Расширенный поиск
24 Января  2017 года
Логин: Регистрация
Пароль: Забыли пароль?
  • Баланы адам этген анады.
  • Къарыусузгъа кюлме, онгсузгъа тийме.
  • От кюйдюрген, сау болса да, тот кюйдюрген, сау болмаз.
  • Чомартха хар кюн да байрамды.
  • Шекер бла туз – бир болмаз, ушамагъан – юй болмаз.
  • Телиге акъыл салгъандан эсе, ёлгеннге джан салырса.
  • Кёз – сюйген джерде, къол – ауругъан джерде.
  • Хар зат кесини орнуна иги.
  • Биреуге аманлыкъ этиб, кесинге игилик табмазса.
  • Таула не мийик болсала да, аууш табылыр.
  • Этни бети бла шорпасы.
  • Иши джокъну, сыйы джокъ.
  • Эркишини аманы тиширыуну джылатыр.
  • Джыйырма къойну юч джыйырма эбзе кюте эди.
  • Ариу сёз – джаннга азыкъ, аман сёз – башха къазыкъ.
  • Уллу къазанда бишген эт, чий къалмаз.
  • Таукел къуру къалмаз.
  • Джарлы эскисин джамаса, къууаныр.
  • Айтхан – тынч, этген – къыйын.
  • Бозаны арты дауур болур.
  • Адамны сабийин сюйген джюреги, бычакъча, джитиди.
  • Ата – баланы уясы.
  • Агъач – джерни чырайы, кийим – эрни чырайы.
  • Аууз сакълагъан – джан сакълар.
  • Ата Джуртча джер болмаз, туугъан элча эл болмаз.
  • Ариу сёз джыланны орнундан чыгъарыр.
  • Сакъламагъан затынга джолукъсанг, не бек къууанаса, не бек ачыйса.
  • Адамны аманы адамны бети бла ойнар.
  • Ушамагъан – джукъмаз.
  • Къартны сыйын кёрмеген, къартлыгъында сыйлы болмаз.
  • Накъырданы арты керти болур.
  • Тенги кёбню джау алмаз, акъылы кёбню дау алмаз.
  • Насыблыны баласы кюн кюнден да баш болур, насыбсызны баласы, кюн кюнден да джаш болур.
  • Чомарт бергенин айтмаз.
  • Байны къызы баймакъ болса да, юйде къалмаз!
  • Эшекге миннген – биринчи айыб, андан джыгъылгъан – экинчи айыб.
  • Тели турса – той бузар.
  • Кийимни бир кюнню аясанг, минг кюннге джарар.
  • Ач да бол, токъ да бол – намысынга бек бол.
  • Билмезни кёзю кёрмез, этмезни къулагъы эшитмез.
  • Билмейме деген – бир сёз
  • Тенгни тенглиги джашай барсанг билинир.
  • Дуния аламаты сен эсенг да, игиме деб айтма.
  • Бюгюн дуния кибик, тамбла ахыратды.
  • Къолунгдан къуймакъ ашатсанг да, атаны борчундан къутулмазса.
  • Тил – кесген бычакъ, сёз – атылгъан окъ.
  • Ач бёрюге мекям джокъ.
  • Чакъырылмагъан джерге барма, чакъырылгъан джерден къалма.
  • Аджал соруб келмез, келсе, къайтыб кетмез.
  • Ашхы тенг джолгъа салыр, аман тенг джолдан тайдырыр.

Народный учитель Балкарии

06.02.2015 0 1093  Кучукова М.
«…Не успели мы войти в помещение, где жил Масхуд, как пришел, по виду, средних лет мужчина. Он выглядел старше Масхуда, мягко улыбался, говорил сдержанно, не торопясь, и отвечал кратко на наши вопросы. Это был Этезов Хамид». Таким описывает учителя, ликвидатора Ф. Перебийнос в книге «Нацобласти в борьбе за социалистическую культуру», изданной в 1932 году. Ростовский автор в главе «Кабардино-Балкария в боях за грамоту» рассказывает, как посещает Кабардино-Балкарию, в частности, Баксанское ущелье. Это происходит во время культурной революции, когда волна всеобуча, ликбеза и политехнизации школы охватила Кавказ. 

