Расширенный поиск
21 Июля  2017 года
Логин: Регистрация
Пароль: Забыли пароль?
  • Бал – татлы, балдан да бала – татлы.
  • Ачлыкъда тары гырджын халыуадан татлы.
  • Сагъышы джокъ – джукъучу, акъылы джокъ – къаугъачы.
  • Сормай – алма, чакъырылмай – барма.
  • Ата джурт – алтын бешик.
  • Мал ёлсе, сюек къалыр, адам ёлсе, иши къалыр.
  • Тешик этген тынчды, аны джамагъан къыйынды.
  • Алгъанда – джууукъ, бергенде – джау.
  • Къыйынлы джети элни къайгъысын этер.
  • Къызгъанчдан ычхыныр, мухардан ычхынмаз.
  • Къарнынг бла ёч алма.
  • Ашхы тенг джолгъа салыр, аман тенг джолдан тайдырыр.
  • Келлик заман – къартлыкъ келтирир, кетген заман – джашлыкъ ёлтюрюр.
  • Садакъачыны джаны – къапчыгъында.
  • Ач къарным, тынч къулагъым.
  • Юреннген ауруу къалмаз.
  • Киштикге къанат битсе, чыпчыкъ къалмаз эди.
  • Окъдан джара эртде-кеч болса да бителир, сёз джара, ёмюрге къалыр.
  • Ауурну тюбю бла, дженгилни башы бла джюрюген.
  • Кесине оноу эте билмеген, халкъына да эте билмез.
  • Тамбла алтындан бюгюн багъыр ашхы.
  • Тау башында, тау болмаз, джангыз терек, бау болмаз.
  • Аууз сакълагъан – джан сакълар.
  • Телиге акъыл салгъандан эсе, ёлгеннге джан салырса.
  • Уллу айтханны этмеген – уллаймаз.
  • Джеринден айырылгъан – джети джылар, джуртундан айырылгъан – ёлгюнчю джылар.
  • Акъдан къара болмаз.
  • Халкъны джырын джырласанг, халкъ санга эжиу этер.
  • Къарт бла баш аша, джаш бла аякъ аша.
  • Ач уят къоймаз.
  • Тойгъандан сора, ашны сёкме.
  • Аман адамны тепсинге олтуртсанг, къызынгы тилер.
  • Тюзлюк шохлукъну бегитир.
  • Хар сёзню орну барды.
  • Арба аугъандан сора, джол кёргюзтюучю кёб болур.
  • Къазанчы аман болса, къазаны къайнамаз.
  • Чыбыкълыкъда бюгюлмеген, къазыкълыкъда бюгюлмей эди.
  • Джыгъылгъанны сырты джерден тоймаз.
  • Мухар, кеси тойса да, кёзю тоймаз.
  • Юйюнгден чыкъдынг – кюнюнгден чыкъдынг.
  • Къар – келтирди, суу – элтди.
  • Кийимни бичсенг, кенг бич, тар этген къыйын тюлдю.
  • Онгсузну – джакъла, тенгликни – сакъла.
  • Ачлыкъ отха секиртир.
  • Тик ёргени, тик энгишгеси да болады.
  • Сёз къанатсыз учар.
  • Башынга джетмегенни сорма.
  • Иги болса, тамадама – махтау, аман болса, меннге – айыб.
  • Ишге юренсин къоллары, халкъ бла болсун джоллары.
  • Эки ойлашыб, бир сёлешген.

АППАЕВА ЖАУХАР МУСТАФАЕВНА

12.05.2012 0 3589  Алагиров А.
Аслан Алагиров,
Нальчик

Известный искусствовед Жаухар Аппаева в своё время окончила физико-математический факультет Кабардино-Балкарского госуниверситета и десять лет преподавала в школе. Позже она увлеклась искусством, поступила на искусствоведческий факультет Уральского госуниверситета. Государственные выпускные экзамены сдала на «отлично», блестяще защитила и дипломную работу. Ж. Аппаевой вручили красный диплом. Она мечтала вернуться в республику и здесь, используя накопленные знания, вносить свой вклад в развитие культуры Кабардино-Балкарии. Но неожиданно у нее появилась возможность остаться в университете и сделать научную карьеру. После недолгих размышлений, как патриот республики, Аппаева возвращается домой.



В музее изобразительных искусств она старательно вникает во все детали своей работы. Ко всему, что приходится делать, молодой специалист ищет творческий подход. Экскурсии, которые она проводила, вдохновенные рассказы о творчестве художников вызывали неподдельный интерес у посетителей музея. Общество «Знание» республики вовлекает Ж. Аппаеву в свою просветительскую работу. Лекции, с которыми она выступает на предприятиях, в организациях и учреждениях, снискали ей популярность. Люди с большой охотой идут на встречу с лектором. Высокую оценку лекционной, просветительской деятельности Жаухар Аппаевой дали члены комиссии Всероссийского общества «Знание», которые приезжали в КБАССР с проверкой работы Кабардино-Балкарского отделения своей организации.

Жаухар не ограничивается только проведением экскурсий и чтением лекций. Она пишет научные статьи, активно сотрудничает с республиканскими СМИ. В местных газетах и журналах публикуются десятки её материалов, которые знакомят читателей с культурной жизнью республики и, в частности, с изобразительным искусством нашего края.

