Расширенный поиск
26 Июля  2024 года
Логин: Регистрация
Пароль: Забыли пароль?
  • «Ма», - дегенни билмесенг, «бер», - дегенни билмезсе.
  • Кёкдеги болмаса, джердегин кёрмейди.
  • Тюзлюк тас болмайды.
  • Ана къойну – балагъа джандет.
  • Акъыллы айтыр эди, акъылсыз къоймайды.
  • Адамны артындан къара сабан сюрме.
  • Эли джокъну – кёлю джокъ.
  • Арыгъан къош чамчы болур.
  • Кечеси – аяз, кюню – къыш, джарлы къаргъагъа бир аш тюш!
  • Сакъалы текени да бар, мыйыгъы киштикни да бар.
  • Ётюрюкню къуйругъу – бир тутум.
  • Ачыу алгъа келсе, акъыл артха къалады.
  • Акъыл неден да кючлюдю.
  • Бети – къучакълар, джюреги – бычакълар.
  • Чомартха Тейри да борчлуду.
  • Оюмсуз атлагъан, аджалсыз ёлюр.
  • Джюз элде джюз ёгюзюм болгъандан эсе, джюз джууугъум болсун.
  • Баргъанынга кёре болур келгенинг.
  • Эшекге миннген – биринчи айыб, андан джыгъылгъан – экинчи айыб.
  • Билимли ёлмез, билимсиз кёрмез.
  • Джол бла сёзню къыйыры джокъ.
  • Ашына кёре табагъы, балына кёре къалагъы.
  • Ёлюр джаннга, ёкюл джокъ.
  • Уллу суу бла уллу ауруудан башынгы сакъла.
  • Телиге от эт десенг, юйюнге от салыр.
  • Иги сеники эсе да, сюйген кесимикин этеме.
  • Татлы тилде – сёз ариу, чемер къолда – иш ариу.
  • Азыгъы аз, алгъа къабар, аты аман, алгъа чабар.
  • Халкъны джырын джырласанг, халкъ санга эжиу этер.
  • Ишленмеклик адамлыкъды.
  • Гугук кесини атын айтыб къычыргъанча, мен, мен деб нек тураса?
  • Намысы болмагъанны, сыйы болмаз.
  • Кюл тюбюндеги от кёрюнмейди.
  • Тойчу джашха къарама, къойчу джашха къара.
  • Мухар, кеси тойса да, кёзю тоймаз.
  • Къулакъдан эсе, кёзге ышан.
  • Юреннген ауруу къалмаз.
  • Телини эшигин, махтау джабар.
  • Азыкъ аз болса, эртде орун сал.
  • Акъыл аздырмаз, билим тоздурмаз.
  • Ёгюзню мюйюзюнден тутадыла, адамны сёзюнден тутадыла.
  • Адамны сабийин сюйген джюреги, бычакъча, джитиди.
  • Ач къарынны, токъ билмез
  • Байлыкъ болгъан джерде, тынчлыкъ джокъду.
  • Джерни букъусу кёкге къонмаз.
  • Ётюрюкден тюбю джокъ, кёлтюрюрге джиби джокъ.
  • Таукел адам тау тешер.
  • Мал кёб болса, джууукъ кёб болур.
  • Ургъан суудан башынгы сакъла.
  • Керти сёзге тёре джокъ.

Последние десять дней месяца Рамадан

04.06.2018 0 3013
Милость Всевышнего безгранична по отношению к человеку. Одним из проявлений этой милости является то, что Аллах определил особые временные промежутки, заложив в них возможность за короткое время значительно приумножить свой багаж вечности. И как раз сегодня, с заходом солнца наступает один из таких временных промежутков — последние десять дней месяца Рамадан. Сам Рамадан выделен как «господин месяцев» среди оставшихся одиннадцати. Вместе с тем среди дней Рамадана отмечены последние десять. Достоверно известно со слов ‘Аиши (да будет доволен ею Творец), что эти дни Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) посвящал поклонению и служению Господу миров. Он в неописуемой красоте и полноте олицетворял собою раба Всевышнего. Как ‘Аиша передает:
 
كَانَ رَسُولُ الله يَجْتَهِدُ فِي الْعَشْرِ الْأَوَاخِرِ مِنْهُ مَا لا يَجْتَهِدُ فِي غَيْرِهِ.
 
