Расширенный поиск
22 Января  2017 года
Логин: Регистрация
Пароль: Забыли пароль?
  • Аман адам элни бир-бирине джау этер.
  • Элни кючю – эмеген.
  • Татлы сёз – балдан татлы.
  • Ашлыкъны арба юйге келтирир, чана базаргъа элтир.
  • Аманнга да, игиге да оноусуз къатышма.
  • Тилчи бир сагъатха айлыкъ хата этер.
  • Кесине оноу эте билмеген, халкъына да эте билмез.
  • Игини сыйлагъан адетди.
  • Аджалсыз ёлюм болмаз.
  • Ач къалгъандан, кеч къалгъан къолай.
  • Билим насыб берир, билим джолну керир.
  • Аманны эки битли тону болур, бирин сеннге кийдирир, бирин кеси киер.
  • Къонакъ аз олтурур, кёб сынар.
  • Ишленмеклик адамлыкъды.
  • Орну джокъну – сыйы джокъ.
  • Таш бла ургъанны, аш бла ур.
  • Айтылгъан сёз ызына къайтмаз.
  • Ариу сёз – къылычдан джити.
  • Чакъырылгъанны аты, чакъырылмагъанны багъасы болур.
  • Чомартха хар кюн да байрамды.
  • Байны къызы баймакъ болса да, юйде къалмаз!
  • Болджал ишни бёрю ашар.
  • Насыблы элин сюер, насыбсыз кесин сюер.
  • Келлик заман – къартлыкъ келтирир, кетген заман – джашлыкъ ёлтюрюр.
  • Джырчы джырчыгъа – къарнаш.
  • Тин – байлыгъынг, терен саулугъунг.
  • Сабий болмагъан джерде, мёлек болмаз.
  • Юй ишлеген балта эшикде къалыр.
  • Джол бла сёзню къыйыры джокъ.
  • Босагъагъа джууукъ орун болса, ашыгъыб тёрге озма.
  • Тили узунну, намысы – къысха.
  • Ашхы адам – халкъ байлыгъы, ашхы джер – джашау байлыгъы.
  • Къайгъыны сюйген, къайгъы табар.
  • Акъыл къартда, джашда тюйюлдю – башдады.
  • Эл элде бирер малынг болгъандан эсе, бирер тенгинг болсун.
  • Билмейме деген – бир сёз
  • Аджашхан тёгерек айланыр.
  • Мал ёлсе, сюек къалыр, адам ёлсе, иши къалыр.
  • Къарнынг къанлынга кийирир.
  • Эки итни арасына сюек атма, эки адамны арасында сёз чыгъарма.
  • Тюзню ётмеги тюзде къалса да, тас болмаз.
  • Джарлы эскисин джамаса, къууаныр.
  • Бёрю да ач къалмасын, эчки да ашалмасын.
  • Биреуге аманлыкъны тилеме да, кесинге ашхылыкъны тиле.
  • Иги сёз – джаннга азыкъ, аман сёз башха – къазыкъ.
  • Атлыны кёрсе, джаяуну буту талыр.
  • Ариу сёз джыланны орнундан чыгъарыр.
  • Къыз чыгъаргъан – къызыл къымжа.
  • Ат да турмайды бир териде.
  • Юре билмеген ит, къонакъ келтирир.

ЛАЙПАНОВ КАЗИ ТАНАЕВИЧ

25.12.2003 6 5238

 

Родился 12 декабря 1924 году в ауле Джегута Карачаево-Черкесской автономной области. В июле 1942-го в возрасте семнадцати лет добровольцем ушел на фронт. Окончив Орджоникидзевское военное общевойсковое командное училище, воевал в составе 4-го отдельного батальона 103-й отдельной курсантской стрелковой бригады на перевалах Кавказа, а с декабря 1942 года по январь 1943-ий сражался под Новороссийском, будучи заместителем командира взвода ПТР. Был дважды тяжело ранен.

За боевые подвиги награжден орденом Славы III степени, орденом Отечественной войны I степени, медалью "За отвагу", а за трудовую деятельность - орденом Дружбы народов (2000 г.) и многими медалями.

После окончания аспирантуры Азербайджанского государственого университета с 1963 по 1967 гг. работал старшим научным сотрудником Карачаево-Черкесского научно-исследовательского института истории языка и литературы, а с 1967 по 1995 - в Карачаево-Черкесском пединституте (ныне - госуниверситет).

Кази Танаевич - автор свыше 200 научных работ и статей по истории и этнографии и соавтор учебников по карачаевской литературе для 5-9 классов национальных школ. Наиболее известны монографий "Октябрь в Карачаево-Черкесии" (1971), "Борцы за власть Советов в Карачаево-Черкесии" (1976),  "Умар Алиев" (1987), "О происхождении тюркских народов" (в соавторстве с И.Мизиевым)  (1993), "Этногенетические взаимосвязи карачаево-балкарцев с другими народами" (2000) и др. 

В 1986 году выступал с лекциями в Германии, в 1994-ом - в США. Принимал участие в международной научной конференции в Турции (1994), выступал с докладами о депортации  репрессированных народов, о происхождении карачаево-балкарского и других тюркских народов. Принимал непосредственное участие в процессе реабилитации репрессированных народов, будучи народным депутатом НС КЧР. В Москве готовится к издание его научная работа "Участие карачаевцев в Великой Отечественной войне".

(Голосов: 1, Рейтинг: 2)

  • Нравится

Комментарии (6)

    Джаратама0
    Казбек26
    08.02.2012 14:58:00
    В Советское время, являлся автором статьи в областной газете, где утверждал, что возвращение из депортации, нужно рассматривать как милосердие властей и все мы, должны быть за это, благодарными власти. Чем вызвал всеобщее возмущение всех карачаевцев.А теперь, патриот своего народа!
    Чудны дела твои, Господи! Хотя это, наверное, от лукавого.
    Джаратама0
    иллюзия
    12.02.2012 17:22:12
    А кто не прогибался перед властью? ученные и деятели искусства более беззащитны перед властью, некоторым приходится быть гибче, хитрее что бы их не "смяли" раньше времени. если он так и говорил уверенна на то были причины внешнего характера, но не верю что он так на самом деле думал. Он большой ученный и заслуги его огромны. У нас не так уж много таких деятелей и мы должны ими гордиться.
    Джаратама0
    Мусса
    12.02.2012 18:19:11
    Кто не прогибался? Батчаев Мудалиф.
    Джаратама0
    Казбек26
    13.02.2012 13:48:08
    УчеНый- это квинтэссенция общества. Научные, да и гражданские сливки, своего народа. УчеНый, представитель малого народа, вдвойне! Он не имеет права, пресмыкаться перед властью.
    Джаратама0
    Bilal
    20.02.2012 03:33:22
    "В Советское время, являлся автором статьи в областной газете, где утверждал, что возвращение из депортации, нужно рассматривать как милосердие властей и все мы, должны быть за это, благодарными власти. Чем вызвал всеобщее возмущение всех карачаевцев.А теперь, патриот своего народа! Чудны дела твои, Господи! Хотя это, наверное, от лукавого".

    Неправда. Такой статьи у Казия Танаевича нет. Такая статья была у его однофамильца Хамида Оразовича "Молчание не золото" и ректора КЧГПИ Курмана Кипкеева. Время всех рассудит.
    Джаратама0
    Казбек26
    24.02.2012 12:24:16
    Вы правы. Я ошибся. Приношу свои искренние извинения Лайпанову Кази Танаевичу.