Расширенный поиск
3 Марта  2021 года
Логин: Регистрация
Пароль: Забыли пароль?
  • Джолунга кёре – джюрюшюнг, джагъанга кёре – юлюшюнг.
  • Акъылсызны джууукъгъа алма, акъыллыны кенгнге салма.
  • Къарт болгъан джерде, берекет болур, сабий болгъан джерде, оюн болур.
  • Биреу къой излей, биреу той излей.
  • Артына баргъанны, къатына барма.
  • Аджал соруб келмез, келсе, къайтыб кетмез.
  • Ариуну – ауруу кёб.
  • Кёб къычыргъандан – къоркъма, тынч олтургъандан – къоркъ.
  • Иши джокъну, сыйы джокъ.
  • Сууда джау джокъ, кёб сёзде магъана джокъ.
  • Къанны къан бла джуума, аманны аман бла къуума.
  • Ёлген аслан – сау чычхан.
  • Къалгъан ишге къар джауар.
  • Иги бла джюрюсенг, джетерсе муратынга, аман бла джюрюсенг, къалырса уятха.
  • Къартны бурнун сюрт да, оноугъа тут.
  • Нафысынгы айтханын этме, намысынгы айтханын эт.
  • Ат да турмайды бир териде.
  • Ётюрюкню къуйругъу – бир тутум.
  • Аллахдан тилесенг, кёб тиле.
  • Ашхы – джыяр, аман – джояр.
  • Ханнга да келеди хариблик.
  • Джол бла сёзню къыйыры джокъ.
  • Адам сёзюнден белгили.
  • Джан саулукъ бермей, сан саулукъ бермезсе.
  • Акъыллы – эл иеси, тели – эл баласы.
  • Адамны сабийин сюйген джюреги, бычакъча, джитиди.
  • Кёлю джокъну – джолу джокъ.
  • Ач отунчуну ачыуу – бурнунда.
  • Этни бети бла шорпасы.
  • Ана кёлю – балада, бала кёлю – талада.
  • Къайтырыкъ эшигинги, къаты уруб чыкъма.
  • Къонагъы джокъну – шоху джокъ.
  • Болджал ишни бёрю ашар.
  • Эл бла кёргенинг эрелей.
  • Джеринден айырылгъан – джети джылар, джуртундан айырылгъан – ёлгюнчю джылар.
  • Иги сёз – джаннга азыкъ, аман сёз башха – къазыкъ.
  • Эртде тургъан бла эртде юйленнген сокъуранмаз.
  • Сескекли кесин билдирир.
  • Ауурну тюбю бла, дженгилни башы бла джюрюген.
  • Къайгъыны сюйген, къайгъы табар.
  • Ишлерге уял да, ашаргъа табма.
  • Тойгъан джерге джети къайт.
  • Борчунг бар эсе, хурджунунга ойлаб узал.
  • Эшекге миннген – биринчи айыб, андан джыгъылгъан – экинчи айыб.
  • Асхат ашлыкъ сата, юйдегиси ачдан къата.
  • Ашаса, ашамаса да, бёрюню ауузу – къан.
  • Узун джолну барсанг, бюгюн келирсе, къысха джолну барсанг, тамбла келирсе.
  • Ата джурт – алтын бешик.
  • Итли къонакъ джарашмаз.
  • Хансыз джомакъ болмаз.

ЭФЕНДИЕВ ФУАД САЛИХОВИЧ

11.10.2004 1 5528

 

Лауреат Государственной премии Кабардино-Балкарской Республики в области науки, доктор философских наук, профессор, ректор Северо-Кавказского государственного института искусств. И все это Фуад Салихович достиг в свои 39 лет. Друзья, бывшие сокурсники по КБГУ и коллеги называют его просто Фуадом. Всегда общителен,  превосходно эрудирован, готов прийти на помощь студентам и друзьям. 

 

- Фуад Салихович! Учитывая что читателями нашего сайта в основном являются молодые люди, и что у тебя необычное имя, если ты разрешишь, конечно, я буду называть тебя не по отчеству а просто по имени.

- Нет проблем. У нас в институте много молодежи со всего Северного Кавказа, и знаете, как приятно бывает вот так вот запросто пообщаться с ними и мне. Кстати, у них тоже часто встречаются очень редкие имена. Я считаю, что когда в одном месте учатся представители разных национальностей и между ними царит дружба и взаимопонимание, то успех гарантирован во всем.

- Фуад, неверное, находятся люди, которые говорят между собой, что ты достиг таких высот благодаря своим родителям: отец - заведующий кафедрой философии КБГУ, доктор философских наук, профессор Салих Ибрагимович, мать, Тамара Емельяновна, - также доктор филологических наук...