«В эти десять дней он прилагал столько усилий, сколько не прилагал в другие» /1/.
 
И среди этих десяти выделена одна ночь — Ночь Могущества. В Коране сказано: «Ночь Могущества лучше тысячи месяцев» /2/.
 
То есть вознаграждение за любое благое деяние, совершенное в эту ночь, приравнивается к тому, как если бы оно совершалось в течение восьмидесяти трех лет и четырех месяцев.
 
Аллах на протяжении всей нашей жизни одаривает нас безграничным числом благ. В Коране сказано: «И если попытаетесь сосчитать блага Всевышнего, то вы не сможете этого сделать, вы не сможете их охватить своими ограниченными знаниями и земными числами» /3/.
 
Благ, окружающих нас, — бессчетное множество, но, к сожалению, человек часто не может правильно ими воспользоваться и распорядиться. И самое страшное — он забывает об их истинном источнике. Не зря дальше в аяте сказано: «Поистине, человек — притесняющий, поступающий несправедливо и неблагодарный, отрицающий Божьи блага».
 
Последние десять дней этого месяца и Ночь Могущества также являются бесценным благом и даром Господним. И если осознание этого не выливается в дела наши, значит, мы относимся к отрицающим блага и угнетающим ту часть нашего естества, что обращена в вечность.



Пусть Всевышний поможет наполнить эти благостные дни богоугодными делами, которые приоткроют пред нами врата к прекрасным садам веры.
 
В эти последние десять дней не следует забывать ценное наставление посланника Всевышнего: «Пусть в этот месяц вам будут присущи четыре качества. Часто вспоминайте о них. Два из них послужат причиной достижения довольства Всевышнего. Два других же необходимы для вас. Первое из этих четырех качеств — это свидетельство Единобожия...». То есть частое повторение слов «ля иляха илля ллах» с осознанием того глубокого смысла, что кроется в них. Пророк Мухаммад (да благословит его Творец и приветствует) сообщил: «Лучшим из того, что было сказано мною и пророками до меня, являются слова: «ля иляха илля ллах» /4/.
 
Второе: «Обращение к Всевышнему с «истигфаром» [то есть мольбой о прощении и произнесение слов «астагфируллах» («О Аллах, прости прегрешения мои и прояви милость Свою»)]».
 
Известно, что даже Пророк ежедневно обращался ко Всевышнему с этими словами семьдесят раз, а в некоторых повествованиях упоминается, что и по сто раз. И это притом, что он был защищен от греха /5/.
 
«Что касается оставшихся двух качеств, то это — обращение ко Всевышнему с просьбой о введении в Рай и удалении от Ада» /6/.
 
Насколько удивительно восхваление, коллективно произносимое в промежутках между совершением молитв «Таравих»!.. Наряду с тем, что оно включает в себя упомянутое в хадисе, в нем есть и другие прекраснейшие строки: «Субхаана зиль-мульки валь-малякуут. Субхаана зиль-‘иззати валь-‘азамати валь-кудрати валь-кибрияяи валь-джабарут. Субхааналь-маликиль-хайиль-лязии ляя ямуут» («Свят, вне каких-либо недостатков Тот, Кто обладает земным и небесным владычеством. Свят Тот, Кому присуще могущество; величие; безграничная сила; власть над всем и безграничная мощь. Свят Тот, Кто является Властелином всего, Кто вечен. Его никогда не постигнет смерть»).
 
Эти слова настолько прекрасны, что когда они произносятся, тем более теми, кто, несмотря на свои повседневные заботы и проблемы, пришел в мечеть, то кажется, будто в эти мгновения небесный занавес приоткрывается и высшее общество восхищается этими людьми.

Затем следуют слова: «Суббухун куддусун раббуль-маляяикяти вар-рух» /7/. Когда произносишь эти слова и вспоминаешь их предысторию, по телу пробегают мурашки. В некоторых источниках говорится, что ангел Джабраил (мир ему) обратился к Аллаху: «О Всевышний! Почему пророк Ибрахим (Авраам) столь выделен, что считается «халилюл-лах» (Твоим другом)?» В ответ Аллах направил его к Аврааму, сказав: «Поприветствуй его и произнеси слова: «Суббухун куддусун раббуль-маляяикяти вар-рух».
 
