Расширенный поиск
9 Декабря  2022 года
Логин: Регистрация
Пароль: Забыли пароль?
  • Таукел адам тау тешер.
  • Нафысынгы айтханын этме, намысынгы айтханын эт.
  • Чоюнну башы ачыкъ болса, итге уят керекди.
  • Къайтырыкъ эшигинги, къаты уруб чыкъма.
  • Ашыкъгъанны этеги бутуна чырмалыр.
  • Ичимден чыкъды хата, къайры барайым сата?
  • Тёзгеннге, джабылгъан эшик ачылыр.
  • Къолунгдан къуймакъ ашатсанг да, атаны борчундан къутулмазса.
  • Соргъан айыб тюлдю, билмеген айыбды.
  • Бети бедерден, намыс сакълама.
  • Бойнуму джети джерден кессенг да, мен ол ишни этеллик тюлме.
  • Эртде тургъан джылкъычыны эркек аты тай табар.
  • Хата – гитчеден.
  • Телиге акъыл салгъандан эсе, ёлгеннге джан салырса.
  • Байлыкъ келсе, акъыл кетер.
  • Ишленмеген джаш – джюгенсиз ат, ишленмеген къыз – тузсуз хант.
  • Экеулен сёлеше тура эселе, орталарына барыб кирме.
  • Чакъырылмагъан къонакъ – орунсуз.
  • Ачылгъан эт джабылыр, кёрген кёз унутмаз.
  • Орну джокъну – сыйы джокъ.
  • Ёксюзню тилеги къабыл болур.
  • Акъыллы – эл иеси, тели – эл баласы.
  • Ариу сёз аурууунгу алыр.
  • Ханы къызы буюгъа-буюгъа киштик болду.
  • Урунуу – насыбны анасы.
  • Иги джашны ышаны – аз сёлешиб, кёб тынгылар.
  • Кийим тукъум сордурур.
  • Кесине оноу эте билмеген, халкъына да эте билмез.
  • Тойгъа алгъа да барма, тойда артха да къалма.
  • Къонакъ аман болса, къонакъбай джунчур
  • Адамны аты башхача, акъылы да башхады.
  • Къар – келтирди, суу – элтди.
  • Джауумдан сора, кюн кюйдюрюр, ётюрюкден сора, айыб кюйдюрюр.
  • Тиширыусуз юй – отсуз от джагъа.
  • Адамны аманы адамны бети бла ойнар.
  • Кийимни бичсенг, кенг бич, тар этген къыйын тюлдю.
  • Башы ишлегенни, ауузу да ишлер.
  • Ёлген эшек бёрюден къоркъмайды.
  • Нарт сёз – тилни бети.
  • Тилде сюек болмаса да, сюек сындырыр.
  • Шапа кёб болса, аш татымсыз болур.
  • Накъырданы арты керти болур.
  • Эрни эр этерик да, къара джер этерик да, тиширыуду.
  • Оюмсуз атлагъан, аджалсыз ёлюр.
  • Бети къызарыучу адамны, джюреги харам болмаз.
  • Къарны аманнга къазан такъдырма, къолу аманнга от джакъдырма.
  • Эм уллу байлыкъ – джан саулукъ.
  • Тойгъан джерге джети къайт.
  • Тойгъа барсанг, тоюб бар, эски тонунгу къоюб бар.
  • Джюрекден джюрекге джол барды.

АККИЕВА СВЕТЛАНА ИСМАИЛОВНА

25.10.2004 0 4739

Хасан Конаков, 

Нальчик

 

Светлана Исмаиловна родом из села Бабугент Черекского района. В 1974 году она поступила на отделение истории КБГУ. Здесь она не только училась, но и постигала азы научной работы, участвую в студенческих научных кружках. Среди преподавателей университета значительное влияние на формирование исторического мировоззрения Аккиевой оказали К.Г. Азаматов и Т.Т. Шикова, которые относились к первым профессиональным историкам из числа кабардинской и балкарской интеллигенции и особое внимание уделяли формированию у своих учеников серьезного интереса к традиционной культуре и быту своих народов. Под руководством Тамары Табишевны Шиковой Светлана Аккиева написала свою первую научную работу "Формы взаимопомощи у балкарцев: традиции исовременность".

Получив в 1979 году диплом с отличием, талантливая студентка начала работать в Кабардино-Балкарском НИИ филологии и экономики. В 1982-ом она поступила в аспирантуру Института истории СССР АН СССР, где в секторе историко-социологических и математико-статистических исследований под руководством профессора В.Е. Полетаева подготовила и защитила кандидатскую диссертацию, посвященную проблемам социального облика молодежи. Работа под руководством такого специалиста, как Владимир Евгеньевич Полетаев стала хорошей школой для начинающей научную деятельность С. И. Аккиевой. Полетаев был сторонником комплексного, междисциплинарного изучения исторических проблем и большое внимание обращал на формирование у своих учеников навыков такого подхода к работе, воспитывал в них высокую требовательность к себе, трудолюбие и пытливость.

Окончив аспирантуру и защитив кандидатскую диссертацию, С. И. Аккиева в 1986 году вернулась в Нальчик и продолжила работу в вышеуказанном институте. Работала научным сотрудником. В настоящее время занимает должность заведующего сектором общественно- политических исследований института.

Демократические преобразования 90-х годов ХХ столетия в обществе оказали влияние на область научных интересов С. И. Аккиевой. С того времени она главное внимание уделяет проблемам становления и развития государственности Кабардино-Балкарии, истории и современному состоянию репрессированного балкарского народа, этнодемографическим, этнокультурным и этноязыковым процессам народов республики и Северного Кавказа. В последнее время Светлана Исмаиловна провела ряд серьезных этносоциалогических исследований в Кабардино-Балкарии (по проблемам этнополитических представлений молодежи, этнического развития народов КБР, межэтнического взаимодействия). Работы в этом направлении вызвали ее тесное сотрудничество с Институтом этнологии и антропологии РАН. Следует подчеркнуть что заместитель директора этого института, руководитель Центра по изучению межнациональных отношений Михаил Николаевич Губогло стал еще одним учителем С. И. Аккиевой и оказал серьезное влияние на ее научное становление и интерес к этнополитическим проблемам.

В 90-ые годы Светлана Исмаиловна активно выступала с обобщающими серьезными статьями по разным вопросам этносоциологии и этнополитологии в солидных научных сборниках, зарубежных изданиях. Она принимала участие в работе российских и международных конгрессов этнографических и исторических наук (первый, второй, и третий конгресс этнологов России и ХХ!Х конгресс востоковедов в Венгрии и пятый конгресс россиеведов в Финляндии).

С. И. Аккиева избрана членом Президиума ассоциации этнологов и антропологов России, является экспертом Сети этнологического мониторинга и раннего предупреждения конфликтов. В настоящее время работает над двухтомником "Политика и право в сфере этногосударственных отношений Кабардино-Балкарии".

(Нет голосов)

  • Нравится

Комментариев нет