Главный редактор газеты «Кабардино-Балкарская правда» Тазал Машуков, недовольный работой отдела культуры, искал для него сотрудника, способного внести свежую струю в деятельность отдела. Свой выбор он остановил на Аппаевой. И не ошибся. Без малого десять лет Жаухар Мустафаевна возглавляла отдел культуры редакции. Сотни статей, очерков, репортажей, рецензий, затрагивающих различные сферы культуры, вышли из-под пера талантливого искусствоведа и журналиста. И по сей день работники культуры говорят о том, что десятилетие, когда отдел возглавляла Аппаева, было и остаётся лучшим в освещении газетой культурной жизни республики. Многие называют его золотым десятилетием культуры.



За годы напряженной творческой работы Жаухар Аппаева сумела подготовить и выпустить в свет девять книг. Среди них «Рисунок времени», «Изобразительное и декоративно-прикладное искусство Кабардино-Балкарии», «Грани таланта». На них были написаны рецензии профессоров, докторов наук Х.Тхагапсоева, Р. Хашхожевой, Б. Мальбахова. Статьи и научные труды искусствоведа Жаухар Аппаевой известны не только у нас в республике, но и за ее пределами. Ее книги и статьи привлекают внимание широкого круга читателей. Они вызвали интерес и у специалистов. Кандидат искусствоведения Елена Баторова из Москвы написала рецензию на одну из книг Жаухар Аппаевой «Изобразительное и декоративно-прикладное искусство Кабардино-Балкарии». Для автора это стало приятным сюрпризом, поскольку она готовит к печати вторую часть этого издания.

«В условиях глобализации одной из доминирующих тенденций современного мирового развития особенно остро встает проблема сохранения национальной идентичности, осмысления уникальности и самобытности разных народов, -пишет Е.Баторова. - В контексте историко-культурологического осмысления судеб культуры Кабардино-Балкарии книга известного искусствоведа Жаухар Аппаевой «Изобразительное и декоративно-прикладное искусство Кабардино-Балкарии» (Нальчик, 2007г.) представляет уникальную художественную летопись за последние 30 лет. Написана она на основе авторских материалов из российских и региональных журналов и газет. Это первая попытка искусствоведческого осмысления истоков и путей развития современного национального искусства, представляющего порой весьма сложную и противоречивую картину нового образа культуры – культуры «переходного периода» 80-90-х гг. и рубежа XX-XXI вв.



Каждая статья Жаухар Аппаевой воспринимается как исторически живой отрезок художественной истории Кабардино-Балкарии с его неповторимостью творческих ликов, своеобразием поисков и методов, во многом неразрывно связанных с актуальными проблемами многонационального российского искусства в целом. Автору важно было не только критически проанализировать особенности той или иной музейной выставки или творческой манеры того или иного автора, но и обозначить стоящие задачи и животрепещущие проблемы современного состояния художественной жизни республики.

Книга Ж. Аппаевой имеет большое значение для познания, осознания и сохранения уникальности национальной культуры, выявления взаимосвязи традиционного и инновационного в декоративно-прикладном искусстве кабардинцев и балкарцев. Неоспорима важность публикаций подобных работ, представляющих большой интерес для дальнейших научных изысканий и популяризации знаний об искусстве Кабардино-Балкарии».

Ж. Аппаева опубликовала более ста статей и очерков в федеральных профессиональных журналах: «Юный художник», «ДИ», «Художник», «Народное творчество», «Мир музея», «Встреча, культурно-просветительная работа», «Библиотека», «Профсоюзы», «Страстной бульвар», «Мир женщины», «Балет». Эти периодические издания выходят под эгидой Министерства культуры РФ, Академии художеств России. Я не припомню, чтобы кто-то из нашей пишущей братии, когда-либо смог опубликовать такое количество своих материалов в центральных журналах. Подчеркиваю, не просто информаций, а именно полновесных статей и очерков о художниках, музыкантах, артистах, режиссерах, других представителях культуры КБР. А читающая аудитория у московских журналов обширна – от Калининграда до Владивостока. Многие журналы, давая высокую оценку её материалам, приглашают к сотрудничеству, заказывают ей статьи и очерки. В тех журналах, где сложилась традиция отмечать лучшие материалы, опубликованные за год, ее статьи всегда называют в числе лучших. Нередко она получает из редакций федеральных журналов письма, подобные этому: «Текст отличный. Вы прекрасно владеете пером, русским языком и профессионально излагаете мысли и факты. Жду новых материалов».

Многочисленные статьи Ж. Аппаевой опубликованы в научных сборниках, изданных в Москве, Нальчике, Белгороде, Казани. А сама она не раз выступала с докладами на международных научных конференциях, организованных Российской академией художеств, Московским госуниверситетом, Академией наук Татарстана, ведущими искусствоведческими научно-исследовательскими институтами и музеями Москвы, Международной ассоциацией искусствоведов. Всё это позволяет с полным основанием заявить о том, что творческий вклад Жаухар Аппаевой в культурную жизнь республики, Российской Федерации, в деятельность АИС достоин самой высокой оценки. Не случайно в декабре 2011 года она удостоилась Почетной грамоты Министерства культуры РФ.

(Голосов: 1, Рейтинг: 5)

  • Нравится

Комментариев нет