Как известно, пророк Авраам (мир ему) был очень богат. Одни только собаки, охранявшие его стада, исчислялись тысячами. Но богат он был и духовно. Так вот, когда Джабраил предстал перед Авраамом в облике человека и произнес эти слова, пророк, прочувствовав их Божественную суть, воскликнул: «Произнеси их еще раз и половина моего богатства — твоя!» Ангел Джабраил (Гавриил) произнес их еще раз. Авраам вновь сказал: «Повтори их, и все мое богатство — твое!» Когда Авраам в очередной раз услышал эти слова, с его уст наконец сошло: «Произнеси их еще раз, и я — твой раб».
 
Есть вещи, великолепие, красоту и ценность которых могут постичь лишь специалисты. Например, алмаз. Не каждый отличит ископаемый алмаз от других, менее ценных камней. Для специалиста — это ценный камень, способный превратиться в изысканную драгоценность, если будет подвергнут огранке. Причем только знаток определит ценность того бриллианта, который в результате огранки может получиться из алмаза. Также и слова «Суббухун куддусун раббуль-маляяикяти вар-рух». Авраам, прочувствовав их красоту и великолепие, не мог насытить свой слух и каждый раз просил повторить их снова.
 
И завершается это восхитительное, волшебное поминание Всевышнего, Господа миров проникновенной мольбой: «Ляя иляяхэ илля ллаху настагфирулла, нас’элюкель-джанната ва на‘уузу бикя минан-наар» («Нет бога, кроме Единого и Единственного Аллаха. О Всевышний, прости нас и помилуй! У Тебя мы просим Рая и к Тебе прибегаем, моля об удалении от Ада»).
 
В одном из хадисов говорится, что в Раю есть специальные врата для постящихся, которые называются ар-Райян. В Судный День будет сказано:
 
أّيْنَ الصَّائِمُونَ؟ فَيَقُومُونَ، لا يَدْخُلُ مِنْهُ أَحَدٌ غَيْرُهُمْ.
 
«Где те, кто соблюдал пост? Войдите в Рай через врата ар-Райян» /8/.
 
Когда произносишь последнюю часть восхваления «мы просим у Тебя Рая», проникаешься такими ощущениями, будто эти райские врата приоткрываются, и кажется невозможным, чтобы Аллах оставил эту искреннюю мольбу человека без ответа.
 
О Господь! Включи нас в число тех, кто в Судный День будет выделен перед всеми остальными творениями по причине соблюдения поста и войдет в Рай через врата ар-Райян. Амин.
 
Истекают последние дни великого месяца Рамадан. Каждый, кто осведомлен о значимости благословенной Ночи Могущества, особо бдителен. Страх упустить эту ночь не дает сомкнуть глаз. Аят: «Они свои постели оставляют и взывают к Господу своему в страхе и надежде» /9/ в эти дни принимает более четкие контуры и находит свое отражение среди тех, кто считает себя последователями заключительного Посланника Господа миров.
 
В некоторых тафсирах приводится повествование о том, как однажды посланник Всевышнего упомянул четырех сынов Израиля, которые провели в поклонении восемьдесят лет. Сподвижники были поражены этим рассказом. И тогда ангел Джабраил (мир ему) низошел и обратился к Пророку: «О Мухаммад, твои сподвижники были восхищены тем, что эти люди неустанно поклонялись Всевышнему на протяжении долгих лет и ни в чем Его не ослушались. Поистине, Он определил для вас лучшее». А затем прочитал аяты: «Воистину, Мы ниспослали его (Коран) в Ночь Могущества. Что же тебе известно о Ночи Могущества? Ночь Могущества лучше тысячи месяцев» /10/, /11/.
 
Также передается, что среди сынов Израиля был человек, всю ночь выстаивавший в молитвах, а потом весь день до вечера боровшийся с врагами на поле боя. Это продолжалось 1000 месяцев. И Всевышний Аллах из милости к умме пророка Мухаммада ниспослал аят: «Поистине, Ночь Могущества лучше тысячи месяцев» /12/, /13/.
 
