Расширенный поиск
11 Декабря  2016 года
Логин: Регистрация
Пароль: Забыли пароль?
  • Телиге от эт десенг, юйюнге от салыр.
  • Аджаллыгъа окъсуз шкок атылыр.
  • Акъыллы – эл иеси, тели – эл баласы.
  • Окъуу – билимни ачхычы, окъуу – дунияны бачхычы.
  • Джырчы ёлсе, джыры къалыр.
  • Танг атмайма десе да, кюн къоярыкъ тюйюлдю.
  • Ашхы болсанг, атынг чыгъар, аман болсанг, джанынг чыгъар.
  • Къозулугъунда тоймагъан, къойлугъунда тоймаз.
  • Ёгюзню мюйюзюнден тутадыла, адамны сёзюнден тутадыла.
  • Магъанасыз сёз – тауушсуз сыбызгъы.
  • Эркишини аманы тиширыуну джылатыр.
  • Ат да турмайды бир териде.
  • Аллахха ийнаннган кишини, Аллах онгдурур ишин.
  • Тюз сёз баргъан сууну тыяр.
  • Душманны тышы – акъ, ичи – къара.
  • Урунуу – насыбны анасы.
  • Эртде тургъан джылкъычыны эркек аты тай табар.
  • Аман хансны – урлугъу кёб.
  • Хар сёзню орну барды.
  • Акъдан къара болмаз.
  • Къая джолда джортма, ачыкъ сёзден къоркъма.
  • Аш иеси бла татлыды.
  • Адамны артындан къара сабан сюрме.
  • Башы джабылгъан челекге, кир тюшмез.
  • Кирсизни – саны таза, халалны – къаны таза.
  • Къарт айтханны этмеген, къартаймаз.
  • Ишлерге уял да, ашаргъа табма.
  • Таукел къуру къалмаз.
  • Босагъа таш юйге кирмей эди, тыбыр таш эшикге чыкъмай эди.
  • Суугъа – таянма, джаугъа – ийнанма.
  • Биреу ашаб къутулур, биреу джалаб тутулур.
  • Дуния мал дунияда къалады.
  • Къыйынлы джети элни къайгъысын этер.
  • Иги сеники эсе да, сюйген кесимикин этеме.
  • Эртде тургъан бла эртде юйленнген сокъуранмаз.
  • Азыкълы ат арымаз, къатыны аман джарымаз.
  • Джангыз торгъай джырламаз.
  • Тёгюлген тюгел джыйылмайды.
  • Юреннген ауруу къалмаз.
  • Адамны сабийин сюйген джюреги, бычакъча, джитиди.
  • Келинин тута билмеген, къул этер, къызын тута билмеген, тул этер.
  • Чакъырылмагъан къонакъ тёрге атламаз.
  • Къуллукъчума, деб махтанма, къуллукъ – хаух джамчыды!
  • Ач отунчуну ачыуу – бурнунда.
  • Ашхы сёз таш тешер.
  • Дуния малгъа сатылма, кесингден телиге къатылма.
  • Кёзю сокъурдан – къоркъма, кёлю сокъурдан – къоркъ.
  • Сабийликде юретмесенг, уллу болса – тюзелмез.
  • Сабий кёргенин унутмаз.
  • Джогъун бар этген, барын бал этген.

Как же пусто стало на земле…

20.08.2015 0 1080  Накохов М.
Ушедшее лето принесло с собой не только жаркие, порой даже очень жаркие дни, но и не проходящую до сих пор в сердце печаль. Печаль от невосполнимой потери. И даже спустя полтора месяца не хочется верить, осознавать и просто понимать, что уже никогда не смогу набрать знакомый  номер сотового телефона и вновь услышать всегда лучезарный, проникнутый вселенским оптимизмом такой знакомый до боли голос. И долго внимать ему, максимально расширяя и углубляя горизонты собственного мировидения.

Ах, как же неправы мы бываем, откладывая на завтра, на послезавтра, а иногда и просто на потом самые важные, самые теплые, самые необходимые, самые нужные, давно выношенные, нет, выстраданные сердцем слова, донельзя точно выражающие нашу безграничную признательность человеку, без которого трудно представить этот мир! Бесконечно переносим встречи, наивно полагая, что они, несомненно, состоятся, при этом напрочь забывая о быстротечности жизни. Но неминуемо наступает прозрение, порой слишком поздно, когда уже ничего невозможно изменить и вернуть, когда возникший вдруг вакуум безжалостно давит своей безысходностью, усиливая ощущение абсолютной безвозвратности времени и человека. 

