детей своих в русские школы. Но вдруг являлся откуда-то новый толчок, и повторялось то же, что и раньше, и продолжается, к сожалению, до сего времени.

Несмотря на то, что значительная часть переселенцев возвращается ежегодно обратно, разоренная, изнуренная и лишившаяся членов своих семей, тем не менее, новые партии идут в Турцию, по-старому распродавая за бесценок свое имущество.

При поверхностном взгляде на это странное явление оно кажется не поддающимся объяснению, но если присмотреться ближе, то можно найти причину. Причины эти довольно сложные, устранить их окончательно нелегко и едва ли возможно в ближайшем времени, однако те немногие интеллигентные горцы-мусульмане, которым дорого благополучие своих племен, должны работать серьезно с целью выяснения этих причин и устранения их, ибо недостаточно сказать: "Не переселяйтесь".

В русском обществе сложилось мнение, что будто бы единственная причина стремления горцев в Турцию - религиозный фанатизм, а в одно время приписывали и влиянию турецкого правительства. Это мнение поддерживали и кавказские администраторы. Но мнение это ошибочное, и если местная администрация остается убежденной в своем мнении, то приходится сожалеть, что она недостаточно осведомлена. Несомненно, среди переселенцев есть люди, которых тянет в мусульманское государство и религиозное чувство, но главную роль играют не эти чувства, а экономические, политические и иные условия. Есть веские основания полагать, что истинные причины непрекращающегося переселения горцев в Турцию не вполне известны высшим правительственным сферам. Тем более молодым (старых почти нет) интеллигентным мусульманам-горцам следует заняться выяснением этих причин.

(Нет голосов)

  • Нравится

Комментариев нет