БОРЛАКОВ ХИЙСА ШАМИЛЕВИЧ
"Карачаево-Черкесия открыла дверь в сферу новых технологий..." Научная фантастика? Отнюдь. Не удивляйтесь, если в скором времени средства массовых информаций начнут пестрить заголовками подобного содержания.
Ежедневно мы, не задумываясь, пользуемся бесчисленными благами цивилизации, а ведь это возможно только благодаря людям, умеющим пересмотреть фундаментальные взгляды, для которых неподвластный пониманию простого обывателя загадочный мир физики - это родная стихия. Одним из таких людей является доктор физико-математических наук, профессор Хийса Шамилевич Борлаков.
Так называемые "застойные" советские годы подарили миру целую плеяду выдающихся ученых, открытия которых актуальны и по сей день. Такие специальности как космонавт, летчик и физик обладали бешеной популярностью среди молодежи 70-х годов, желающей быть полезной своей стране. Возможно, именно это стремление подтолкнуло Борлакова стать физиком-теоретиком, для которого научная деятельность не столько профессия, сколько призвание.
Его докторская диссертация "Феноменологическая и статистическая теория фазовых переходов в магнитоупорядоченных кристаллах", блестяще защищенная в МГУ в 2000 году, произвела фурор среди современных светил науки. Нашему земляку удалось сделать открытие, меняющее основополагающее представление о фазовых переходах в магнитных веществах.
Эврика!
Пожалуй, только посвященные знают, что дисплеи электронных часов, мониторы компьютеров, аккумуляторы, системы охлаждения и даже новейшая разработка - энергонезависимая компьютерная память, способная заменить флэш-карты электронных устройств - все это создано на основе фазовых переходов. А между тем это свойство веществ используется с глубокой древности. Так паровая машина Герона была построена на основе фазового перехода жидкость-пар. Разные фазы одного и того же вещества - наиболее привычные из них - кристалл, жидкость и пар - встречаются повсюду. Кроме плотности, фазы некоторых материалов могут отличаться друг от друга магнитными характеристиками (способные к намагничиванию - ферромагнетики и неспособные к этому - парамагнетики) или какими-либо другими свойствами, например, способностью проводить электрический ток. При изменении внешних условий - температуры, давления, электрического или магнитного полей - фазы могут превращаться друг в друга. Такой процесс называют фазовым переходом.
Фазовые переходы постоянно происходят вокруг нас. Самые известные - это кипение, плавление, конденсация, кристаллизация, сублимация, переходы в ферро- и парамагнетиках и многие другие. Предсказать температуру перехода вещества из одной фазы в другую - это очень важная задача, которая возложена на физиков-теоретиков. Кстати, ученых, занимающихся именно теорией не так много. Ярчайшими представителями в пору расцвета советской науки были удостоенные Нобелевской премией И.М. Франк, И.Е. Тамм, Л.Д. Ландау.
"Я где-то в четвертом поколении представляю школу Ландау, - рассказывает Борлаков. Применяя теорию, придуманную этим гениальным ученым еще в 1937 году, я выяснил, что кроме точки Кюри в магнитных кристаллах есть еще одна точка перехода, которую до меня никто не знал. Между двумя этими температурами вещество очень легко перемагничивается, такие вещества инженеры называют магнитомягкими. Если брусочком вести по поверхности, то он может скользить идеально, а может с небольшим трением. Я выяснил, что в этом температурном интервале, магнитный элемент поворачивается идеально, без всяких сопротивлений. Эту фазу между двумя температурами я назвал изотропной или абсолютно мягкой магнитной фазой".
Кроме этого ученым была предпринята попытка решить задачу, которая называется модель Изинга. Эту задачку, очень важную для описания фазовых переходов, придумал в 1926 году шведский физик Г.А. Изинг. Ему удалось решить ее для случая с одной переменной, во время войны в 1946 году лауреат Нобелевской премии Ларс Онсагер решил эту задачу с двумя переменными.
До сих пор считалось, что трехмерную задачу решить невозможно, но Борлакову удалось показать, что решение существует и частично его найти. Все это Хийса Шамилевич изложил в книгах, статьях, которые вышли не только в России, но и за рубежом. Как известно в нашей стране ежегодно защищается до 10 тысяч докторских диссертаций, но в учебники из них попадают только несколько страниц, содержащих фундаментальные положения. Открытие Борлакова входит даже в школьный курс физики.
