Светом Логоса
Рашид Хатуев
Исмаил (Чокуна)-эфенди Акбаев принадлежал к накшбандийскому ордену суфийского течения, что наложило сильнейший отпечаток на его жизнь и творчество.
Он родился в 1874 г. в Верхней Теберде в семье Якуба Акбаева и Кюлей Байрамуковой, у которых он был третьим (после Туугана и Кичибекира) ребенком.
Начальное обучение он получил на Баксане, проживая у родичей бабушки по матери, Эфендиевых. Впоследствии он повышал свое образование в Казани, Тифлисе, Баку, Крыму, Стамбуле. Полученные знания позволили ему стать одним из образованнейших мусульманских деятелей своего времени.
По возвращении на родину он женился на Байдымат Магометовне Халиловой, один из братьев которой, Хызыр, сочетался браком с двоюродной сестрой И.Акбаева (Зюлюй Хубиевой), а другой, Хамит, - с его племянницей по брату, Хабий Акбаевой.
Создатель алфавита
Известно, что с 1870-х гг. и вплоть до революции предпринимались попытки создания национального алфавита - на основе кириллицы (Сафар-Али Урусбиев, Иммолат Хубиев) и латиницы (Исламом Крымшамхалов). Но все они, по тем или иным обстоятельствам, не удались.
Незадолго до революции И.Акбаев составляет национальный алфавит на основе арабской графики, с которой карачаево-балкарцы были знакомы уже несколько веков (Картджуртская плита XVII в., Холамская плита начала XVIII в. и др. с арабографичными надписями на тюркском языке).
На основе нового алфавита в 1916 г. Исмаил выпустил двухтысячным тиражом в Тифлисе учебник родного языка - первый в истории карачаево-балкарского народа ("Ана тил"). Этой книгой пользовались в учебной практике до 1920-х гг. включительно.
Выступая поборником просвещения, вскоре он открыл в Теберде школу для девочек (1918 г.). В его пятничных проповедях (хутба) богословская тематика тонко переплеталась с темой духовного очищения, самосовершенствования, утверждения принципов справедливости.
Издатель
Имеются данные, что издательской деятельностью он стал заниматься в самом начале 1910-х гг. Именно тогда он выпустил переложение на родной язык книги "Иман Ислам".
Зимой 1922 г. он переехал с семьей в Баталпашинск, ставший центром только что образованной Карачаево-Черкесской автономной области. Главной своей задачей здесь он считал создание национальной типографии. В 1923 г. И.Акбаев привозит в областной центр из Тифлиса типографское оборудование и приглашает мастера по печати Алаверди Расулова. Последний произвел монтаж техники, после чего к обучению приступают сам Исмаил-эфенди, Ахмат Кайсынов, Осман Урусов, Абулкерим Халкечев и др.
В газете "Терек" (1923 г.) Ислам Хубиев /Карачайлы/ сообщает, что решением властей для приобретения карачаевского типографского шрифта выделено 2 тыс.золотых руб. и на этом шрифте была издана книга И.Акбаева "Ана тил", автор которой готовит к изданию вторую часть этой книги, а также педагогические издание, переводы с других языков. В 1926 г. он выпустил свой русско-карачаевский словарь, в том же году в Москве - книгу "Наша сила - в нашей земле" (вместе с И.Абаевым).
Суфий
Важнейшее место в суфийской традиции занимала концепция "света Мухаммада" (араб. ан-нур ал-Мухаммади, кар.-балк. Мухаммадны нюрю).
Эта концепция озвучивавалась и Исмаилом Акбаевым в зикрах, слушателями которых были тысячи людей. Но глубинный смысл многих ее идей был доступен лишь ограниченному кругу самих суфиев. Таковым, в частности, было понятие о Логосе, которое выражалось через представление о "свете Мухаммада".
Предвечность. Идея о "свете" - Логосе ярко отражена в зикре о рождении пророка, который сочинил Чокуна-эфенди еще при царе, и который использовался в богослужебной практике мусульман Карачая до конца ХХ в.. В ключевых строках зикра говорится:
Халкъдан алгъа джаратды
Файгъамбар боллукъ нюрюн.…
Создал /Аллах/ прежде народа
Свет, который станет пророком.