Тамара Батчаева... До сих пор душа и сердце яростно сопротивляются думать и говорить о ней в прошедшем времени. И, наверное, не скоро придет осознание того, что она ушла навсегда. Леденящим холодом веет от этого тяжело произносимого слова «навсегда». Ушла, вопреки нашим надеждам, что она непременно сможет победить коварную болезнь, из месяца в месяц лишавшую её силы и уверенности в благополучном выздоровлении. Ушла навсегда….

Теперь, а точнее с 26 июля 2015 года, Тамара Хусеиновна Батчаева, чье сердце, не уставая, всю жизнь трепетно билось в унисон нелегкой, полной трагизма судьбе родного народа, принадлежит вечности.

А ведь, кажется, только вчера заходил в её скромную уютную квартирку в Черкеске поздравить с очередным днем рождения и долго сидел рядом, рассказывая последние новости в мире современной литературы и настоятельно требуя (именно так – требуя!) побыстрее поправиться, потому как ждут её новые творческие дела.

Она верила, что так оно и будет. И вновь потянется её рука к клавишам ноутбука, и родятся стихи, которые, несомненно, обрадуют своей новизной и масштабностью мысли. Она жила надеждой, как и мы, беспредельно любившие и уважавшие Тамару Хусеиновну за её очень непростую и в то же время счастливую судьбу. За беспредельную человечность и жизнелюбие, способность всегда оставаться обаятельной, внимательной и щедрой. Щедрой сердцем, которое умело любить и страдать за каждого человека в отдельности и весь мир в целом..

Словно о ней написала когда-то выдающаяся карачаевская поэтесса Халимат Байрамукова, с которой Тамару Хусеиновну связывали годы теплого и искреннего знакомства:

Мне жизнь вторая не дана,
Она всегда одна,
Но жизнь за всех людей прожить
Хочу я - и должна!

Чтоб счастье каждого вместить
Могла бы грудь моя,
И чтоб от этого сама
Была б счастливой я.

Тамара Хусеиновна прожила нелегкую жизнь, сполна познав горечь невосполнимых потерь. Их выпало на её судьбу не счесть. Но как стоически и достойно она выдержала посланные ей Всевышним испытания! Вот откуда в ней было неистребимое желание сделать этот мир лучше и чище, обогреть каждого человека, вселить в него веру и надежду. 

Тамара Хусеиновна была достаточно сильным человеком. Могла, что называется, устоять в любую слякоть и в любую мглу. Она из поколения, образно названного Федором Тютчевым «судьбы не одолевших, но и себя не давших победить». Всю жизнь, находясь в единоборстве с судьбою, она восхищала силой духа и непоколебимым мужеством, непримиримостью к злу и ненависти, вероломству и мракобесию. Ко всему, что разрушает жизнь и человеческое в человеке.

Не признавая размеренности жизни, Тамара Хусеиновна не боялась идти непроторенными дорогами, зачастую ввергая себя в пучину трудных, иногда беспросветных, казалось бы, дней и лет. Воистину тысячу раз прав великий Гюстав Флобер, в чьем эпистолярном наследии находим предельно точные слова об особой природе служителей Музы: «Всякий, кто избрал поприще художника, не имеет права жить, как другие».

Ведущая актриса Карачаевского драматического театра имени Ш. Алиева, народная артистка Карачаево-Черкесии, член Союза театральных деятелей России Тамара Батчаева всегда была и оставалась примером бескорыстного служения идеалам  красоты и безграничного добра, что и лежит, собственно, в основе природы нелегкой профессии актера. 

Она долго и настойчиво шла к главному делу всей своей не очень долгой, но светлой, как яркий луч солнца, жизни. Как-то она поделилась сокровенным, что годами жило с ней неотрывно: «Я из поколения людей, чьи уста и сердца еще в раннем детстве выжгла ненавистная селитра».

