Расширенный поиск
3 Октября  2022 года
Логин: Регистрация
Пароль: Забыли пароль?
  • Ач, тоймам, дейди, тойгъан, ач болмам, дейди.
  • Гырджын – тепсини тамадасы.
  • Сабий болмагъан джерде, мёлек болмаз.
  • Элде адам къалмаса, ит тахтагъа минер.
  • Джаным-тиним – окъуу, билим.
  • Келинни – келгинчи, бёркню кийгинчи кёр.
  • Джерни букъусу кёкге къонмаз.
  • Ашха уста, юйюнде болсун
  • Ауузу бла къуш тута айланады.
  • Ачлыкъда тары гырджын халыуадан татлы.
  • Эрни эр этерик да, къара джер этерик да, тиширыуду.
  • Иги – алгъыш этер, аман – къаргъыш этер.
  • Бастасын ашагъан, хантусун да ичер.
  • Сабыр джетер муратха, сабырсыз къалыр уятха.
  • Иги сеники эсе да, сюйген кесимикин этеме.
  • Аууз сакълагъан – джан сакълар.
  • Ач къарынны, токъ билмез
  • Ачылгъан эт джабылыр, кёрген кёз унутмаз.
  • Ауругъаннга – кийик саулукъ, джетген къызгъа – чилле джаулукъ.
  • Ёксюзню къалачы уллу кёрюнюр.
  • Ёмюрлюк шохлукъну джел элтмез.
  • Тойгъа алгъа да барма, тойда артха да къалма.
  • Акъыллы – эл иеси, тели – эл баласы.
  • Окъугъан озар, окъумагъан тозар.
  • Сыфатында болмагъаны, суратында болмаз.
  • Сагъыш – къартлыкъгъа сюйюмчю.
  • Огъурлуну сёзю – суу, огъурсузну сёзю – уу.
  • Акъыллы эркиши атын махтар, акъылсыз эркиши къатынын махтар.
  • Аман адам элни бир-бирине джау этер.
  • Джарашыу сюйген – джалынчакъ.
  • Джюрекге ариу – кёзге да ариу.
  • Аманнга алтын чыдамаз.
  • Биреуню къыйынлыгъы бла кесинге джол ишлеме.
  • Баланы адам этген анады.
  • Уясында не кёрсе, учханында аны этер.
  • Билим – акъылны чырагъы.
  • Ачны эсинде – аш.
  • Акъылсызны джууукъгъа алма, акъыллыны кенгнге салма.
  • Битмегеннге сакъал – танг.
  • Айтылгъан буйрукъ, сёгюлмез
  • От этилмеген джерден тютюн чыкъмайды.
  • Арбаз къынгырды да, ийнек сауалмайма.
  • Ата джурт – алтын бешик.
  • Бойнуму джети джерден кессенг да, мен ол ишни этеллик тюлме.
  • Къонакъ кёб келюучю юйню, къазаны отдан тюшмез.
  • Сангырау къулакъ эл бузар.
  • Кюлме джашха – келир башха.
  • Кесине оноу эте билмеген, халкъына да эте билмез.
  • Орну джокъну – сыйы джокъ.
  • Соргъан айыб тюлдю, билмеген айыбды.

Вспоминая достойного человека

14.01.2017 0 2818  Джубуева М.
Махмуд-хаджи Чукаевич Геккиев был человеком, прожившим жизнь, следуя религиозным канонам и обучая им других людей. Ещё с самого детства он проявлял большой интерес к этому, и уже тогда у него появилось желание узнать как можно больше об исламе. 



Он родился и вырос в многодетной семье в 1930 году в ауле Нижний Баксан. Кроме него у родителей было еще два сына и три дочери. Как и всех представителей балкарского народа, в 1944 году Геккиевых выслали из родных мест. Им было суждено попасть в Меркенский район Джамбульской области. Там же, как выяснилось, их подстерегало несчастье: самый младший сын, Хусей, бывший тогда грудным ребенком, скончался от недоедания. К великому сожалению, подобных случаев на то время было множество, и практически все испытали горечь потерь близких людей…

Единственное, что могла сделать семья при таких тяжелых обстоятельствах в чужом, поначалу неприветливом месте – работать как можно больше, чтобы выжить. Четырнадцатилетняя Зухра, старшая дочь, устроилась в свекловичную бригаду колхоза имени Джамбула, где работала под палящим солнцем изо дня в день. Махмуд же вместе со старшим братом Чимаем пас овец. На свекольные поля стала выходить и младшая сестра Кезибан. Дома с родителями оставались младшая дочь Азиза и сын Мажид. 

