Расширенный поиск
12 Ноября  2018 года
Логин: Регистрация
Пароль: Забыли пароль?
  • Джуртун къоругъан озар.
  • Къан бла кирген, джан бла чыгъар.
  • Атлыны кёрсе, джаяуну буту талыр.
  • Тил – кесген бычакъ, сёз – атылгъан окъ.
  • Кийимни бир кюнню аясанг, минг кюннге джарар.
  • Ойнаб айтсанг да, эслеб айт.
  • Шайтан алдады, тюзлюк къаргъады.
  • Ата Джуртуму башы болмасам да, босагъасында ташы болайым.
  • Бир онгсуз адам адет чыгъарды, деб эштирик тюлсе.
  • Эринчекни аурууу – кёб.
  • Ач бёрюге мекям джокъ.
  • Акъыллы башны – тили къысха.
  • Тилчи бир сагъатха айлыкъ хата этер.
  • Бал – татлы, балдан да бала – татлы.
  • Къобан да къуру да къобханлай турмайды, адам да къуру да патчахлай турмайды.
  • Биреу къой излей, биреу той излей.
  • Джюрекге ариу – кёзге да ариу.
  • Мени джылытмагъан кюн, меннге тиймесин!
  • Чомартны къолун джокълукъ байлар.
  • Сууда джау джокъ, кёб сёзде магъана джокъ.
  • Таш ата билмеген, башына урур.
  • Аман эсирсе, юйюн ояр.
  • Алим болгъандан эсе, адам болгъан къыйынды.
  • Сабий болмагъан джерде, мёлек болмаз.
  • Хата – гитчеден.
  • Ариуну – ауруу кёб.
  • Билген билмегенни юретген адетди.
  • Насыблы элин сюер, насыбсыз кесин сюер.
  • Чабакъгъа акъыл, табагъа тюшсе келеди.
  • Тюкюрюк баш джармаз, налат кёз чыгъармаз!
  • Тенги кёбню джау алмаз, акъылы кёбню дау алмаз.
  • Кенгеш болса, уруш болмаз.
  • Къонакъ аман болса, къонакъбай джунчур
  • Эллинг бла джау болсанг да, юйюнг бла джау болма.
  • Тил джюрекге джол ишлейди.
  • Дуния малгъа сатылма, кесингден телиге къатылма.
  • Кёлсюзден сёзсюз тууар.
  • Ёгюзню мюйюзлери ауурлукъ этмейдиле.
  • Аякъларынгы джууургъанынга кёре узат.
  • Ёлюр джаннга, ёкюл джокъ.
  • Адамны аты башхача, акъылы да башхады.
  • Аманны къуугъан, аманлыкъ табар.
  • Акъыл къартда, джашда тюйюлдю – башдады.
  • Ашаса, ашамаса да, бёрюню ауузу – къан.
  • Аман адам этегингден тутса, кес да къач.
  • Чакъырылмагъан къонакъ къачан кетерин сормаз.
  • Къар – келтирди, суу – элтди.
  • Уясында не кёрсе, учханында аны этер.
  • Асхат ашлыкъ сата, юйдегиси ачдан къата.
  • Тойгъанлыкъ къойгъа джарашады.

МИЗИЕВ ИСМАИЛ МУССАЕВИЧ (1940 - 1997)

01.12.2003 0 5044

 

Исмаил Муссаевич родился в 1940 г. в селе Нижний Чегем Чегемского района КБР. Закончил в 1963 году отделение истории историко-филологического факультета КБГУ, а затем в 1967-ом -  аспирантуру по археологии АН СССР. Защитил кандидатскую диссертацию по теме: "Материальная культура Балкарии и Карачая XII - XVII в.в.".