Хамид Этезов

Перебийнос описывает встречу, после чего характеризует своего собеседника: «Действительно, Этезов Хамид – замечательный человек. Это – подлинный энтузиаст своего дела. В нем простота и ясность мысли сочетались с качествами смелого бойца и неутомимого труженика. Это – тот массовик, который в глубоком тылу укрепляет позиции культурной революции. И не найдется такой силы, которая могла бы уничтожить результаты его работы». 

Согласитесь, учителю даётся весьма высокая оценка. Несмотря на уже приложенные усилия, Хамид не перестает стремиться получить больше знаний, повторяя: «Надо учиться. Надо много учиться!» При этом он руководит тринадцатью ликпунктами – в поселках Эльджурту, Мукулан, Тютю, Верхний Камук, Нижний Камук и других, является председателем ревкомиссии сельсовета, членом ревкомиссии кова, учителем трех первых групп, руководителем двух кружков, деятельным членом ОДН, МОПРа, Осоавиахима… Такой человек как минимум вызывает восхищение и желание подражать, заражая положительной энергией окружающих. Ликвидаторы обучают не только в населенных пунктах, но и на кошах, расположенных в 30 км от селения Нижний Баксан. 

Люди трудились, пытаясь охватить население аула, учили людей, не имея никаких условий – книг не хватало,  не было досок, мела, писали углем на дверях, стенах и даже палками на снегу. И это все при сильном холоде. Их старания, как мы видим, даром не прошли… 

Просматривая бумаги и журнал посещаемости, автор случайно замечает протокол собрания учителей Нижне-баксанского сельсовета, членов ячейки ВКП(б), ВЛКСМ и представителей общественности, где во втором пункте указано: «Большинством голосов премируются: по первой категории т. Этезов Хамид, по второй категории – Этезов Маскут и Отаров Керим». Работа борцов за культурную революции незамеченной не осталась.


Резюмируя описанное выше, мы не можем не отметить, как человек прикладывал все усилия, чтобы его народ тянулся выше. Он горел идеей воспитания честных, грамотных, умных граждан, был человеком, влюбленным в свою работу. Кредо Этезова было любить своих учеников и свое дело, воспитывать их в духе свободы и творчества. Главной же его целью было воспитание человека, любящего свою Родину, родной край, родной язык. 

После работы в селах ущелья и в Верхнем Чегеме Хамид устраивается в педагогическое училище в нальчикском Ленинском городке. Позже, имея уже семью, он отправляется с братом Масхудом на фронт. Со временем обрывается связь с родными, а сами братья попадают в плен. Но им удается выбраться в Турцию. Там, благодаря владению арабским и тюркским языками, Этезовы начинают обучать детей бедняков и бездомных, которым периодически стараются помогать, хотя и сами находятся не в лучшем положении. Находясь в Турции, Хамид заслужил большое уважение, ведь кроме грамоты он также хорошо знал Коран, –учителя пригласили даже возглавить одну из мечетей в Нью-Йорке, однако предложение он не принял. 

В это время семья Этезова переживала тяготы переселения: скончались его жена Марьям и средняя дочь Лиза, а две другие дочери оказались на попечении сестры матери. К моменту возвращения из ссылки они были уже взрослыми, имели свои семьи. Вестей от отца по-прежнему не было. И вдруг в 1963 году пришло письмо из Турции. В течение следующих 10 лет Хамид переписывался с дочерьми, не имея возможности вернуться. Лишь в 1973 году удалось добиться его возвращения. Приезд одного из первых учителей Баксанского ущелья вылился в большой праздник для всех – его здесь помнили и любили по-прежнему. 

Последние свои дни Хамид Этезов провёл вместе со своими дочками и умер спустя пять лет. Тамара и Лейля уже сами имеют внуков и бережно хранят воспоминания об отце. Все члены семьи получили высшее образование, работают и очень гордятся своим дедушкой и прадедушкой, оставившим после себя заметный и весомый след на земле. Хотелось бы закончить словами французского философа П. Тейяра де Шардена, что будущее находится в руках тех, кто способен дать будущим поколениям веские основы жить и надеяться. Именно таким человеком и был Хамид Этезов. 

Мадина Кучукова,
Тырныауз

(Голосов: 1, Рейтинг: 5)

  • Нравится

Комментариев нет