Здесь обозначена предвечность "света Мухаммада", созданного еще до людей, т.е. до Адама - прародителя самого Мухаммада в земной жизни. Специалисты сообщают о суфийской доктрине Логоса, по которой, непосредственным знанием, полученным от Бога, обладал Мухаммад, который до своего земного рождения "пребывал с Богом", "находился в царстве Ближайшего".
В архиве Карачаевского НИИ есть копия суфийского (накшбандийского) трактата, в которой есть эпизод беседы пророка архангелом Джабраилом. Он приводится со ссылкой на пророка и в изложении имама Рафи‛и. В предании говорится о том, что однажды пророк, ожидавший архангела решил не вставать с места, когда тот явится. Так он и сделал, на что Джабраил, кажется, обиделся. Пророк так объяснил ему свое поведение.
- Когда один человек заходит к другому человеку, то, встанет младший старшему или старший младшему? - спросил Пророк.
- Младший встанет старшему, - ответил Джабраил.
- Посмотрим, сколько тебе лет. Ты старше или старше я?
- Я не знаю, - сказал ангел, - однако есть на небе одна звезда. Встающая один раз в тридцать шесть тысяч лет. Я видел ту звезду встающей семьсот раз.
- В самый начальный раз, когда та звезда родилась, в то время, когда ты увидел ее, не видел ли ты какую-либо вещь на Престоле? - спросил пророк.
- В то время на Престоле видел я один фонарь с каким-то светом (нур) внутри.
- Если б ты увидел этот свет, ты узнал бы его?
- Я смог бы узнать, - ответил Джабраил
В конце концов ангел узнаёт свет, а Пророк говорит: "За тысячелетия до того, как были созданы и звезды, небеса и земли, тот свет (нур), созданный Аллахом Всевышним из Своего Света, и явился моим светом".
Эманация. В приведенном зикре Чокуна-эфенди говорится о втором элементе доктрины Логоса - земном воплощении предвечного "света" в образе пророка ("свет, который станет пророком"). Поскольку "свет Мухаммада" - часть света самого Бога, то его земное воплощение означает истечение (эманацию).
"Если в христианстве Иисус является единократным воплощением Логоса, - отмечается исследователями, - то в суфизме проявление божественного Логоса представлено длинным рядом пророков и посланников божьих ("расул", мн. "русул"), завершающимся Мухаммадом, - по земной хронологии, последним, а в вечности - первым из русул. Все посланники были "вдохновлены светом" Мухаммада. Знание Закона обреталось ими лишь в нише Печати святости, т.е. источником его служил неисчерпаемый Логос".
О трансцендентности. Суфии отвергали господствующую у традиционалистов доктрину исключительной трансцендентности (недоступности познанию) Бога. Как пишет Ибн Араби, "экзотерист, который настаивает только на божественной трансцендентности… оскорбляет Бога и его посланников… ибо признает лишь одну часть божественного откровения и отрицает другую". В данном вопросе суфии представлялись на правильном пути, поскольку "последовательное принятие принципа трансцендентности ведет к дуализму".
В излюбленном суфиями хадисе "кудси" ("священном хадисе", где приводятся слова самого Аллаха, не являющиеся частью Корана), приводится ответ Бога на вопрос царя-пророка Дауда о причинах сотворения мира: "Я был скрытым сокровищем, и я захотел быть известным. Вот почему я сотворил мир".
Здесь, во-первых, явленность, доступная познанию Бога миру выступает желанием и волей Его самого. Во-вторых, она выступает Божественной целью миросотворения. В-третьих, одной из форм явленности миру является эманация Логоса. Именно в этом плане следует рассматривать тезис многих суфийских течений о том, что Бог сотворил мир ради Мухаммада. О том и говорит зикр Чокуна-эфенди:
Аны ючюн джаратды
Джети кёкню, джерлени,
Аны ючюн болдурду
Тишилени, эрлени.
Аллах мурат этгенди
Аны нюрюн джаяргъа,
Аны нюрю башлады
Бирден бирге таяргъа…
Создал /Он/ ради него
Семь небес, зéмли,
Явил /Он/ ради него,
Женщин и мужчин.
Задумал Аллах
Распространить свет его,
Начал свет его
Переходить от одного к другом…
Сотворения мира "ради Мухаммада" равнозначно сотворению ради проявления Божественного Логоса, выраженного в "свете Мухаммада", т.е. ради проявленности самого Бога.
***
Последний период жизни Исмаил Якубович провел в Теберде, где и умер в 1937 г.
(Газ. "Вести гор", .2006, №8(094))