Селитра, которой обрабатывали хлопок в далеком Узбекистане, обожгла не только уста, но и души сотен и сотен вынужденных переселенцев в далеком Баяуте, куда попала часть карачаевского народа в период жестокой депортации в 1943 году. Для Тамары Батчаевой, родившейся уже на чужбине, этот ядохимикат стал понятием нарицательным и ассоциировался, однако, не только с беспросветностью, безысходностью, неимоверными муками и горем родного народа, но и одновременно с не прекращавшейся ни на один час борьбой за справедливость и возвращение к родным очагам. 

Не сразу вернувшись на Кавказ, прожив вдали от отеческих хребтов двадцать с лишним лет, она каждый день формировала в себе самое святое и дорогое чувство - чувство Родины, постоянно готовя себя к встрече с ней, заповедной землей предков, где все дышит любовью к тем, кто жил до неё и ушел, завещая во что бы то ни стало жить, жить во имя самой жизни. 

Встреча с родиной - одна из главных тем её поэтического творчества. Но это уже произойдет позже, когда придет опыт и глубокое осмысление собственной судьбы и судьбы народа в контексте общих процессов, происходивших на разных исторических этапах

Закончив французское отделение Пятигорского института иностранных языков, Тамара Батчаева проработала в средней школе села Даусуз более 20 лет, воспитав не одно поколение благодарных учеников. А затем…

А затем круто, на все 180 градусов она меняет свою устоявшуюся жизнь. И более четверти века блистает на сцене родного Карачаевского драматического театра, воплотив десятки образов, каждый из которых становится вехой не только в личной биографии талантливой актрисы, но и театра в целом.

Конечно, она могла не уходить из школы. Впереди её ждала хорошая руководящая работа, новые горизонты педагогического мастерства, а главное - с ней всегда были любовь и уважение коллег и учеников, которые просто боготворили Тамару Хусеиновну. Умную, энергичную, инициативную, предприимчивую, всегда в приподнятом настроении, остававшейся горянкой в самом высоком смысле этого слова. 

День её в школе был расписан по минутам, а вечером, если в карачаевском театре ожидалась очередная премьера, она, набрав полную корзину только что собранных полевых цветов, на попутных машинах добиралась до Черкесска. И занимала неизменно первое место в зрительном зале в ожидании чуда. И оно происходило на сцене. Но едва закрывался занавес, Тамара Хусеиновна бросалась за кулисы и благодарно раздавала пряно пахнущие цветы любимым актерам, совсем не догадываясь, что совсем скоро и она станет частью труппы театра и внесет свой неоценимый вклад в искусство родного народа.

Театр манил её неотступно. Он стал её вожделенной мечтой. Она грезила им и днем, и ночью. 

На такое решится не каждый - бросить престижную работу, признание, почет, уважение, отказаться от карьерного роста. Наконец, налаженную в бытовом отношении жизнь, рядом с дорогими сердцу родителями. Но, видно, так было предначертано судьбой. Её ждали театральные подмостки, долгие, напряженные годы учебы у корифеев сцены, раскрывших в ней уникальный талант, который позволил Тамаре Батчаевой сыграть целую галерею ролей, разных по характеру и мироощущению.

Тамара Батчаева переступила порог театра в возрасте 36 лет в надежде остаться здесь навсегда. И осталась навечно…. История карачаевского театра неотрывно связана с именем замечательной актрисы, доказавшей, что только истово любящий свое дело человек способен достичь самых больших высот.

Поистине классическими шедеврами навсегда остались в истории театра безукоризненно исполненные Тамарой Батчаевой роли Мыстыхан в пьесе Шахарби Алиева «Соседки», Белисы в «Хитроумной влюбленной» Лопе де Вега, Деяниры в «Трактирщице» Гольдони, Дугуш в «Мордамбалловых» Альберта Узденова, Джансурат в «Мурат и Зумрат» Дины Мамчуевой и многие, многие другие. 

По большому счету, Тамара Батчаева создала театр одного актера, синтезировав в нем богатые традиции и инновации с особой, характерной только ей стилистикой и риторикой разговора со временем и своим зрителем. На спектакли с участием Тамары Батчаевой шли как на встречу с ярким феерическим праздником высокого и подлинного искусства, не терпящего фальши и надуманности. Каждый выход любимицы публики всегда сопровождался шквалом аплодисментов, в которых были и знаки признания, восхищения, преклонения и искренняя благодарность за недюжинный талант и огромную работоспособность актрисы.