Маленький Махмуд научился арабской письменной графике у Кесам, дочери Кубур-хаджи, жившей по соседству, очень хорошо умевшей читать Коран и так же отлично разбиравшейся в вопросах ислама. Мальчик был старательным и прилежным учеником, имевшим прекрасную память, и, когда пас овец, упорно занимался чтением священной книги. Тогда же им была поставлена главная цель – хорошо её изучить. Для этого было необходимо выучить арабский язык, что по тем временам было крайне сложно, ведь практически не было никакой литературы. Добиться нелегкой задачи ему помогли трудолюбие и стремление. 

Спустя некоторое время Чимай окончил шоферские курсы и стал работать в колхозе. Зухра добилась больших успехов в трудовой деятельности: была представлена к высокому званию Героя Социалистического Труда за рекордные урожаи сахарной свеклы, собранные её звеном. Однако, по известной причине принадлежности к репрессированному народу, в высшей награде было отказано, и ее заменили второй по степени достоинства наградой, также очень значимой – орденом Ленина. Кроме того, Зухра получила золотые медали Всесоюзной Выставки достижений народного хозяйства, множество Почётных грамот, дипломов; её фотографии помещались на Джамбульскую областную и Казахстанскую республиканскую Доски Почёта. Это принесло большую радость всем, кто знал трудолюбивую девушку, и в первую очередь – её семье.
 
Тем временем Махмуд был на пути к своей мечте получить духовное образование, что было возможно только в двух медресе по всей стране. Но для обучения в каком-нибудь из них было необходимо иметь светское образование. Так, занимаясь параллельно кропотливым трудом, подросток окончил вечернюю школу. С помощью сына одного из известных и уважаемых в Мерке религиозных деятелей Юсуфа Юсупова - Усмана (в то время советский государственный деятель, занимавший крупные партийные и государственные посты в Узбекистане) в 1957 году Махмуд, предварительно успешно сдав экзамены, поступает в медресе «Мир-и-Араб» в Бухаре. Стоит отметить, что учебная программа студентов была на высоком уровне, не зря многие руководители Духовных Управлений мусульман страны были выпускниками этого заведения. 

Геккиев был в числе лучших студентов благодаря стараниям. Это было, конечно, оценено, и после окончания курса обучения в 1965 году Махмуд-хаджи был направлен в город Алматы, на должность секретаря представительства Духовного Управления мусульман Средней Азии и Казахстана по Казахской ССР. К тому моменту он в совершенстве знал арабский, русский, узбекский, казахский языки. 



На своём посту Махмуд-хаджи Геккиев сразу зарекомендовал себя с лучшей стороны. По пятницам читал содержательные проповеди на казахском языке на джума-намаз в соборной мечети города, куда собиралось большое количество мусульман из столицы и близлежащих районов. Ведя также письменную документацию представительства, организовывал поездки в хадж, руководя группами паломников. Уважение к нему выходило далеко за пределы Казахстана. Зулкарней-хаджи Тилов, его близкий знакомый, рассказывает об одном случае, когда паломники из Советского Союза направлялись в священную Мекку. Их путь лежал через Сирийскую Арабскую Республику, и день, когда они добрались туда, выдался пятницей. Группа людей отправилась в одну из центральных мечетей на намаз. Там Махмуду-хаджи предложили прочитать проповедь. Впечатленные его проникновенными речами на чистейшем арабском языке, многие арабы заплакали…



В 1975 году Махмуд-хаджи Геккиев стал Председателем ДУМ Северного Кавказа. За годы работы на этой должности он направил на учебу в медресе Бухары, которое окончил сам, Шарафуддина Чочаева (первый муфтий КБР, сейчас – ректор Северо-Кавказского исламского университета имени Абу Ханифы), Шафига Пшихачева (долгое время возглавлял ДУМ КБР, президент Международной исламской миссии), Исмаила Бердиева (председатель Координационного центра мусульман Северного Кавказа), Ахмата-хаджи Кадырова (первый президент Чеченской Республики), Исмаила Бостанова (бывшего ректора Исламского института в Карачаево-Черкесии), Мухаммада Рахимова (муфтий Ставропольского края), Хазретали Дзасежева (муфтий КБР), Тахира Атмурзаева, Тахира Джабелова и других. 