10 лет спустя
За плечами Борлакова работа в ведущих вузах страны. Киев, Новочеркасск, Ставрополь, Москва и, конечно же, Ростов, откуда началась научная деятельность Хийсы Шамилевича - это далеко не полный список городов, в которых ему довелось трудиться. Только в 1994 году ученый с семьей вернулся в Карачаево-Черкесию. Закончив в 1977 году факультет астрофизики Ростовского государственного университета, Хийса Шамилевич хотел вернуться на родину и продолжить работу над интересующими его вопросами тяготения в астрофизической обсерватории САО РАН в Буково. В то время это было очень престижное учреждение - академический институт с большим штатом, где каждое место ценилось на вес золота. Получив отказ, он продолжал работать в вузах Ростовской области профессиональным преподавателем и инженером-исследователем.
Тогда же он познакомился с людьми, которые занимались так называемыми фазовыми переходами. Среди них были такие известные и талантливые ученые как В.М. Таланов, К.П. Белов, ставшие его учителями и товарищами. "Когда в Новочеркасске я захотел заниматься наукой, но не знал к кому обратиться, мне указали на Таланова, известного ученого-теоретика, который действительно сделал большой вклад в науку. Он был одиночка, так как никто не выдерживал критериев, которые он задал. Я оказался первым, кто смог это сделать", - рассказывает Хийса Шамилевич.
В новом для Борлакова направлении физики конденсированного состояния, именуемом теорией фазовых переходов, было много неизученных тонкостей, что привлекло ученого. Чтобы найти ответ на поставленные вопросы ему приходилось работать по 16 часов в сутки. "Решая модель Изинга, - вспоминает Борлаков, - мне понадобилось вычислить определитель очень большой размерности. Чтобы его посчитать, тогдашних средств техники не хватило, поэтому мне пришлось на огромных листах размером со стол, ползая по полу, вычислять этот определитель всеми существующими безмашинными методами.
Я усвоил все способы, лучше меня в мире, наверное, никто их не считал, исписал целую гору листов. Напряжение было такое, что даже думать о посторонних вещах не было времени, нужно было предельно быть в форме". Плоды такой усердной работы не заставили себя долго ждать. Докторская диссертация ученого была готова уже в 1991 году.
Так получилось, что это время совпало с распадом СССР, кругом царила неопределенность, вкладывать деньги в интеллектуальный фонд стало не модным. А без соответствующих финансовых вложений на сегодняшний день заявить о себе практически невозможно. Его открытие ждало своего часа почти десять лет. Благодаря людям, понимающим значимость исследований Борлакова для республики, да и для науки в целом у Хийсы Шамилевича появилась возможность обнародовать свои научные труды.
В 1999 году в Кабардино-Балкарском государственном университете докторская диссертация Борлакова была успешно защищена. Но стараниями "доброжелателей", у которых не получилось разделить с ученым его лавры, диссертация была направлена на дополнительное заключение в МГУ.
18 членов диссертационного совета, состоящего из видных ученых-физиков современности, единогласно признали новизну и ценность работы Борлакова, присудив ему ученую степень доктора физико-математических наук.
На родине
Сегодня Хийса Шамилевич работает проректором по научной работе в Карачаево-Черкесской технологической академии и о спокойной жизни на периферии не жалеет: "Я думаю, человека должно тянуть к корням. Многих из тех кто когда-то уехал за границу, тянет на родину. Я очень доволен, единственное чего не хватает - это общения с коллегами и возможности полноценно заниматься наукой, потому что, сидя в кресле руководителя это делать довольно тяжело. Худо-бедно, но должность довольно хлопотная, простым профессорам кафедры проще, однако там есть материальные проблемы.
В нашей стране упущены рычаги связей с провинциальной наукой. Все делается по собственной инициативе, правда, сейчас есть программы, которые дают положительные результаты, но то состояние, когда наука была движущей силой, утеряно. Все специалисты, которых я знал в Ростовском университете, сейчас работают за границей. Это была мировая научная школа, коллективный разум. Человек один, какой бы он талантливый не был, многое теряет, когда нет квалифицированного окружения".
Ну а в свободное время, которого, как и положено деятельному человеку, у него совсем немного, Хийса Шамилевич разрабатывает новую теорию, на этот раз касающуюся здоровья человека. "Физики-теоретики любят обобщать и создавать теории, - смеется ученый, - думаю, со временем я смогу создать небольшую систему, которая будет полезна для людей. Все нехирургические болезни можно излечить без помощи врачей, правда, этот метод требует определенных волевых усилий и отказа от привычных жизненных ценностей. Правильное питание и позитивный психологический настрой приводят человека в форму. Надо помнить, что все создано Всевышним. У него свои чертежи. Надо каким-то образом вникнуть в то, как Он создал и двигаться в согласии с Его чертежами, а не пытаться идти наперекор. Это не приводит к проигрышу и одновременно улучшается здоровье. Иногда можно победить и без борьбы".
(Малика Бацаева. "Вести гор")
Комментариев нет