Осмысливая свое место в загадочном и всегда непредсказуемом мире театра, Тамара Хусеинова чуть позже так выразит свое творческое кредо в одном из своих стихотворений:

Благодарю судьбу за то,
Что обвенчалась я с искусством,
Что зло повсюду им гоню
И открываю двери чувствам.
И что с двуличьем не дружу,
Хотя играю в лицедейство,
И мести в сердце не держу
За все обиды злого детства.

Театр для Тамары Батчаевой стал судьбой и смыслом жизни. Она осталась преданной ему до последних дней своей жизни.

В 1994 году Тамаре Хусеиновне Батчаевой за огромный вклад в развитие театрального искусства республики было присвоено звание заслуженной артистки Карачаево-Черкесии. А 2002 году она стала народной артисткой Карачаево-Черкесской Республики.

«Талант, - писал гений русской поэзии 20 столетия Борис Пастернак, - единственная новость, которая всегда нова».

Эти слова – и о Тамаре Батчаевой, чей многогранный дар действительно был поразительным и отличался непоколебимой, я бы сказал, стойкостью и незыблемостью. В полной мере это проявилось в поэзии, к которой она активно обратилась в последние годы жизни. И успела достаточно много. Прежде всего, четко и безукоризненно определить и сфокусировать философию своего поэтического «я». Это была философия мудрого, много пережившего и перевидевшего человека, философия триумфального утверждения добра как первоосновы продолжения жизни. Вот, как выразила эту глубокую мысль Тамара Батчаева – Женщина, Поэт, Гражданин:
Не выношу я безнадежность,
Невыносима душе грусть.
Люблю во всем, везде надежность,
Чего б ни стоило мне – пусть..

Люблю уверенность в победе
Среди сомнений и тревог,
Хранить добро в душе, как кредо,
И помнить, что на всё  есть Бог.
Итогом долгих поэтических раздумий и размышлений стал первый сборник стихов Тамары Батчаевой на русском языке «Лунная слеза», вышедший в Ставрополе в 2007 году. Затем последовали и другие «Где эдельвейсы цветут», «Глазами сердца моего» и книга стихотворений на родном языке.

Многие стихотворения Тамары Батчаевой стали песнями и вошли в репертуар известных исполнителей Карачаево-Черкесии и Северного Кавказа. 

Тамара Хусеиновна всегда была общественно активной, несмотря на напряженную творческую деятельность. Являлась членом Общественной палаты республики и национально-культурной автономии карачаевского народа.

А главное – эта замечательная женщина, всегда умевшая оставаться неповторимой и красивой, которую нельзя было не заметить даже в большом людском потоке столичной жизни, притягивала своей особой аурой, пропитанной планетарной любовью к людям, неиссякаемым оптимизмом, верой в силу человеческого разума. 

Двумя-тремя словами она умела вернуть человеку радость жизни, вселить в него уверенность в неминуемом избавлении от тягостных дум и мыслей, обретении им силы и вдохновения на нелегком пути достижения поставленных целей.

Вокруг Тамары Хусеиновны всегда собирались люди творческие, мыслящие, движимые идеей созидания и непрерывного развития. Она умела слушать и слышать, внимательно изучать метафизику вещей и явлений, вызывавших наибольший интерес и внимание современников.

Тамара Хусеиновна, как никто, умела дружить, с распахнутой душой отвечая на дружбу. С огромной благодарностью она неизменно отзывалась о своей верной подруге Назифат Хасановне Батдыевой, своем нежном и заботливом ангеле-хранителе, оберегавшей её от всякого рода неприятностей, поддерживавшей  в творчестве, помогавшей в последние годы переносить страдания и постоянно вселять в Тамару Хусеиновну спасительную надежду. Именно Назифат Хасановна дала возможность Тамаре Хусеиновне поверить в себя как поэта, помогла ей в издании сборников стихотворений, по большому счету продлила годы её жизни.