В 1982 году Геккиева назначили сопредседателем отдела международных связей мусульманских организаций СССР. Его работа пришлась на тяжелое время в Советском Союзе, однако Махмуд-хаджи сумел успешно проявить свои дипломатические качества. Он всегда выступал за равенство – расовое, религиозное, политическое, статусное и т.д. 



Геккиев постоянно заботился о своих земляках, и с его помощью на территории двух районов было построено несколько мечетей. Рассказывают, как, например, в городе Кустанай Казахской ССР жители к нему обратились с просьбой помочь в постройке одного из этих зданий. Духовный наставник долго добивался участка земли для строительства, и в результате сумел его получить. С имамом этой мечети он долгое время переписывался после возвращения на Кавказ. Имама уже нет в живых, а его внук построил новый, большой молитвенный дом, старую же мечеть сделали музеем. Одного из её основателей - Геккиева - до сих пор прекрасно помнят и чтут, и на открытие новой мечети пригласили его сына Руслана.

Кроме этого, Махмуд-хаджи, конечно же, помогал и своей семье. Так, младший брат Мажид с его участием поступил в Казахский политехнический институт, окончив его по специальности инженер-энергетик промышленных предприятий. Долгое время он проработал в объединении «Агропромстрой». 

В период, когда страна стала переходить к этапу перестройки, Геккиев ушёл со своей должности и продолжил работу заместителем председателя по управлению внешними связями мусульманских организаций СССР. В 1992 году Махмуд-хаджи вернулся в Тырныауз, на свою Родину. Он стал имамом местной мечети, участвовал во всех религиозных мероприятиях города. Как и всегда, он старался делиться своим опытом и высокими духовными знаниями со всеми желающими. 

Многолетняя работа, которой занимался наш земляк, оценивалась по достоинству на протяжении всей его жизни. Об этом свидетельствует множество международных наград и грамот, полученных от религиозных и правительственных организаций. Это, например, Почётные грамоты от Советского комитета защиты Мира, Исполнительного органа Махачкалинского религиозного объединения, медали «За мир, свободный от ядерного оружия, за жизнь, за гуманность», «В память тысячелетия Крещения Руси», «Всемирная конференция религиозных деятелей за спасение священного дара жизни» и др. 

Махмуда-хаджи Геккиева не стало 10 ноября 2007 года. С супругой Захират Гулиевой они воспитали четырёх достойных детей, у них семеро внуков. Ценность его деятельности на ниве духовного просвещения была отмечена и после его смерти: в 2012 году на конференции «Национальная культура и Ислам» Исмаил-хаджи Бердиев вручил его родственникам орден «Фахр» (заслуги перед умой (религиозной общиной) 1 степени) за большой вклад в развитие ислама и укрепление мусульманского сообщества. Заметим, в разное время им были награждены 
Президент России Владимир Путин, Ахмат-хаджи Кадыров, Президент Республики Азербайджан Гейдар Алиев, муфтий Республики Дагестан Саид-Мухаммад Абубакаров. 



Несмотря на свои достижения, Махмуд-хаджи всегда оставался добрым и открытым человеком, которому не были присущи такие черты, как высокомерие и гордость. Его убеждения и взгляды соответствовали представлениям чистой религии, в которой нет места чему-либо негативному. Всю жизнь Геккиев был сторонником мира, и где бы ни находился, куда бы ни ездил, всегда выступал за его сохранение. Его нет среди нас, но приятно знать, что он оставил такой значимый след на земле, передал свои знания многим людям. Однозначно то, что вспоминать Махмуда-хаджи Чукаевича будут всегда с теплотой и уважением…

Мадина Джубуева,
Фото из архива семьи М.Ч. Геккиева

(Голосов: 1, Рейтинг: 5)

  • Нравится

Комментариев нет