Исмаил Мизиев - автор около 200 научных работ, в том числе девяти монографий, изданных в Москве, Алма-Ате, Баку, Уфе, С.-Петербурге, Грозном, Махачкале, Владикавказе, Тбилиси, Ереване, Стамбуле и Черкесске. Он автор книг "Средневековые башни и склепы Балкарии и Карачая" (Нальчик, 1970 г.), "Балкарцы и карачаевцы в памятниках истории" (Нальчик, 1981 г.), "Шаги к истокам этнической истории Центрального Кавказа" (Нальчик, 1986 г.), "История рядом" (Нальчик, 1990 г.), "История Балкарии и Карачая" (Нальчик, 1996 г.).

До трагического случая, после которого И.Мизиев оказался прикованным к инвалидной коляске, он исколесил все горные ущелья Карачая и Балкарий, производя археологические раскопки на городищах и крепостях, изучая материальную культуру предков карачаевцев и балкарцев. Из этих экспедиций он вынес твердое убеждение в том, что карачаевцы и балкарцы являются древними насельниками этих мест, сохранившими до сих пор самобытную, отличную от других народов Кавказа, культуру, историческую непрерывность которой подтвердили его археологические исследования.

Один из лучших учеников лауреата Ленинской премии, профессора Е.И.Крупнова, Исмаил Муссаевич не мог равнодушно смотреть на то, как в угоду амбициям некоторых ученых, да и народов, искажается история карачаевцев и балкарцев. Несмотря на то, что он не мог проводить археологические раскопки, а может быть, именно поэтому Исмаил Муссаевич все свое свободное время посвятил сбору материалов по истории карачаевцев и балкарцев, используя действующую тогда систему МБА, архивы и библиотеки друзей и коллег. Собранный материал он подверг анализу, систематизировал и издал книгу "Шаги к истокам этнической истории Центрального Кавказа", в которой подверг жесткой критике теорию о сплошной ираноязычности алан. Именно после выхода в свет этой книги началась его травля, масштабы которой можно сравнить с тем, как в свое время травили Л.Гумилева и О.Сулейманова.

Истинный ученый, которого не сломила в свое время болезнь, не сломился и в этой ситуации. В ответ на нападки он издает новую книгу "История рядом", в которой "в пух и прах" разбивает все обвинения в свой адрес и ставит перед своими оппонентами ряд вопросов, на которые они не смогли дать вразумительного ответа. Не умаляя истории окружающих народов, Исмаил Мизиев в своих работах показал значение древних тюрков, их влияние на историю и этнические процессы, проходившие на всем Кавказе. Да и странно было бы сегодня делать вид, что не было в истории гуннов, булгар, хазар, авар, печенегов и половцев, или, несмотря на обилие материалов, соглашаться с тем, что аланы были ираноязычными.

А ведь еще в 1978 году на Всероссийской научной конференции по вопросам истории, исторической науки Северного Кавказа и Дона было заявлено, что "одной из кардинальных проблем, требующих решения, является необходимость создания новой этнополитической карты Северного Кавказа, на которой... должны занять подобающее им место и тюркоязычные этносы и группы (гунны, булгары, хазары, авары и половцы и др.), а также аборигенные племена горных и предгорных районов... вот стержневая задача нынешнего этапа изучения средневековой эпохи региона".

Как и следовало ожидать, никто из ученых Северного Кавказа, за исключением потомков этих тюрков, на призыв не откликнулся, а тех же, кто пытался это сделать, мгновенно объявили "пантюркистами", как в случае с И.Мизиевым.

Как бы там ни было, как бы сурово ни обходилась с ним жизнь, как бы ни предавали его коллеги и некоторые "друзья", Исмаил Муссаевич свое дело сделал. Он разорвал плотную завесу, которой была искусственно окутана история древних тюрков, и расчистил поле для тех, кто занимается и будет заниматься этими вопросами.

  (Слово об авторе, К.Н.Халкечев, А.Х.Кубанов / И.М.Мизиев, "Следы на Эльбрусе", Ставрополь, 2001)

(Голосов: 4, Рейтинг: 5)

  • Нравится

Комментариев нет