Добрые чувства связывали Тамару Хусеиновну Батчаеву с ушедшей несколько лет назад доктором химических наук, профессором Светланой Магометовной Тлисовой. Надо было только видеть и одновременно восхищаться, с каким пиететом две, без ложной скромности, выдающиеся женщины Карачаево-Черкесии относились друг к другу, живо обменивались мнениями о вышедших новинках литературы и обсуждая очередные постановки театров республики. Светлана Магомедовна всегда тепло и искренно относилась к поэтическому творчеству Тамары Хусеиноны, поддерживала её в разработке тех или иных тем…

Особую признательность и восхищение хочу выразить сегодня в адрес родной сестры Тамары Хусеиновны - Фатимы Батчаевой. Нет слов, чтобы утешить её, эту удивительно сильную и мужественную женщину, поразившую меня своей поистине планетарной любовью и преданностью сестре. Она трогательно оберегала свою знаменитую сестру от бытовых неурядиц, проблем, совсем далеких от искусства. Фатима Хусеиновна была сестрой и одновременно добрым, заботливым другом Тамары, хорошо понимая, как порой бывают они, сверхталантливые люди, абсолютно незащищенными перед напором зависти, хамства, злословия и неизбежных в творческих коллективах интриг.

Все два года, предшествовавшие уходу Тамары Хусеиновны, Фатима не знала ни сна, ни отдыха, не отходила от любимой сестры ни на шаг, испробовала не одно лекарство, дабы увидеть на лице дорогого человека долгожданную улыбку и как всегда ясные, удивительно живые глаза, наполненные недюжинным умом и мудростью.

Мы общались, нет, неправильно, все-таки скажу – дружили с Тамарой Хусеиновной без малого 12 лет. И не помню, чтобы хотя бы раз она обратилась ко мне на «ты». Таков был уровень её высокой внутренней культуры. Относительно небольшая разница в возрасте, как она не раз говорила, не давала ей права на фамильярность, снижение градуса отношений, базировавшихся на тесном взаимопонимании и родстве наших душ. Из памяти никогда не сотрутся теплые, светлые вечера в гостеприимной квартире Тамары Хусеиновны, когда за хлебосольным столом собирались её друзья, близкие по духу люди, чтобы под тихую музыку послушать её новые, только что родившиеся стихи. И вновь ощутить радость соприкосновения с жизнеутверждающей поэзией, глубоко проникающим в сердце словом Тамары Батчаевой, с которым шла она по жизненной дороге, как со спасительным посохом, защищая людей от скверны и безумия, утверждая идеи мира и дружбы, межнационального и межконфессионального согласия.

В одном из своих ранних стихотворений Тамара Батчаева, верная своей высоконравственной позиции неутомимого творца и созидателя, так емко выразила свою программную стратегию поэта и человека:

Если б спросили меня на рассвете,
Чего б мне хотелось на всем белом свете.
Ответила б сразу, душою не медля, 
Что мира хочу я земной всей планете.

Эти слова остались нам, как завещание, как призыв быть острожными и внимательными, дабы не повторялись ошибки прошлого, жестокие трагедии, круто менявшие судьбы людей и целых народов. Это выстраданные годами мук и тревог, проникнутые мудростью слова нашей замечательной землячки, так горячо и искренне любившей нашу общую маленькую родину - Карачаево-Черкесию, мать наших отцов. 

Тамара Хусеиновна беспредельно любила жизнь во всех её проявлениях. Она умела дорожить каждым днем, каждым часом и минутой. Тонко чувствующая природу, наделенная особым предощущением прекрасного грядущего, она много лет подряд открывала своим друзьям всегда неповторимое чудо наступления весны. «Вы почувствовали, - вопрошающе звучал ранним утром её звонкий голос в телефонной трубке, - сегодня утром в наш город пришла весна. Об этом мне через открытое окно звонко прощебетала маленькая птичка, а на веточке растущего рядом деревца я заметила только что наметившуюся маленькую розовую почку. Все в мире говорит о радости обновления. Поздравляю вас с весной!».

Больно, как больно сознавать, что ушел из жизни неординарный человек, человек-эпоха, умевший несколько по-другому видеть и осмысливать окружающее нас пространство во всеобъемлющем ракурсе. Печально, что уже никогда не состоится встреча с талантливейшей актрисой и одаренным поэтом Тамарой Батчаевой, и не возникнет вновь ощущение необыкновенной теплоты и сердечности, которых так не хватает ежедневно и ежечасно всем нам в этом порой до беспросветности суетном и неспокойном мире. 

Как же пусто стало на земле….

Михаил Накохов
заслуженный журналист КЧР

(Голосов: 3, Рейтинг: 5)

  • Нравится

Комментариев нет