- Живя на Кавказе, кто бы поверил, если я бы я стал твердить, будто мои родители мне никогда не помогали! Поверьте мне, на самом деле все не так просто. Мне за своих родителей абсолютно не стыдно. Они всю жизнь трудятся и живут честным трудом. Мать в свое время работала учителем русского языка в моем родном селении Кёнделен, а в это время отец был аспирантом кафедры философии Азербайджанского госуниверситета. Сам я работать начал, когда был учеником 9-го класса в Нальчике, устроился на каникулах комплектовщиком завода "Севкавэлектороприбор", а после окончания школы-слесарем механосборочных работ этого же предприятия.

- ...И после этого у тебя блестящая научная карьера?

- Ничто в жизни человеку просто так не приходит, какие бы ни были известные родители. Только труд, работа над собой дают в конечном итоге результаты. Когда я поступил на историческое отделение КБГУ, то с первого курса поставил себе задачу - окончить университет с отличием. И достиг этой цели. В 1989 году я поступил в очную аспирантуру кафедры культурологи КБГУ по специальности "эстетика". Окончив ее, был принят на работу ассистентом и стал читать курс лекций по эстетике и культурологии. Преподавательская работа мне не помешала весной 1995 года защитить кандидатскую диссертацию в Ростовском государственном университете по специальности "Социальная философия". Тем временем я продолжал работать в университете уже на должности доцента кафедры культурологии. Не скрою, на этом месте работы было очень много, и я понял: чтобы более спокойно завершить начатую мной докторскую диссертацию, надо искать менее загруженную вакансию. И в 1998-ом был переведен на должность старшего научного сотрудника этой же кафедры. Примерно за год в Ростовском госуниверситете удалось защитить докторскую диссертацию по специальности "Теория культуры". Через четыре месяца высшая академическая комиссия РФ утвердила решение Ростовского госуниверситета, и я в 34 года стал доктором философских наук, а через год был избран на должность профессора кафедры культурологии КБГУ.

- У тебя от ассистента до профессора путь был недолгим. Что больше всего запомнилось в жизни за этот период времени?

- Активный образ жизни, участие в международных конгрессах, межвузовских и всероссийских научно-теоретических конференциях в городах Санкт-Петербург, Москва, Волгоград, Казань и другие помогли мне подготовить к публикации уникальное методическое пособие "Национальное возрождение и национальная идея" и монографию "Этнокультура и национальное самосознание". Наверно выход в свет вот этих работ и осталось больше всего в памяти. Ведь когда человек видит на деле плоды своих трудов - это большое счастье. Кроме этого, я опубликовал более 150 научных и научно-методических работ.

- Какие из опубликованных тобою работ наиболее актуальны сейчас?

- В 1999 году Донская государственная публичная библиотека издала библиографический указатель "Наука о Кавказе", где имеется ряд ссылок на мои работы. Кроме того, известный ученый, профессор В.А. Авксентьев в книге "Этническая конфликтология: в поисках научной парадигмы" отмечает важность моих трудов и считает их актуальными для нашего региона. Председатель Комитета по делам Федерации, Федеративному договору и региональной политике И.П. Скляров пригласил на заседание "круглого стола" Совета Федерации Федерального собрания РФ. Это было для меня памятным событием, так как рядом за столом сидели известные ученые по проблемам межнациональных отношений. В ходе заседания я встречался с Рамазаном Абдулатиповым, председателем Ассамблеи народов России, и он подарил мне свою монографию "Национальный вопрос и государственное устройство России" с дарственной надписью "Великому роду Эфендиевых с благодарностью за добрые отношение и величайшую исследовательскую работу". Я рад, что в решении сложных проблем кавказского региона стали обращать внимание на культурологические исследования ученых - это значит, что есть попытка понять глубинные черты этносов региона.  

- Фуад, насколько я помню, ты участником встречи Президента РФ Владимира Путина с представителями балкарского народа. Расскажи, пожалуйста как это было?

- 6 сентября 2001 года Владимир Путин приезжал в Нальчик. В Доме Правительства КБР состоялось встреча с ним. Балкарский народа представляли Х. Чеченов, М. Туменов, М. Залиханов, С. Беппаев, А. Геляхов, А. Теппеев, Ж. Аттаев, Ш. Чеченов и я. Естественно встреча запомнилось, ведь до этого в истории России и Балкарии не было подобных встреч, и быть участником этого исторического события, большая честь для меня.

- Административная работа не препятствует твоей научной деятельности?

- В мае 2001 года, когда на основании решения конференции меня избрали ректором Северо-Кавказского государственного института искусств, так и думал, как ты говоришь. Но теперь убедился, что одно второму не мешает. Что может быть приятнее и полезнее общения и воспитания молодых людей, людей культуры и искусств! 

Беседу вел Хасан Конаков.

(Голосов: 3, Рейтинг: 5)

  • Нравится

Комментарии (1)

    Джаратама0
    Piece of Happiness
    04.06.2012 20:37:13
    замечательный человек...(!)
    Тот, кто знаком с Фуадом никогда не сможет забыть его абсолютно юношескую легкость и открытость... *Пионер-Вожатый* со стажем...во всех смыслах этого слова)))