Хотя во всем мусульманском мире и принято выделять именно двадцать седьмую ночь месяца Рамадан как Ночь Могущества, все же более правильно искать ее в одну из нечетных ночей последних десяти дней месяца, ожидая, что каждая из них может явиться той самой благословенной Ночью. Подтверждением этому являются слова Пророка (да благословит его Аллах и приветствует):
 
تَحَرَّوْا لَيْلَةَ الْقَدْرِ فِي الْوِتْرِ مِنَ الْعَشْرِ الْأَوَاخِرِ مِنْ رَمَضَانَ.
 
«Ищите Ночь Могущества в нечетные ночи последних десяти дней» /14/.
 
В хадисе сказано: «Ищите». Как же ее искать? Рассказывают, что некоторые выходят на улицу и высматривают признаки, присущие Ночи Могущества. А кто-то и вовсе не задумывается об этом даре Всевышнего. Просто проводит эти ночи в глубоком сне.
 
А хотите узнать, как ищут эту Ночь те, кто остался на и‘тикяф /15/ в нашей мечети?
 
Каждая ночь последних десяти дней проводится так, будто именно она — Ляйлятуль-кадр. Ночи, как и дни, наполнены выстаиванием молитв, чтением Корана, зикром, пополнением багажа знаний. Наутро часто слышишь слова восхищения: «Субханал-лах, сегодня ночью кто-то настолько сильно плакал, что аж сердце сжималось».
 
Состояние, когда человек переполняется чувствами и по щекам его текут слезы, присуще лишь тем, кто шаг за шагом пытается постичь ту духовно возвышенную атмосферу, в которой находились Пророк и его сподвижники, кто сильно желает и стремится быть из числа уммы, о которой посланник Всевышнего молвил:
 
أُمَّتِي أُمَّةٌ مُبَارَكَةٌ، أُمَّةٌ مَرْحُومَةٌ.
 
«Моя умма — она благословенна, над ней — Божественная милость» /16/.



Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) посвятил свою жизнь тому, чтобы людей, удостоившихся чести быть из этой уммы, было как можно больше. Все его существо было переполнено волнением и тревогой за свою умму.
 
В своде хадисов имама Муслима приводится следующая история. Посланник Всевышнего зачитал аят, содержащий мольбу Иисуса (мир ему): «Если накажешь их, то они — Твои творения. Если же простишь, воистину, Ты — Могуч и Мудр» /17/ , а затем со слезами на глазах воздел руки и воззвал:
 
اللهم أُمَّتِي أُمَّتِي
 
«О Всевышний, моя умма, моя умма!» (аллахумма уммати, уммати). Посланник настолько сильно плакал, повторяя слова «уммати, уммати», что тот, Чья милость безгранична, направил ангела Джабраила со словами: «Джабраил (Гавриил), сообщи Мухаммаду:
 
إِنَّا سَنُرْضِيكَ فِي أُمَّتِكَ وَ لاَ نَسُوءُكَ.
 
«Воистину, Мы сделаем тебя довольным твоей уммой и не огорчим тебя» /18/.
 
Если же коснуться повествований о Судном Дне, который, к сожалению, каждый из нас считает чем-то далеким, то мы увидим особую грань самопожертвование Пророка ради своих последователей. По сути, мы даже не можем себе представить ужас того Дня, когда миллиарды людей и джиннов будут в ожидании начала спроса. Как говорится в хадисах, в тот День никто, помимо пророков, не в праве будет говорить. А знаете, какие слова будут сходить с уст столь приближенных ко Всевышнему людей, как пророки?
 
اللهم سَلِّمْ سَلِّمْ!
 
«Господь наш, спаси!» /19/
 
И лишь наш Пророк воскликнет: «Йя рабби, уммати уммати!»
 
Ему будет дано право заступиться за своих последователей. И каждый раз вводя часть своей уммы в Рай, он будет возвращаться к месту Божьего Суда и вновь молить Всевышнего: «Йя рабби, уммати уммати!» Он будет молить о своих последователях, пока Всевышний не разрешит еще одну часть из них ввести в райскую обитель /20/ .
 
Сколь же благороден и величественен должен быть человек, что, даже когда врата Рая распахнутся перед ним и будут ждать его прихода, этому он предпочтет самые тяжкие минуты Суда. Ради чего? Ради того, чтобы взять с собой и свою общину. Заметьте, пред ним распахнутся врата Рая, не мирских благ, а Рая. Как говорится в достоверных хадисах, если частичка Рая падет на землю, то все окутается неописуемым запахом благовония. Но даже красота и великолепие Рая не смогут затмить в его сознании невообразимую духовную связь со своей уммой.
 
Сколь же величественен тот человек... эти слова о Пророке Мухаммаде можно произносить очень долго. Ведь он — носитель самых высоких достоинств.
 
Сколь же велик тот человек, который, даже подвергаясь на протяжении многих лет унижениям и гонениям, неустанно молил: «О Аллах, прости их [моих обидчиков], они не ведают, что делают! О Аллах не наказывай их, быть может, в числе их потомков будут те, кто преклонится пред Тобою!»
 
Сколь же велик должен быть человек, отбросивший даже мысленно все мирские услады ради того, чтобы светом Божьим озарились сердца и души. Несмотря на то что пред ним открывались все мирские блага, они не смогли его отдалить от пророческой миссии и, покидая сей мир, он оставил после себя лишь кольчугу, которая была взята в долг, и землю, которую он завещал путникам.
О Всевышний Аллах, дай силы провести последние десять дней месяца Рамадан так, чтобы Твой Любимец, пророк Мухаммад, гордился нами.
 
О Аллах, сделай нас достойными последователями Твоего Посланника!
 
О Аллах, причисли нас к тем, кто стремится к кораблю вечности, капитаном которого является пророк Мухаммад (да благословит его Господь и приветствует). Амин.


Примечания:

/1/ См.: Ан-Навави Я. Нузха аль-муттакын. Шарх рияд ас-салихин. Т. 2. С. 99, хадис № 1195.
/2/ См.: Св. Коран, 97:3.
/3/ См.: Св. Коран, 14:34.
/4/ См.: Ас-Самарканди Н. Танбих аль-гафилин [Пробуждение беспечных]. Египет: аль-Иман, 1994. С. 323, хадис № 632, «хасан».
/5/ Пророки изначально Божественной опекой были удалены от совершения пагубных грехов.
/6/ См.: Аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. Т. 2. С. 572.
/7/ Он — Восхваляем и Свят. Он — Господь всех ангелов и святого духа (ангела Джабраила).
/8/ См.: Ан-Навави Я. Нузха аль-муттакын. Шарх рияд ас-салихин. Т. 2. С. 115, хадис № 1218.
/9/ См.: Св. Коран, 32:16.
/10/ См.: Св. Коран, 97:1–3.
/11/ См.: Ибн Кясир И. Тафсир аль-кур’ан аль-‘азым. Т. 4. С 533.
/12/ См.: Св. Коран, 97:3.
/13/ См.: Ибн Кясир И. Тафсир аль-кур’ан аль-‘азым. Т. 4. С. 533.
/14/ См.: Ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 195, хадис № 3247, «сахих».
/15/ Суть нахождения в мечети с намерением на и‘тикяф состоит в том, что человек, особенно в состоянии соблюдения поста, на некоторый период удаляется от мирских проблем, имеет возможность спокойно проанализировать последний год своей жизни, увидеть допущенные ошибки, погрешности и покаяться в тишине Божьего храма.
/16/ См.: Ас-Суюты Дж. Аль-джами‘ ас-сагыр. С. 102, хадис № 1620, «хасан», № 1621, «сахих».
/17/ См.: Св. Коран, 5:118.
/18/ См.: Ан-Найсабури М. Сахих муслим. С. 112, хадис № 346.
/19/ Там же. С. 99, хадис № 299.
/20/ См.: Аль-Бухари М. Сахих аль-бухари. С. 1432, хадис № 7510.

(Голосов: 1, Рейтинг: 5)

  • Нравится

Комментариев нет